Устройство сетей и сооружений на них
Трубы и арматура. В современной практике строительства напорных водопроводов применяются пластмассовые, чугунные, стальные, асбе-стоцементные, бетонные, железобетонные, стеклянные и другие трубы.
Для безнапорных водопроводных сетей применяются бетонные и железобетонные трубы, открытые каналы из бетона, железобетона, дерева, каналы с земляной одеждой, а также бракованные стальные и чугунные трубы.
В практике водоснабжения и канализации населенных мест, промышленных предприятии и отдельных объектов за последние десятилетия все больше начинают применяться различные пластмассовые трубы. Использование таких труб позволяет экономить металл, сокращать продолжительность монтажа трубопроводов, а также удлинять срок их службы. Это обстоятельство связано с тем, что пластмассовые трубы не подвержены коррозии. Кроме того, гладкая поверхность таких труб обеспечивает большую пропускную способность сетей при одинаковых диаметрах.
Среди множества пластмассовых труб наибольший интерес представляют полиэтиленовые и винипластовые трубы. Полиэтиленовые напорные трубы изготавливаются из полиэтилена высокой и низкой плотности и выпускаются четырех типов (Л, СЛ, С и Т) в зависимости от максимально допускаемого давления транспортируемой воды при температуре 20 °С. Типы труб определяются толщиной стенок: наименее тонкие стенки имеют трубы типа « Л» и наиболее толстые - трубы типа «Т». Трубы изготавливаются в отрезках длиной 6, 8, 10 и 12 м и диаметром от 10 до 630 мм (из полиэтилена высокой плотности), и диаметром от 10 до 160 мм (из полиэтилена низкой плотности). Для уменьшения толщины стенок пластмассовые трубы в последнее время выпускаются с металлическими прослойками внутри пластиковых поверхностных слоев - металлопластиковые трубы под различными товарными названиями
Чугунные трубы в зависимости от толщины стенок и испытательного давления подразделяются на три класса ЛА, А и Б. Соединения таких труб - раструбные и раструбно-винтовые. Длины труб, выпускаемых отечественной промышленностью, колеблются в пределах от 2 до 6 м, а диаметры - от 65 до 1000 мм.
Для изменения направления потоков воды, а также их разделения применяются фасонные части: колена, отводы, полуотводы, тройники, крестовины и др. Переход от одного диаметра трубопровода к другому производится с помощью переходных деталей. Этими деталями могут быть двойные раструбы и различные переходные патрубки. Установка пожарных гидрантов осуществляется на специальной фасонной части - пожарной подставке. Подобные подставки выполняются либо отдельно, либо совмещенными с другими фасонными частями.
Стальные трубы в водопроводной практике находят применение главным образом при устройстве высоконапорных водоводов и трубопроводов, подвергающихся воздействию динамических нагрузок.
Для монтажа трубопроводов применяют электрическую или газовую сварку, фланцевые, раструбные и соединения на муфтах. Сварные стыки
прочны и герметичны. В настоящее время они нашли наиболее широкое применение. Фланцевые соединения устраиваются при помощи стальных фланцев, либо привариваемых к трубе, либо надеваемых на трубу, с последующей развальцовкой концов труб или наваркой на них опорных колец,
Для соединения труб, изменения и разделения потоков воды изготавливаются стальные фасонные приварные части.
К серьезным недостаткам стальных труб следует отнести подверженность их значительной коррозии как с внутренней стороны транспортируемой жидкостью, так и с внешней стороны - грунтовыми водами. В настоящее время выпускаются стальные трубы со специальным полимерным покрытием с обеих сторон, что позволяет значительно увеличить срок службы труб и сохранять качество транспортируемой воды, а так же расширить область их применения.
Асбестоцементные трубы, применяемые при устройстве наружных водопроводов, изготавливаются трех классов - ВТ6, ВТ9 и ВТ12 на максимальное рабочее давление соответственно 0,6; 0,9 и 1,2МПа. Для соединения труб применяются асбестоцементные муфты или чугунные муфты. Трубы выпускаются условным диаметром от 100 до 500 мм длиной от 2950 до 3950 мм.
Ряд присущих асбестоцементным трубам достоинств делает вполне целесообразным их применение в некоторых случаях наравне с металлическими. К числу достоинств этих труб относятся /1,11/: малая тепло- и электропроводность; стойкость в отношении коррозии; малая плотность (2100 кг/м3), что облегчает их транспортировку и укладку; сохранение в условиях эксплуатации гладкой и незагрязненной внутренней поверхности, благодаря их незначительной шероховатости; большая пропускная способность, чем, например, у чугунных труб; легкость обработки.
Недостатками асбестоцементных труб являются их малая сопротивляемость динамическим нагрузкам, а также сложность и относительно высокая стоимость стыковых соединений.
Бетонные и железобетонные трубы изготавливаются как заводским способом, так и непосредственно на строительных площадках. Трубы могут быть безнапорными (бетонные и железобетонные) и напорными (железобетонные). Если транспортируемая жидкость или фунтовые воды являются агрессивными по отношению к бетону и металлу арматуры труб, то трубы следует изготавливать из бетонов и арматуры, стойких к данному виду агрессии.
По типу стыковых соединений бетонные и железобетонные трубы разделяются на раструбные, фальцевые и муфтовые.
Безнапорные железобетонные трубы изготавливаются условным диаметром Dу от 500 до 2400 мм при их длине 5000 мм и бетонные - от 100 до 1000 мм при длине от 1000 до 2000 мм. Напорные железобетонные тру-
бы изготавливаются методами виброгидропрессования и центрифугирования и выпускаются условными диаметрами от 500 до 1600 мм.
Железобетонные напорные трубы в зависимости от величины расчетного внутреннего давления подразделяются на три класса; 1 - на давление 1,5 МПа, II - на 1,0 МПа и III - на 0,5 МПа. Трубы I класса испытыва-ются на водонепроницаемость внутренним гидравлическим давлением 1,8 МПа, трубы II класса - на 1,3 МПа и трубы III класса - на 0,8 МПа (трубы, изготавливаемые виброгидропрессованием) и на 0,7 МПа (трубы, изготавливаемые центрифугированием).
Отдельными предприятиями методом вибрации изготавливаются железобетонные напорные трубы со стальным цилиндром диаметрами от 600 до 1000 мм при длине до 5270 мм и полимержелезобетонные трубы с Dy = 300... 1500 мм при длине до 5200 мм.
На водопроводной сети для управления, регулирования подачи, обеспечения требуемых параметров и ремонта устанавливается следующая арматура: запорная, регулирующая; водоразборная и предохранительная.
Запорная арматура (вентили, краны, задвижки, затворы) применяется для отключения разводящих линии от магистральных и разделения сети на ремонтные участки. Для предотвращения гидравлических ударов в трубопроводах на них устанавливается арматура с длительными периодами закрытия и открытия. На трубопроводах с диаметром более 50 мм в основном устанавливаются задвижки, которые в зависимости от назначения, рабочего давления и условного прохода делятся на параллельные и клиновые, с выдвижными и не выдвижными шпинделями.
К водоразборной арматуре, устанавливаемой в наружной сети водопровода, относятся: водоразборные краны и колонки, пожарные гидранты. Водоразборные колонки применяются на улицах, где в зданиях отсутствует внутренний водопровод. Они устанавливаются в оживленных местах, на перекрестках улиц и с таким расчетом, чтобы расстояния между ними были не более 200...250 м. К водоразборной арматуре относятся также питьевые фонтанчики и поливочные краны. Фонтанчики устанавливаются в парках, садах, на площадях, бульварах и т. п. Поливочные краны предназначены для поливки дорожных покрытий, зеленых насаждений и т. д.
Предохранительные клапаны используются для предотвращения повышения давления в трубопроводах выше расчетного, например, при гидравлических ударах. Обратные клапаны устанавливаются на трубопроводах с целью создания движения потоков жидкости в одном направлении. Вантузы применяются для выпуска и впуска воздуха в трубопровод при нормальной его эксплуатации, а также при его опорожнении. Выпуски служат для сброса воды при опорожнении водоводов.
Как правило, арматура изготавливается фланцевой. Заказчикам она поставляется с ответными фланцами, в которых должны быть просверлены
отверстия, с прокладками и крепежными деталями. Арматура и комплектующие изделия на строительство поступают в заводской консервации, обеспечивающей защиту их от коррозии.
Сооружения на сети. К сооружениям на сети относятся колодцы, различные типы упоров, переходы под железными и автомобильными дорогами, дюкеры и др.
Колодцы предназначены для размещения задвижек, гидрантов и других видов арматуры и фасонных частей. Они устраиваются из железобетона, кирпича, бутобетона и других местных материалов. В редких случаях колодцы делают из дерева. Если уровень грунтовых вод выше дна колодца, то в колодце с наружной стороны делают гидроизоляцию на 0,5 м выше этого уровня. Для спуска в колодец на горловине и стенках колодца устанавливают стальные рифленые или чугунные скобы, в некоторых случаях допускается устройство металлических лестниц.
Вокруг люков колодцев, расположенных на участках без дорожных покрытий или в зеленой зоне, устраиваются отмостки шириной до 1 м с уклоном от люков. Отмостки и, соответственно, люки должны быть выше прилегающей территории на 0,05 м. Люки колодцев на водоводах, прокладываемых по незастроенной территории, необходимо устанавливать выше поверхности земли на 0,2 м. На проезжей части улиц с усовершенствованными покрытиями крышки люков следует располагать на одном уровне с поверхностью проезжей части.
Особо сложные и значительные по размерам узлы трубопроводов больших диаметров либо разделяются на несколько колодцев, либо для размещения этих узлов проектируются камеры переключения. В колодцах на водоводах с клапанами для впуска воздуха устанавливаются вентиляционные трубы с фильтрами. На водоводах, по которым транспортируется вода хозяйственно-питьевого назначения, фильтры проектируются такими же, как у резервуаров чистой воды. В районах с низкими наружными температурами в колодцах должны предусматриваться вторые утепленные крышки для создания воздушного теплоизоляционного слоя.
При изменении направления напорных трубопроводов в горизонтальной и вертикальной плоскостях и на концевых участках возникают усилия, превышающие допускаемые усилия в стыковых соединениях. Для восприятия усилий, возникающих на отдельных точках трубопроводов, например на поворотах, устанавливаются упоры.
Переходы водопроводных линий под железными и автомобильными дорогами I и II категории, а также под городскими магистралями выполняются в футлярах из стальных труб большего диаметра, позволяющего протаскивать трубы на специальных катках. При наличии на трассе дорог, или вблизи них тоннелей, эстакад и путепроводов общего назначения должна быть предусмотрена возможность использования их для прокладки
водопроводов. Переходы обычно устраиваются на прямолинейных участках трубопроводов с пересечением полотна железных или автомобильные дорог под углом, близким к прямому. Располагаться они должны в местах с минимальным числом путей, там, где отсутствуют стрелочные переводы, съезды и перекрестки, и не ближе 10 м от опор контактной сети и фундаментов искусственных сооружений.
При производстве работ щитовым способом кожухи делают из керамических или бетонных блоков. Кожухи, как и рабочие трубопроводы, защищают от коррозии. При пересечении электрифицированных железных дорог предусматривается также защита от блуждающих токов. Проекты переходов для каждого частного случая должны согласовываться с местными организациями министерства транспорта России.
Пересечение водопроводными линиями водных преград осуществляется с помощью дюкеров (рис. 2.3). Дюкеры из стальных труб укладывают не менее, чем в две линии, причем они должны иметь усиленную антикоррозионную изоляцию, защищенную от механических повреждений. Глубину укладки подводной части трубопровода, считая до верха трубы, следует принимать не менее чем на 0,5 м ниже дна реки, а в пределах фарватера на судоходных реках - не менее 1 м. Расстояние в плане между линиями дюкеров должно быть не менее 1,5 м. Угол наклона восходящих частей дюкера принимается не более 20° к горизонту. По обе стороны дюкера устраиваются колодцы и переключения с задвижками. Проекты дюкеров через судоходные реки необходимо согласовывать с органами управления движения речного флота.
Надземные и наземные переходы. Надземные переходы выполняются в виде подвесок к мостам общего назначения, укладки трубопроводов по специально сооружаемым мостам, опорам и эстакадам, устройств самонесущих арок и «провисающих» нитей. Переходы сооружаются из стальных труб с усиленной антикоррозионной изоляцией. Для защиты от охлаждения в необходимых случаях устраивается тепловая изоляция.
Трубопроводы, пересекающие болота, обычно укладывают по дамбам с основанием из минерального грунта, а иногда по сваям с ростверками и лагам (наземная прокладка). В отдельных случаях допускается прокладка трубопроводов разного назначения в тоннелях и каналах. Тоннели выполняются проходными, полупроходными и непроходными, одно- и двухсекционными. При устройстве тоннелей закрытым способом их обычно выполняют щитовым методом и они имеют круглые сечения.
Вводы в здания и сооружения. Конструкция ввода в здание или сооружение представляет собой короткий прямой участок трубопровода, соединяющий наружную водопроводную сеть с внутренней водопроводной сетью здания или сооружения и предназначенный для подачи воды из наружной сети во внутреннюю. Для того чтобы вводы имели наименьшую длину, от уличной сети их проводят перпендикулярно к зданию. Ввод обычно состоит из узла присоединения к наружной сети, располагаемого в колодце, трубопровода, соединяющего этот узел с водомерным узлом в здании, и водомерного узла с арматурой (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Ввод в здание: 1 -задвижки; 2 - устройство для слива воды; 3 - водомер; 4 - ввод; 5- городской водопровод
Как правило, в жилых зданиях делают один ввод или даже один ввод на группу зданий. В промышленных крупных цехах, высотных и производственно-коммунальных зданиях - два и более. Глубина заложения трубопровода ввода обычно должна соответствовать глубине заложения
уличного водопровода и располагаться ниже глубины промерзания. Вводы устраивают из пластмассовых или чугунных труб диаметром 50... 100 мм и реже - из труб 0 150 мм.
Водомерные узлы устанавливают вблизи наружных стен зданий в сухих, теплых и нежилых помещениях. В водомерный узел должен быть обеспечен свободный доступ обслуживающего персонала.
Размер отверстия в стене делается на 150...200 мм больше, чем диаметр трубы. Пропускаемая через стену труба помещается несколько ниже оси отверстия. Кольцевой зазор между трубами сначала забивают паклей, а затем заливают специальным раствором. Например, раствор может состоять из песка и антраценового масла или битумов. При оседании стены внутренняя труба будет оставаться неподвижной, а набивка с раствором растрескаются или уплотнятся.
Контрольные вопросы
1. Источники водоснабжения.
2. Системы и схемы водоснабжения.
3. Водозаборные сооружения.
4. Очистка и подготовка воды.
5. Трассировка водопроводных сетей.
6. Общая схема водоснабжения населенного пункта.
7. Сооружения на водопроводных сетях.
8. Оборудование, устанавливаемое в водопроводных сетях.
3. КАНАЛИЗАЦИЯ