Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий

Устройство асфальтобетонного покрытия производят только после приемки нижнего и верхнего слоев основания, а также установки бортового камня, что оформляется актом на скрытые работы, и после проведения подготовь гельных работ.

Устройство нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Подготовительные работы при новом строительстве включают:

обработку поверхности основания битумной эмульсией или жидким битумом равно мерным слоем не менее чем за 6 часов до укладки смеси. Расход материалов составляет; при обработке жидким битумом - 0,5-0.8 л/м2, при обработке 50 % битумной эмульсией - 0,4-0,7 л/м2;

геодезическую разбивку с установкой контрольных "маяков" и выноской отметок на бортовой камень (верх маяка или отметка должны соответствовать верху покрытия после уплотнения). Нанесение отметок по борту производится намелованным шнуром. Асфальтобетонные или деревянные "маяки" устанавливаются по визиркам вдоль дороги на бетонном основании или технологическом слое или уплотненном нижнем слое;

проверку соответствия высотных отметок крышек колодцев требованиям проекта и исправление в случае несоответствия Транспортирование асфальтобетонной смеси к месту укладки должно, как правило, производиться в автомобилях-самосвалах большой грузоподъемности :

а) оборудованных устройствами для подогрева кузовов отходящими газами и тентом для укрытия перевозимой смеси;

б) имеющих подъемное устройство, обеспечивающее постепенное увеличение угла наклона кузова с фиксацией его положения в нескольких местах;

в) имеющих конструкцию подвески, которая создавала бы минимальную вибрацию при движении.

Распределение асфальтобетонной смеси производится асфальтоукладчиками при скорости укладки 2-3 км/час (смеси с содержанием щебня более 40 %) и 4-5 км/час (менее 40 % щебня). Уплотняющие рабочие органы работают в режиме: частота оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин; вала вибратора плиты 2500-3000 об/мин.

В труднодоступных местах при небольших объемах работ допускается укладка смеси вручную. Распределение асфальтобетонной смеси, находящейся в бункере асфальтоукладчика, производится при ее температуре не ниже 120 °С, а при применении смесей с поверхностно- активными веществами - не ниже 100 °С.

Ремонт дорожных покрытий

Дорожные службы всего мира ежегодно выполняют значительные объемы работ по ликвидации появившихся дефектов и разрушений. Практикой установлено, что поверхность покрытия, нуждающаяся в локальном текущем ремонте, ежегодно может составлять до 2-3% от общей площади покрытия дороги или ее участка. Когда серьезные повреждения и дефекты достигают 12-15%, общепринято ставить на ремонт все 100% этой площади. Подобное систематическое «лечение» дорожного покрытия осуществляется различными методами, средствами и материалами, в совокупности определяющими качество, срок службы и стоимость, т. е. эффективность таких ремонтных работ. Главная цель этих работ - обеспечить на эксплуатируемой дороге безопасное движение автомобильного транспорта со скоростью, разрешенной «Правилами дорожного движения».Подготовка ремонтируемого места покрытия включает в себя следующие операции:

· очистка поверхности дороги от пыли, грязи и влаги;

· разметка границ ремонта выбоин прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захватом неразрушенного слоя покрытия на 3-5 см, при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром или картой;

· вырезка, вырубка или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру на всю глубину выбоины, но не менее толщины слоя покрытия,

при этом боковые стенки должны был, вертикальными;

· очистка дна и стенок места ремонта от мелких кусков, крошки, пыли, грязи и влаги; обработка дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии.

Небольшие по площади выбоины (до 2-3 м2) можно оконтуривать с помощью довольно уже распространенных ручных нарезчиков швов, снабженных специальными тонкими (2-3 мм) алмазными дисками диаметром 300-400 мм. Обрезанный материал слоя покрытия может разламываться и удаляться с помощью отбойного молотка с соответствующим наконечником.

Отбойный молоток гидравлического типа весом, как правило* 16-20 кг может быть подключен либо к специальной малогабаритной переносной гидростанции с двигателем внутреннег сгорания, либо к гидропривод) участвующих в ямочном ремонте самоходной холодной фрезы, самоходного виброкатка или другой машины. В отдельных случаях для указанной работы может быть использован пневматический отбойный молоток мощностью 0,8-1,0 кВт с подключением его к соответствующему компрессору (расход воздуха не менее 0,5 мЗ/мин, давление не ниже 6-7 атм.).При подготовке к ремонту узких и длинных выбоин площадью более 2-3 м2 или трещин с разрушенными краями целесообразно использовать малогабаритные и компактные самоходные, прицепные и5ш навесные холодные фрезы, срезающие дефектный материал покрытия шириной 200-500 мм на глубину 50-150 мм (регулируется). Как правило, за час непрерывной работы фреза может пройти 200-300 пог м. На значительных площадях разрушенного покрытия возможно применение более крупных холодных фрез с большей шириной срезаемого материала (500-1000 мм) и максимальной глубиной до 200-250 мм. Отдельные модели холодных фрез дополнительно оснащаются ленточным транспортером, подающим срезаемый материал в ковш фронтального погрузчика или кузов транспортного средства, что заметно сокращает объем ручных работ. Обработку (смазку) или подгрунтовку дна и стенок оконтуренной выбоины, очищенной от мелких кусков и пыли, тонким слоем жидкого битума или битумной эмульсии (расход битума 0,3- 0,5 л/м2) можно выполнять с использованием тех средств, которые имеются в наличии (битуморазогреватель передвижной, битумный котел, автогудронатор, дорожный ремонтер и т.п.). При этом следует иметь в виду, что избыточная смазка.битумом так же плоха для качества сцепления нового слоя покрытия со старым, как и недостаточная (слабая).

Очень эффективны для смазки ремонтируемой выбоины малогабаритные установки (5 л. с), подающие насосом битумную эмульсию в разбрызгивающее сопло ручной удочки со шлангом длиной 3-4 м. Есть и более простые подобные агрегаты и установки с подачей эмульсии из бочки ручной помпой или переносным насосом с ДВС. В идеальном случае при использовании горячих асфальтобетонных смесей целесообразно было бы требовать заделки выбоины или ямы битумосодержащей смесью, соответствующей составу смеси ремонтируемого покрытия. Однако сделать это сложно и не всегда возможно. Доставку смеси с АБЗ к месту ремонта покрытия целесообразно производить транспортным средством, оборудованным специальным термосным бункером, сохраняющим смесь в горячем состоянии несколько часов. Раньше таких специализированных транспортных средств в России не было. Сейчас они начали выпускаться, а на рынке дорожной техники появились также зарубежные образцы. Перемешивание загружаемых материалов происходит гравитационным способом в цилиндрическом барабане, оборудованном лопастями и обогреваемом специальной горелкой.

Вес одного замеса (емкость барабана-мешалки) в зависимости от типа и размеров рециклера может составлять от 200-300 до 1600 кг. Время приготовления одного замеса после загрузки материала и разогрева барабана до требуемой температуры составляет 10-20 мин.

Наиболее эффективно рециклер работает, если в него загружается мелкая асфальтобетонная крошка, полученная путем холодного фрезерования покрытия. При этом для улучшения «войств смеси рекомендуется при загрузке крошки или кускового лома добавлять твердого или полутвердого битума в количестве 1 -2% по весу. Порционная или полная выгрузка горячей смеси из рециклера может производиться либо непосредственно на ремонтируемое место, либо в малогабаритную ручную тележку или ковш погрузчика для подачи смеси к месту ее укладки,

Экономическая эффективность и целесообразность использования технологии рециклинга очень высока. При наличии асфальтобетонной крошки или кускового лома на месте заделки выбоин расходы на ямочный ремонт могут быть снижены на 50-60%, в сравнении с доставкой новой смеси с АБЗ. Однако рециклеры в России пока «не. прижились», несмотря на рекламу и предложения ряда зарубежных фирм («Фильхабен», «Беннингхофен» и др.). Подготовленную выбоину заполняют материалом слоями по 5-6 см с учетом коэффициента запаса на уплотнение. При небольших размерах выбоин распределение и выравнивание смеси выполняют, как правило, вручную лопатами и гладилками или с помощью ящиков без дна, а на больших ремонтируемых картах (площадь более 20-25 м ) целесообразно использовать небольшой тротуарный асфальтоукладчик. После заполнения выбоины (карты) горячей смесью производят ее уплотнение специальными виброплитами или малогабаритными виброкатками с соблюдением всех технологических правил и требований. Поверхность отремонтированного места после уплотнения должна быть на уровне основного покрытия, т. е. не должна иметь ни впадин, ни выступов, ни вида «корявой нашлепки». Движение транспорта по отремонтированному участку покрытия открывают сразу после завершения всех работ и остывания уложенной смеси до температуры не выше 30°С. В жаркую погоду время охлаждения смеси можно сократить путем разлива воды с расходом примерно 2 л/м2 Струнно-инъекционная холодная технология заделки выбоин. Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически только к тщательной ее очистке от пыли, мусора и влаги путём продувки высокоскоростной струей воздуха и к обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операция обрезки, разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии может не производиться. Сама заделка выбоины осуществляется посредством ее заполнения мелким щебнем, предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины. За счет вовлечения и подачи щебня воздушной струей, его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью, что обеспечивает хорошую его упаковку (уплотнение), практически исключающую необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков. Для ямочного ремонта по струйно-инъекционной холодной технологии рекомендуется использовать чистый мелкий щебень фракции 5-10 мм и быстрораспадающуюся катионную (для кислых каменных пород, например, гранита) или анионную (для основных каменных пород, например, известняка) битумную эмульсию 60-процентной концентрации. Предварительно в лаборатории следует проверить прилипаемость битума к щебню и время распада эмульсии, которое не должно превышать 25-30 мин. Расход эмульсии указанной концентрации для подгрунтовки выбоин и обработки щебня в камере смешения машины ориентировочно может составлять 3-5% по массе щебня (по расходу битума - не более 2-3%).

Наши рекомендации