Понятие и вилы алминистративных правонарушений против здоровья населения
Определение понятия и уяснение проблемы охраны здоровья населения являются одним из важнейших направлений в административно-правовой теории. Ее теоретическая и практическая необходимость вытекает из естественных потребностей общества и государства.
Конституция Республики Беларусь закрепила основные начала в охране здоровья населения. В ст. 45 определено: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья», что соответствует ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 13 Европейской социальной хартии. Праву граждан на охрану здоровья корреспондирует обязанность государства создать все условия для полной и всесторонней его реализации, а также установить меры ответственности к лицам, посягающим на данную сферу.
В КоАП выделены правонарушения против здоровья населения в отдельной главе, включающей три их вида:
28) административные правонарушения, связанные с наркотическими веществами и венерической болезнью (ст. 16.1 —16.2);
29) административные правонарушения, связанные с радиационной безопасностью (ст. 16.3—16.6);
30) иные административные правонарушения против здоровья населения (ст. 16.7—16.9).
Эти правонарушения представляют собой такие деяния, при совершении которых умышленно или по неосторожности причиняется вред здоровью человека. Их общественная вредность обусловлена посягательством на одно из самых ценных благ человека — его здоровье, что сопряжено с причинением ему физического, морального,
а часто и материального вреда. Сокрытие источника заражения венерической болезнью, нарушение санитарных норм или совершение иных подобных правонарушений не только причиняет вред здоровью, но и затрагивает другие интересы личности.
Причинение вреда здоровью отвлекает силы человека на восстановление утраченного блага: лечение, приспособление к новым неблагоприятным условиям. Это сказывается на его творческом труде, семье, участии в общественной жизни.
Зачастую совершение правонарушений, направленных против здоровья граждан, является большой травмой не только для потерпевшего, но и для его родственников. А правонарушения, связанные с радиационной безопасностью, вообще затрагивают интересы всего населения, проживающего на значительных по площади территориях.
Особый вид правонарушений против здоровья составляют деяния, связанные с возделыванием наркотических средств, сохраняющие устойчивую тенденцию к росту.
Вред здоровью может быть причинен и путем выпуска либо реализации недоброкачественной продукции. Такое деяние также посягает на здоровье человека и в зависимости от конкретных последствий может квалифицироваться либо как правонарушение, либо как преступление.
Закон определяет особую ответственность за заражение венерической болезнью, рассматривая это как самостоятельное правонарушение против здоровья.
Родовым объектом исследуемых правонарушений являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения. Родовой объект делится на видовые объекты. Ими можно считать каждый из названных видов правонарушений.
Здоровье — достаточно многогранная категория. По определению Всемирной организации здравоохранения под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Это означает, что человеческий организм находится в таком состоянии, при котором нормально действуют все его органы и правильно функционируют псе его системы.
Однако, когда говорится о здоровье как об объекте правонарушения, имеется в виду не только чисто физиологическое понятие здоровья, но и его социальное и общественное значение.
Правонарушения против здоровья населения могут совершаться как в результате активных действий (посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, выпуск либо реализация недоброкачественной продукции и т. п.), так и в результате бездействия (сокрытие источника заражения венерической болезнью, нарушение санитарных норм и т. п.).
При совершении таких правонарушений для оконченного состава не требуется наступление каких-либо последствий. Важно только установить, что эти деяния могли причинить вред здоровью или повлечь за собой другие неблагоприятные последствия.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется умышленной или неосторожной виной.
Неоднороден и субъект таких посягательств. В четырех из девяти составов предусмотрен специальный субъект: в ст. 16.2 — лицо, больное венерическим заболеванием; в ст. 16.4 — лицо, на которое возложено осуществление радиационного контроля; в ст. 16.5 — медицинский работник; в ст. 16.8 — лицо, обязанное соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.