Особенности проектирования автомагистралей. Поперечный профиль, конструкция виражей

Автомобильными магистралями называют дороги, предназначенные для интенсивных дальних пассажирских и грузовых автомобильных пе­ревозок с высокими скоростями без помех со стороны местного транс­порта и встречных автомобилей. Эти, весьма совершенные, и дорого­стоящие автомобильные дороги образуют основной скелет дорожной сети.

Автомагистраль имеет на всем протяжении многополосную ПЧ с центральной разделительной полосой; не имеет пересечения в одном уровне с а/д, ж/д, велосипедными и пешеходными дорожками; доступ на них возможен только через пересечения в разных уровнях, устраиваемых не чаще чем через 5 км. По классифика­ции дорог к автомобильным магистралям относят­ся дороги IA категории.

Каждая проезжая часть предназначена для движения в одном направлении и предусматривает возможность обгона, поэто­му ее рассчитывают на движение не менее двух рядов автомобилей. При этом должна быть обеспечена плавность разделения и слияния проез­жих частей.

Расчетные скорости про­ектирования автомобильных магистралей, колеблются от 120 до 150 км/ч и нет тен­денций к их увеличению. Это объясняется рядом причин:

- невозможностью движения всего потока автомобилей со скоростью, которую могут развивать наиболее быстрые из них;

- значительным возрастанием стоимости строительства при повыше­нии расчетной скорости;

- резким увеличением количества дорожно-транспортных происшест­вий при возрастании скорости движения.

Для современных автомобиль­ных магистралей типичны следующие требовании к элементам плана и профиля: ширина полосы движения - 3,75 м; наименьшая ширина разделительной полосы – 6 м; радиус кривых в плане – 1000-1200 м; радиусы выпуклых вертикальных кривых - 30000 м; радиусы вогнутых вертикальных кривых – 4000 - 8000 м; расстояния видимости из условия торможения перед препятст­вием - 300 м.

Особенности проектирования автомагистралей. Поперечный профиль, конструкция виражей - student2.ru Элементы поперечного профиля автомагистралей (а – при узкой разделительной полосе; б – при широкой разделительной полосе): 1 – разделительная полоса; 2 – проезжаю часть; 3 – стояночная полоса или дополнительная полоса для движения на подъём; 4 – грунтовая обочина; 5 – внешняя краевая полоса; 6 – внутренняя краевая полоса; 7 – внутренняя укреплённая обочина.

Грунтовые обочины на магистралях имеют малую ширину от 0,75 до 1 м и предназначаются для установки ограждений. Ширину разделительной полосы принимают такой, чтобы встреч­ные потоки движения не создавали взаимных помех, при отсутствии психологического воздействия на водителей проезжающих с большой скоростью встречных автомобилей. Практически разделительные по­лосы устраивают шириной от 3 до 13 м. В последнем случае имеется возможность при последующем росте интенсивности движения увели­чить ширину проезжих частей на одну полосу движения за счет умень­шения разделительной полосы до 4…7 м.

Для отвода воды разделительной полосе на горизонтальных участ­ках придают пилообразный продольный профиль с уклоном 5-7‰. Вода поступает по расположенные в пониженной части полосы лоткам к водоприемникам, а оттуда отводится в боковые канавы.

Конструкция виражей на автомобильных магистралях сложнее, чем на обычных дорогах, в связи с большими величинами поднятия проез­жей части и необходимостью обеспечения отвода воды с разделитель­ной полосы.

Особенности проектирования автомагистралей. Поперечный профиль, конструкция виражей - student2.ru В зависимости от местных условий возвышения проектной линии над поверхностью земли и наличия косогорности возможен ряд ре­шений, отличающихся выбором точки поворота каждой из проезжих частей. Они приводят к различной величине изменения отметок внеш­ней и внутренней бровок земляного полотна.

Способы устройства виражей на автомагистралях: б – поворот поперечного профиля относительно бровки земляного полотна или внутренней кромки внутреннего покрытия; в – поворот проезжих частей относительно их внутренних кромок; г – поворот проезжих частей относительно их осей; д – поворот проезжих частей относительно кромок, прилегающих к разделительной полосе.

Поскольку магистрали проектируют для скоростного автомобиль­ного движения, на придорожной полосе избегают устраивать глубо­кие боковые канавы и резервы, создающие значительную опасность аварий в случае съезда автомобиля с дороги.

Большие затруднения представляет отвод воды с разделительной полосы. Разделительные полосы шире 1,5…2 м устраивают грунтовы­ми, покрытыми дерном. Во время дождей и таяния снега она стано­вится источником дополнительного увлажнения земляного полотна. Просачивающаяся в него вода может способствовать в условиях суро­вого климата интенсивному пучинообразованию. Поэтому под разде­лительными полосами, особенно если они имеют вогнутое очертание, закладывают самостоятельные дренажные устройства, из которых вода систематически отводится в понижения местности.

Отвод воды с разделительной полосы на участках виражей ослож­няется тем, что на нее стекает вода с одной из проезжих частей. Пе­риодически необходимо устраивать ка разделительной полосе водо­приемные колодцы с выводами на придорожную полосу. При невоз­можности этого под разделительной полосой укладывают коллектор, из которого воду отводят в пониженные места рельефа.

Наши рекомендации