Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной ценности (ст. 19.6 КоАП)
2.3.1. Отчуждение или передача иными способами прав собственности на историко-культурную ценность, либо смена места нахождения (хранения), условий содержания и (или) использования историко-культурной ценности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь, либо передача историко-культурной ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам или воинским формированиям
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культур-
ное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, направленных на отчуждение или передачу права собственности на историко-культурную ценность, либо смену места нахождения (хранения), условий содержания и (или) использования историко- культурной ценности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь, либо передачу историко-культурной ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам или воинским формированиям.
Условия возникновения и порядок осуществления права собственности на историко-культурные ценности определяются Законом «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» и гражданским законодательством.
При придании материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурной ценности право собственности на них сохраняется.
Историко-культурные ценности могут находиться в собственности Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Отдельные историко-культурные ценности могут быть отнесены законом к объектам, которые находятся только в собственности Республики Беларусь.
Собственник историко-культурной ценности, кроме других прав, которые принадлежат ему в соответствии с гражданским законодательством, имеет право:
передавать историко-культурную ценность на хранение государственным органам и учреждениям с определением условий ее содержания и использования;
пользоваться преимущественным правом приобретения других составных частей историко-культурной ценности, которые находятся в общей собственности;
на материальную помощь за счет средств республиканского бюджета, других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для производства работ на историко-культурной
ценности в пределах охранного обязательства при отсутствии собственных средств.
Собственнику историко-культурной ценности запрещается отчуждать либо иным образом передавать право собственности на данную ценность без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь.
При приобретении права собственности на историко-культурную ценность новый собственник либо по его поручению владелец обязан в течение одного месяца подписать охранное обязательство.
Невыполнение этого условия влечет за собой привлечение к административной ответственности по данной норме и признание такой сделки недействительной.
Субъект правонарушения — физическое лицо. Ссубъективной стороны данные деяния совершаются, как правило, умышленно, но могут быть совершены и по неосторожности (например, в случае временной смены места хранения историко- культурной ценности на период ремонта помещения, где она постоянно хранится).
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
2.4. Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ (ст. 19.7 КоАП)
2.4.1. Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения, позволяющие обеспечить историко-культурное наследие и установленный порядок его сохранения и использования.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, нарушающих установленный порядок вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ. Важное значение при квалификации нарушения порядка проведения поисковых работ имеет
признак места — как правонарушение данное деяние расценивается только тогда, когда оно совершено в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции.
Правила и порядок проведения поисковых работ и вскрытия воинских захоронений предусмотрены Инструкцией «О порядке проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений и мест гибели защитников отечества и жертв войн в процессе поисковой работы с целью эксгумации останков погибших (умерших) с последующим их захоронением (перезахоронением) и увековечением», утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь № 182 от 9 апреля 1997 г.80
Поисковая работа с раскопками на местности может проводиться только специализированными воинскими формированиями на основании Республиканской программы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн, а также утверждаемого начальником Главного штаба Вооруженных Сил плана проведения поисковых работ, в котором указываются объекты для проведения таких работ на год.
К раскопкам на местности, где проходили боевые действия, а также мест неучтенных воинских захоронений допускается личный состав воинских формирований, прошедший курс специальной подготовки, обученный порядку и правилам обнаружения и обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов.
Инструкция «О порядке проведения раскопок...» содержит требования, предъявляемые к участникам раскопок, к их обмундированию, порядку проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, процедуре осуществления эксгумации, переноса останков и т. п.
Проведение поисковой работы на местности (в том числе на болотах, в реках, озерах и т. п.), где проходили боевые действия или совершались карательные операции, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными на то Министерством обороны, запрещается, а нарушители этого порядка привлекаются к ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП.
80 Документ опубликован не был.
Субъект правонарушения — физическое лицо.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.