Причины увеличения или снижения количества учетных действий при ведении государственного кадастра недвижимости
Количество учетных действий при ведении государственного кадастра недвижимости за 2013 год составляет 346309, что на 94907 (или на 21,5%) меньше количества учетных действий за 2012 год (441216 учетных действий без учета земельных участков, в характеристики которых внесены изменения в кадастровую стоимость на основании массовой государственной кадастровой оценки) по следующим причинам:
1. Уменьшение количества поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков с 66122 в 2012 году до 60772 в 2013 году в связи с тем, что в 2012 году проведена работа по гармонизации сведений ГКН и ЕГРП и в ГКН внесены сведения о ранее учтенных земельных участках с зарегистрированными правами в порядке исполнения требований статьи 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
2. Уменьшение количества отказов при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков с 15079 в 2012 году до 13372 в 2013 году обусловлено внесением изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (статьи 26 и 27).
3. Уменьшение количества снятых с государственного кадастрового учета земельных участков с 25402 в 2012 году до 12745 в 2013 году в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (продлен срок действия временного статуса земельных участков до 5 лет).
4. Уменьшение количества внесенных изменений в характеристики земельных участков с 331092 в 2012 году до 259420 в 2013 году связано с тем, что в 2012 году проведена работа по верификации сведений ГКН в отношении земельных участков.
Организация работы с жалобами и обращениями граждан и организаций (количество обращений за год, результаты рассмотрения обращений, количество обоснованных и необоснованных обращений); причины поступления жалоб и обращений.
В 2013 году деятельность филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области (далее – Филиал) по организации работы с обращениями граждан и юридических лиц проводилась в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон о рассмотрении обращений граждан), Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 840), Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 16.08.2011 № 395 (с 12.12.2013 утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 25.09.2013 № 556), Приказом Филиала от 07.12.2012 № 489 «Об утверждении Положения о порядке работы с обращениями граждан в филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области» (с изменениями от 12.07.2013 № 247), Приказом Филиала от 09.08.2012 № 304 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в филиале ФГБУ «ФКП» по Челябинской области» (с изменениями от 31.05.2013 № 180), Приказом филиала от 16.10.2012 № 407 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решение и действия (бездействие) работников филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области при предоставлении государственных услуг Росреестра».
В 2013 году в центральный аппарат и территориальные отделы Филиала поступило2648письменных обращений граждан (2407 в центральный аппарат и 241 обращение в территориальные отделы), при этом поступило обращений:
– почтовым отправлением либо нарочно – 2047 (77,3%);
– с личного приема – 159 (6%);
– по электронной почте – 425 (16%);
– по факсимильной связи – 5 (0,2%);
– из книги жалоб и предложений – 12 (0,5%).
Количество обращений от юридических лиц, поступивших в Филиал в 2013 году, составляет 1040 письменных обращений.
Личный прием в Филиале осуществляется директором филиала, заместителем директора-главным технологом филиала, начальниками структурных подразделений и территориальных отделов Филиала. В 2013 году на личный прием обратилось 1697 заявителей, из которых на личный прием обратилось к директору филиала и заместителю директора-главному технологу Филиала – 511 человек, к начальникам структурных подразделений и территориальных отделов Филиала – 1186 человек, из них в ходе проведения общероссийского дня приема граждан, который состоялся
12 декабря 2013 года, к директору филиала с устными обращениями обратилось 9 человек, к начальникам структурных подразделений и территориальных отделов Филиала – 51 человек.
Для сравнения, в 2012 году в Филиал поступило 1874 письменных обращений граждан, а на личном приеме принято 1773 человека, к директору и заместителю директора обратилось 725 заявителей и 1048 заявителей обратилось на личный прием к начальникам структурных подразделений и территориальных отделов Филиала. Таким образом, в 2013 году наблюдалось увеличение числа заявителей, обратившихся с письменными обращениями, на 41%, вместе с тем количество граждан, обратившихся на личный прием, уменьшилось на 4,3%.
Оценка динамики обращений граждан в 2013 году показала, что наибольшее количество письменных обращений граждан поступило в Филиал в июле, ноябре и декабре 2013 года (247, 273 и 253 соответственно). Также можно отметить, что количество письменных обращений составляет в среднем 221 обращение в месяц, что на 65 обращений больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (в среднем 156 обращений в месяц) (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Динамика количества поступивших письменных и устных обращений граждан в 2013 году
На увеличение количества обращений в 2013 году по сравнению с 2012 годом повлияли такие факторы, как:
– наделение Филиала с 01.03.2012 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик;
– наделение Филиала с 01.04.2012 полномочиями по осуществлению государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства;
– отсутствие единообразной практики по осуществлению государственного учета объектов капитального строительства;
– несогласие с результатами государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
В обращениях заявителей, поступивших в 2013 году, были затронуты в основном следующие вопросы:
– о правомерности принятых органом кадастрового учета решений;
– о правомерности постановки земельных участков на государственный кадастровый учет;
– о порядке перевода земельного участка из одной категории в другую;
– о порядке изменения вида разрешенного использования земельного участка;
– о порядке согласования границ земельных участков со смежными землепользователями;
– о предоставлении возражений, возникающих при согласовании местоположения границ земельных участков;
– о предоставлении возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;
– о порядке снятия с учета земельных участков;
– о порядке получения сведений государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН);
– о порядке исправления кадастровых и технических ошибок;
– о порядке расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости;
– о дате, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость земельного участка;
– о приведении в соответствие сведений, содержащихся в ГКН, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП);
– о наличии в ГКН дублирующих сведений об объектах недвижимости;
– о предоставлении сведений об объектах капитального строительства и постановке на государственный учет объектов капитального строительства;
– о несоответствии сведений в выданных кадастровых паспортах сведениям правоустанавливающих документов на объекты капитального строительства;
– о работе Портала государственных услуг;
– о предоставлении разъяснений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
По итогам анализа обращений, поступивших в 2013 году, следует отметить, что наиболее характерными причинами обращений являются:
– желание заявителей получить разъяснения по вопросам правомерности принятых работниками Филиала решений;
– желание заявителей получить разъяснения по вопросам, возникающим при подготовке документов для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
– желание заявителей получить разъяснения по вопросам, касающимся государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
– желание заявителей оформить надлежащим образом свои права на объекты недвижимости;
– наличие ошибок в сведениях ГКН об объектах недвижимости;
– наличие в ГКН дублирующих сведений об объектах недвижимости;
– отсутствие в ГКН сведений об объектах капитального строительства;
– наличие разночтений в сведениях, содержащихся в ГКН, со сведениями, содержащимися в ЕГРП;
– желание заявителей получить бесплатную квалифицированную помощь по иным вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
Из общего количества поступивших в Филиал обращений 2,1% (56 обращений) составляют жалобы, из которых 10,7% (6 жалоб) составляли жалобы на решения и действия (бездействие) работников Филиала при предоставлении государственных услуг Росреестра. Три жалобы, поступившие в Филиал, были направлены по подведомственности в Управление Росреестра по Челябинской области.
По результатам рассмотрения жалоб, обоснованными признано 10 жалоб, что составляет 22,2% от общего количества рассмотренных Филиалом жалоб. По результатам рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) работников Филиала при предоставлении государственных услуг Росреестра, в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ № 840, Филиалом были приняты решения об отказе в удовлетворении жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг.
Анализ рассмотренных жалоб показал, что основными тематиками жалоб, поступивших в Филиал в 2013 году, являлись:
– о правомерности принятых органом кадастрового учета решений;
– о наличии технических ошибок в сведениях ГКН о земельных участках и объектах капитального строительства;
– об отсутствии сведений об объектах капитального строительства в ГКН;
– о недостоверных сведениях, содержащихся в ГКН, об объектах капитального строительства;
– о некомпетентности сотрудников и некорректном обслуживании заявителей на приеме в территориальных отделах Филиала;
– о работе Портала государственных услуг Росреестра;
– о работе публичной кадастровой карты;
– о размере кадастровой стоимости объектов недвижимости;
о предоставлении недостоверных сведений ГКН.
Основными обстоятельствами, повлекшими обоснованные жалобы, являются:
– принятие неправомерных решений при осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости;
– несвоевременное выявление технических ошибок в сведениях ГКН;
– несвоевременное исполнение решения суда;
– предоставление недостоверных сведений ГКН;
– некомпетентность сотрудников и некорректное обслуживание заявителей на приеме в территориальных отделах Филиала.
По результатам рассмотрения обоснованных жалоб к 4 работникам Филиала применены меры воздействия в виде снижения премиальных выплат. Также по результатам рассмотрения обоснованных жалоб выявлены случаи, когда не представляется возможным применить меры воздействия к работникам Филиала, действия которых обжалуются гражданами в обращениях, ввиду увольнения указанных работников.
Все обращения, поступившие в Филиал, в обязательном порядке рассматриваются, анализируются и учитываются в дальнейшей работе, принимаются меры по разрешению конфликтных ситуаций, а также осуществляется информирование заявителей о результатах рассмотрения обращений.
На устные обращения граждан были даны разъяснения в ходе личного приема, так как факты и обстоятельства, изложенные в устных обращениях, являлись очевидными и не требовали дополнительной проверки (ст. 13 Закона о рассмотрении обращений граждан).
Обо всех поступающих в Филиал письменных обращениях граждан и организаций докладывается директору филиала, заместителю директора - главному технологу филиала. Также проводится постоянный контроль соблюдения установленного порядка и сроков рассмотрения обращений, в связи с чем ежедневно директору филиала, заместителю директора – главному технологу филиала и начальникам структурных подразделений Филиала направляется в качестве предварительного контроля информация об обращениях граждан, срок рассмотрения которых истекает.
За 2013 год нарушение сроков рассмотрения письменных обращений, установленных ст. 12 Закона о рассмотрении обращений граждан, в Филиале не выявлено.
Служебных расследований по фактам несвоевременного или формального рассмотрения обращений граждан с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности Филиалом в 2013 году не проводилось по причине отсутствия оснований для проведения таких проверок.
При этом до сведения работников Филиала доведена информация о мерах ответственности, предусмотренных действующим законодательством за нарушение законодательства в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, а также за нарушение установленных законодательством сроков рассмотрения письменных обращений граждан и жалоб на решения и действия (бездействие) работников Филиала при предоставлении государственных услуг Росреестра.
Также в 2013 году Филиалом были получены 5 письменных обращений
граждан, содержащих благодарности в адрес директора и сотрудников Филиала за профессионализм, организацию работы, консультирование и оказание помощи в получении документов на объекты недвижимости.
На всех пунктах приема-выдачи документов Филиала размещены книги жалоб и предложений.
За 2013 год в книги жалоб и предложений Филиала внесено 435 записей, из которых 384 благодарности (88,3%) за высокопрофессиональный уровень подготовки сотрудников, оперативность в работе, доброжелательность, вежливое отношение к заявителям, отзывчивость, 38 обращений (8,7%) к руководству Филиала по повышению качества и доступности предоставления государственных услуг, в т.ч. об организации работы с заявителями, об увеличении окон приема заявителей, о режиме работы окон приема, о создании более комфортных условий в помещениях на пунктах приема (кондиционер, столы для заявителей, вешалки для верхней одежды), 13 жалоб (3%) на длительное время ожидания в очереди, на некорректное взаимоотношение сотрудников с заявителями, на ненадлежащую работу окон приема, на нарушение срока предоставления сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказе в приеме или консультировании заявителей (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Записи, оставленные заявителями в книгах жалоб и предложений в 2013 году
Филиалом организован ежемесячный мониторинг размещения книг жалоб и предложений, а также их содержания в соответствии с приказом Филиала от 17.09.2013 № 359 «Об утверждении Инструкции о ведении книги жалоб и предложений в структурных подразделениях филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области».
По всем жалобам и обращениям, оставленным заявителями в книгах жалоб и предложений, приняты меры реагирования, в том числе направлены письменные ответы заявителям, сотрудникам, осуществляющим взаимодействие с заявителями, указано на соблюдение вежливости, доброжелательности, корректности, внимательности в общении с гражданами, также Филиалом приняты меры по созданию более комфортных условий в помещениях на пунктах приема (размещены кресла, стулья для заявителей) и т.д.
В целях предупреждения жалоб Филиалом проводятся следующие мероприятия:
– еженедельные совещания по обсуждению проблемных вопросов осуществления государственного кадастрового учета, формирование единой практики принятия решений;
– обсуждение проблемных вопросов по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости на Координационном совете, проводимом совместно с Управлением Росреестра по Челябинской области (февраль, июнь, сентябрь, ноябрь 2013 г.), что способствует выработке единой правоприменительной практики;
– ежедневный мониторинг соблюдения сроков исполнения заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета и запросов о предоставлении сведений ГКН;
– ежемесячный мониторинг принимаемых работниками Филиала решений при осуществлении государственного кадастрового учета на соответствие требованиям нормативно-правовых актов по ведению ГКН;
– ежемесячный мониторинг соблюдения положений Порядка предоставления сведений, внесенных в ГКН, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.02.2010 № 75, при приеме запросов о предоставления сведений, внесенных в ГКН;
- ежедневный мониторинг начальниками территориальных отделов Филиала ошибок, допускаемых отделами центрального аппарата Филиала при принятии решений об отказе (приостановлении) государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а также при подготовке выходных документов на объекты недвижимости;
– ежедневный мониторинг ошибок, допускаемых кадастровыми инженерами и работниками организаций технической инвентаризации при подготовке межевых и технических планов;
– ежеквартальный анализ судебной практики и доведение его до сведения работников Филиала в целях исключения случаев принятия необоснованных решений об осуществлении (приостановлении/ отказе) государственного кадастрового учета;
– изучение аналитических обзоров судебных решений и аналитических справок о работе с обращениями граждан, справок о проверках филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» с целью исключения систематических нарушений в работе отделов;
– доведение на систематической основе до работников, осуществляющих государственный кадастровый учёт, позиции Минэкономразвития России, Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра» по проблемным вопросам осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости;
– согласование начальниками отделов, осуществляющих государственный кадастровый учет объектов недвижимости, проектов решений об отказах в осуществлении государственного кадастрового учета, принимаемых работниками Филиала;
– проверка юридическим отделом решений об отказах в осуществлении государственного кадастрового учета, принимаемых работниками Филиала, на соответствие требованиям нормативно-правовых актов по ведению ГКН;
– повышение уровня квалификации сотрудников Филиала;
– систематическое обучение персонала начальниками структурных подразделений Филиала;
– проведение проверок в случае выявления в ходе рассмотрения жалоб и обращений фактов ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками Филиала с целью привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Также в целях предупреждения поступающих в Филиал жалоб в Филиале работает «телефон доверия», позвонив на который граждане могут рассказать о фактах коррупции или других правонарушениях со стороны работников, а также высказать предложения по совершенствованию деятельности Филиала.
Помимо этого, в целях предупреждения жалоб, а также в целях повышения правовой грамотности заявителей Филиалом организована работа по разъяснению действующего законодательства в сфере государственного и кадастрового учета объектов недвижимости, в рамках которой Филиалом в 2013 году выполнялись следующие мероприятия:
1. Разъяснительная работа с заявителями путем размещения и систематического обновления рекомендательных материалов на стендах Филиала.
2. Размещение аналитической и разъяснительной информации на странице филиала на подсайте Управления Росреестра по Челябинской области (to74.rosreestr.ru).
3. Размещение аналитической и разъяснительной информации на сайтах органов местного самоуправления.
4. Ежедневное консультирование заявителей по вопросам осуществления государственного кадастрового учета сотрудниками Филиала на площадке многофункционального центра (далее – МФЦ) («личное консультирование»).
5. Ежедневное информирование заявителей по интересующим вопросам посредством телефонной связи на площадке МФЦ («телефонный консультант»).
6. Проведение личного приема граждан директором филиала, заместителем директора – главным технологом филиала, а также начальниками структурных подразделений и территориальных отделов Филиала.
7. Консультирование заявителей начальниками территориальных отделов Филиала при приеме-выдаче документов.
8. Разъяснительная работа с гражданами и юридическими лицами путем проведения «Горячих линий».
9. Разъяснительная работа с гражданами и юридическими лицами путем проведения «Дней консультаций».
10. Разъяснительная работа с гражданами и юридическими лицами путем проведения Интернет-акций «Директор филиала отвечает на вопросы граждан».
11. Разъяснительная работа с гражданами и юридическими лицами путем участия специалистов Филиала в общественных мероприятиях.
12. Взаимодействие с органами местного самоуправления, организациями технической инвентаризации и кадастровыми инженерами, осуществляющими деятельность на территории Челябинской области, посредством организации совещаний, рабочих встреч, семинаров и т. д.
13. Информирование заявителей по вопросам, относящимся к компетенции Филиала, посредством средств массовой информации.
14. Проведение анкетирования заявителей по оценке качества и доступности оказываемых Филиалом государственных услуг.
15. Мониторинг качества государственных услуг, оказываемых Филиалом.
16. Организация систематического обучения работников Филиала с применением различным форм обучения (семинары-совещания, практические занятия, тестирование работников) в соответствии с приказом от 14.03.2011 № 67 «О систематическом обучении работников ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области».
Количество судебных споров с участием территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра по вопросам государственного кадастрового учета (причины возникновения и результаты рассмотрения судом), в том числе общее количество обжалованных отказов по государственному кадастровому учету (из них признанных незаконными), основные причины признания отказов незаконными.
Всего в 2013 году Филиал привлекался к участию в рассмотрении 542 гражданских дел по вопросам, связанным с государственным кадастровым учетом, из них в качестве ответчика по 159 гражданским делам, в качестве заинтересованного лица – по 119 делам, в качестве третьего лица – по 196 делам, в качестве истца — по 68 делам.
Основной тематикой судебных споров по вопросам государственного кадастрового учета являлись:
- обжалование принятых органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учёта;
- обжалование принятых органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления кадастрового учёта;
- обжалование действий органа кадастрового учета по постановке и государственному кадастровому учёту изменений объектов недвижимости;
- об исправлении кадастровой ошибки;
- о снятии с кадастрового учёта земельных участков;
- о признании недействительными и отмене результатов проведения кадастровых работ и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка.
В качестве заинтересованного лица Филиал был привлечен к участию в рассмотрении 119 гражданских дел, из них вступило в законную силу 48 решений суда, вынесенных в пользу Филиала (по состоянию на 31.12.2012), 26 решений суда вынесено не в пользу Филиала (по состоянию на 31.12.2012).
Количество обжалованных решений органа кадастрового учёта об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта составило 52, из них вступило в законную силу 42 решения суда, из которых 26 судебных решений вынесено в пользу Филиала (по состоянию на 31.12.2012), 16 решений суда вынесено не в пользу Филиала (по состоянию на 31.12.2012).
Количество обжалованных решений органа кадастрового учёта о приостановлении составило 16, из них вступило в законную силу 7 решений суда, из которых 4 решения суда вынесено в пользу Филиала (по состоянию на 31.12.2012), 3 решение суда вынесено не в пользу Филиала (по состоянию на 31.12.2012).
Количество обжалованных действий (бездействия) органа кадастрового учета по осуществлению государственного кадастрового учета составило 51, из них вступило в законную силу 25 решений суда, из которых вынесено решений в пользу Филиала – 18 (по состоянию на 31.12.2012), вынесено решений не в пользу Филиала - 7 (по состоянию на 31.12.2012).
По сравнению с показателями 2012 года количество дел, по которым Филиал привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица, увеличилось на 1,7%.
При этом количество заявлений об обжаловании решений органа кадастрового учета об отказе уменьшилось на 19%; заявлений об обжаловании решений о приостановлении увеличилось в 1,6 раз; заявлений об обжаловании действий органа кадастрового учета по постановке и государственному кадастровому учёту изменений объектов недвижимости увеличилось в 1,2 раза.
Количество вступивших в законную силу решений суда, вынесенных в пользу Филиала, по сравнению с показателями 2012 года, увеличилось в 1,2 раза, что составляет 23%; количество вступивших в силу решений суда, вынесенных не в пользу Филиала, увеличилось в 2 раза.
Количество вступивших в законную силу решений суда об обжаловании решений органа кадастрового учета об отказе, вынесенных в пользу Филиала, по сравнению с показателями 2012 года увеличилось в 1,5 раза, что составляет 53%; количество вступивших в силу решений суда об обжаловании решений органа кадастрового учета об отказе, вынесенных не в пользу Филиала, увеличилось в 1,7 раза.
Количество вступивших в законную силу решений суда об обжаловании решений органа кадастрового учета о приостановлении, вынесенных в пользу Филиала, по сравнению с показателями 2012 года увеличилось в 2 раза; количество вступивших в силу решений суда об обжаловании решений органа кадастрового учета о приостановлении, вынесенных не в пользу Филиала, увеличилось в 3 раза.
Количество вступивших в законную силу решений суда об обжаловании действий органа кадастрового учета по постановке и государственному кадастровому учёту изменений объектов недвижимости, вынесенных в пользу Филиала, по сравнению с показателями 2012 года уменьшилось на 10%; количество вступивших в силу решений суда об обжаловании действий органа кадастрового учета по постановке и государственному кадастровому учёту изменений объектов недвижимости, вынесенных не в пользу Филиала, увеличилось в 2,3 раза.
Основными причинами признания незаконными решений об отказе (приостановлении) в осуществлении кадастрового учёта являются:
- изготовление организациями технической инвентаризации в период до вступления в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, технических паспортов, в которых указывалось назначение здания жилого дома, состоящего из двух и более квартир, - «жилое», наименование - «жилой дом». Переданные ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в рамках исполнения Государственного контракта № 120Д от 30.09.2010 «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (I этап)» сведения в соответствии с п. 12 Порядка включены в государственный кадастр недвижимости. В связи с этим при обращении в орган кадастрового учета за постановкой на государственный кадастровый учет квартир и при наличии в ГКН сведений о назначении объекта учета - «жилой дом», орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении (впоследствии — об отказе) и рекомендует обратиться с заявлением об учёте изменений в части назначения объекта учёта «многоквартирный дом»;
- отсутствие единообразной практики рассмотрения судами документов кадастровых дел, представленных заявителем в электронном виде посредством Интернет-портала.
Причинами обжалования решений об отказе (приостановлении) в осуществлении кадастрового учёта является несогласие заинтересованного лица, в том числе кадастрового инженера, с принятыми органом кадастрового учёта решениями.
Необходимо отметить, что в 2013 году судами Челябинской области рассмотрено значительное количество дел, предметом которых явилось наличие кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В том числе исковые заявления об исправлении кадастровых ошибок в сведениях ГКН были поданы в суды Филиалом (68 заявлений).
Причинами возникновения судебных споров об исправлении кадастровой ошибки является невозможность урегулировать вопрос об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН в досудебном порядке, например, в связи с отсутствием волеизъявления об исправлении кадастровой ошибки правообладателя земельного участка, в отношении которого необходимо исправить кадастровую ошибку, либо в связи с невозможностью согласовать границы земельного участка со смежным землепользователем ввиду его уклонения от такого согласования.
По данным судебным спорам суды, как правило, принимают решения об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН, в случае предоставления необходимых доказательств наличия такой ошибки в сведениях ГКН и невозможности урегулирования такого спора в досудебном порядке.
Причинами возникновения судебных споров о снятии с кадастрового учёта земельных участков является отсутствие в действующем законодательстве норм, регулирующих возможность снятия с кадастрового учёта ранее учтённых земельных участков по заявлению заинтересованного лица и невозможность преобразовать земельный участок в установленном порядке (гл. 1.1 Земельного кодекса РФ).
Кроме того, снятие с кадастрового учёта земельного участка может быть заявлено заинтересованным лицом в качестве способа восстановления его нарушенного права.
Как правило, по данной категории судебных споров суды принимают решения о снятии с кадастрового учёта земельных участков.
Причинами возникновения судебных споров о признании недействительными результатов межевания и исключении из ГКН сведений о границах земельных участков является невозможность урегулирования спора в отношении смежной границы земельных участков между их правообладателями в досудебном порядке (спор о праве, «самозахват» земельного участка).