Использование старой дорожной одежды
При реконструкции дорог старую дорожную одежду можно использовать различными способами. Самый простой из них и наиболее удобный для строителей состоит в усилении старой дорожной одежды без ее уширения.
Однако практически реконструкция дорог всегда включает в себя уширение земляного полотна и проезжей части. Поэтому использование старой дорожной одежды при необходимости ее уширения - наиболее часто встречающийся вариант, решение которого тесно связано с принятым способом уширения земляного полотна. Односторонне уширение проезжей части с той же стороны, с которой проведено уширение земляного полотна, усложняет работы, так, как вызывает смещение оси проезжей части; делает необходимым несимметричное усиление дорожной одежды и связано с некоторым перерасходом материалов при создании нового. Поэтому во многих случаях даже, при одностороннем уширении земляного полотна сохраняют ось проезжей части неизменной. Уширение проезжей части, особенно если оно небольшое, выполняют симметрично с двух сторон, пренебрегая в целях облегчения строительных работ некоторым различием обочин по ширине. При уширении учитывают необходимость размещения и строительства с каждой стороны проезжей части краевых полос шириной по 0,75м на дорогах I и II категорий и по 0,5м на дорогах III категории.
В большинстве случаев при реконструкции не удается ограничиться только уширением и усилением проезжей части. На отдельных участках приходится смягчать продольные уклоны или выравнивать пилообразную проектную линию, что вызывает необходимость поднятия рабочих отметок над существующей дорогой на большую величину, чем необходимая толщина усиления одежды.
Часто упрощают производство работ и, как говорят, строят новую дорожную одежду на "погребенной" старой. При тяжелых грунтовых условиях и неблагоприятном водно-тепловом режиме земляного полотна старая дорожная одежда может улучшать водно-тепловой режим, играя роль морозоустойчивого и паронепроницаемого слоя.
В районах с недостатком местных каменных материалов и при тщательном технико-экономическом обосновании организации строительства должны быть рассмотрены варианты применения материалов старой дорожной одежды в конструкциях новой дороги, их использование на других объектах или даже передачи или продажи местным организациям.
Особые проблемы возникают при реконструкции автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями или покрытия на цементобетонных основаниях. Опыт показал, что на тех участках, продольный профиль которых остается без изменения, не всегда целесообразно использовать старые цементобетонные покрытия в качестве оснований. За длительный срок предшествующей службы бетонные покрытия теряют свою прочность, покрываются многочисленными разнообразными по размерам и направлениям трещинами, выбоинами, на них появляются около кромок и швов и другие виды разрушений. Поверхность цементобетонных покрытий становится покрытой трудноудаляемой масляной пленкой, которая препятствует хорошему сцеплению между бетоном и новым покрытием.
Неоднородность старого покрытия по прочности не гарантирует однородную прочность усиленной дорожной одежды.
Для обеспечения нормальной службы новой дорожной одежды старое цементобетонное покрытие или основание разбивают на куски перфораторами или бетоноломами. После удаления бетона и металла арматоры может оказаться необходимым замена старого песчаного слоя или повышение уровня земляного полотна за счет устройства морозоустойчивого слоя. В тех случаях, когда состояние песчаного основания позволяет оставить старый цементобетон на месте, из него выбирают металл арматуры, дополнительно измельчают обломки бетона и уплотняют тяжелыми катками.
В ФРГ в качестве основного способа использования старых цементобетонных покрытий на автомобильных магистралях довоенной постройки принято измельчение бетона на месте и уплотнение его тяжелыми стальными ударниками, сбрасываемыми подъемными кранами. В результате уплотнения поверхность старого цементобетонного покрытия понижается на 3-4см. По такому слою, рассматривая его при расчетах прочности дорожной одежды как укрепленное грунтовое основание, возводят новую дорожную одежду.
При сохранении существующего бетонного покрытия в составе будущей дорожной одежды приходится выравнивать старое покрытие слоем песка толщиной 5-10см, обработанного битумом, и на нем укладывать новое покрытий такой толщины, чтобы оно не подвергалось трещинообразованию в результате воспроизводства трещин старого покрытия.
При использовании материалов существующей дорожной одежды необходимо ее разобрать. В зависимости от конструкции дорожной одежды и с учетом разнообразия и различной ценности материалов отдельных конструктивных слоев разборку выполняют сразу на всю толщину одежды или послойно. При разборке отдельно измельчают, снимают и вывозят слои асфальтобетона. Также отдельно снимают щебеночные, гравийные, шлаковые материалы. Песок старых песчаных оснований используют в редких случаях.
При разборе облегченных усовершенствованных покрытий, толщина которых превышает 8-10см, предварительно разрыхляют и снимают обработанный вяжущий слой и используют его для устройства основания на новой дороге. Также поступают с основаниями из материалов, не обработанных вяжущими, если считают возможным использование их в дорожной одежде. Основание разламывают на всю ширину и материал вывозят на новое место.
Если материал покрытия обработан вяжущим на небольшую толщину и нецелесообразно его использовать отдельно, то разбирают и взламывают дорожную одежду на всю толщину, захватывая иногда и верхний слой песка дренирующего слоя.