Понятие и виды правонарушений против порядка использования топливно-энергетических ресурсов
Топливно-энергетические ресурсы (далее — ТЭР) представляют собой важнейший вид ресурсов, без которых немыслимо существование в современном мире. Они служат основными источниками энергии.К ним относятся:
58) природные топливные ресурсы: уголь каменный и бурый, сланцы, торф топливный, топливные дрова, нефть (включая газовый конденсат), газ природный и попутный, другие виды естественного топлива (торфяная крошка, солома, хворост, костра, початки и стебли кукурузы, лузга, отходы лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий: сучья, кора, пни, хвоя, щепа, опилки, стружка, обрезь, а также используемые в качестве топлива демонтированные негодные деревянные шпалы, рудничная стойка, столбы связи, деревянная тара, элементы сгораемых конструкций разобранных старых зданий и др.);
59) продукты переработки топлива: кокс металлургический, кок- сик и коксовая мелочь, брикеты, топливные нефтепродукты (топочный мазут, топливо печное бытовое и другие), сжиженный газ, газ нефтепереработки (сухой) и прочие продукты переработки топлива;
горючие (топливные) вторичные энергетические ресурсы: горючие газы плавильных печей, горючие отходы процессов химической и термохимической переработки углеродистого и углеводородного сырья (метано-водородная фракция производства этилена; кубовые остатки и другие); сульфатные и сульфитные щелока целлюлозно-бумажной промышленности; отход гидролизного производства (лигнин); неиспользуемые (непригодные) для дальнейшей тех-
нологической переработки отходы кожевенного производства, используемые в качестве котельно-печного топлива82.
Причем вторичные энергетические ресурсы вполне можно отнести к альтернативным источникам энергии.
В широком смысле ТЭР называют не только вышеперечисленные источники энергии, но и собственно энергию: тепловую, электрическую. Именно такое понимание ТЭР и отношений, возникающих в связи с их использованием, легло в основу названия гл. 20 КоАП Республики Беларусь.
Республика Беларусь не обладает достаточным количеством ТЭР для полного собственного обеспечения экономики и социальной сферы. Поэтому важная задача, которую приходится решать в настоящее время, — обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь. С этой целью была принята Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 57583. Высшим приоритетом государственной энергетической политики наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании ТЭР, которые достижимы решением ряда задач, поставленных перед всеми отраслями экономики, способы и механизмы решения которых закреплены в различных нормативных правовых актах:
1) экономное использование ТЭР, включая энергосбережение. Согласно Закону «Об энергосбережении»84, «энергосбережение — организационная, научная, практическая, информационная деятель-
82Об утверждении положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь: постановление Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2002 г. № 9 / / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002 №8/8822.
83Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 1 /9095.
84Там же. 2001. №2/718.
ность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации»;
1. увеличение доли использования местных видов топлива в производстве энергии, в том числе вторичных ТЭР;
2. увеличение использования альтернативных источников энергии. Это возможно путем использования природных источников энергии: воды, ветра, солнца, термоядерного синтеза (деятельность АЭС), использования топливных элементов, генерирующих энергию за счет химических реакций, и др.;
3. модернизация основных производственных фондов белорусской энергетической системы в соответствии с вышеуказанной Государственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года;
4. снижение энергоемкости производства и др.
ТЭР относятся к исчерпаемым, и, следовательно, их ценность ежегодно возрастает, что влечет необходимость их рационального использования, установления жестко регламентированного порядка пользования ими, усиления контроля за его соблюдением и увеличения ответственности за его нарушение.
В сравнении с КоАП 1984 г. ответственность за эти правонарушения ужесточена: увеличены штрафные санкции. Если раньше размеры штрафов были в пределах 1—2 базовых величин на физических лиц, то теперь — не менее 4 базовых величин. Единственная ч. I ст. 20.3 «Нарушение правил охраны электрических сетей» предусматривает предупреждение или штраф до двадцати базовых величин. Раньше было восемь статей, предусматривающих санкцию в виде предупреждения.
Родовым объектом данной группы правонарушений выступают установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать порядок использования ТЭР. Эти общественные отношения неоднородны. Они охватывают как непосредственное использование
ТЭР, в том числе его отдельных видов, например газа, так и отношения по использованию и эксплуатации средств их передачи (газопроводы, системы газоснабжения, теплосети, электро- и теплоустанов- ки). Эти отношения связаны с использованием не только источников энергии, но и собственно энергии: тепловой, электрической, т. е. они понимаются широко.
В данной группе отношений отдельно выделяется группа, связанная с использованием такого вида ТЭР, как газ. Это не случайно. Газ является основным видом ТЭР в Республике Беларусь, наиболее часто используемым, в частности, в связи с тем, что легко преобразуется в энергию — тепловую и электрическую.
Родовой объект может быть разделен на следующие видовые:
60) общественные отношения, связанные с нерациональным использованием ТЭР;
61) общественные отношения, связанные с эксплуатацией средств передачи ТЭР;
62) общественные отношения, связанные с пользованием газом, тепловой и электрической энергией;
63) иные общественные отношения в сфере использования ТЭР.
Однако не все отношения в области использования ТЭР в настоящее время получили правовую охрану. Так, к примеру, не установлена пока ответственность за неосуществление мер по использованию местных видов топлива.
Объективная сторона выражается в деяниях как в форме действий (ст. 20.4, 20.7, 20.9), так и в форме действий или бездействия (ст. 20.2, 20.3).
В ряде составов для характеристики объективной стороны имеют значение последствия. Например, в ч. 2 ст. 20.3 предусмотрено причинение ущерба (повреждение электросетей, перерыв в обеспечении потребителей электроэнергией и др.) в результате нарушения правил охраны электрических сетей; в ст. 20.9 — нарушение правил пользования газом в быту, не причинившее существенного вреда. Норма ст. 20.7 предусматривает деяние, по своей сути влекущее ущерб: повреждение газопроводов. Ряд статей данной группы включает формальные составы. Ст. 20.11 содержит правонарушения как с материальными, так и с формальными составами. Однако большин-
ство составов данной группы относятся к правонарушениям с формальным составом.
Деяния в этой группе могут быть как простыми, так и сложными. Так, ст. 20.1 содержит альтернативные деяния; ст. 20.7 — деяния с двумя разными действиями; деяния, предусмотренные ст. 20.8, 20.11, 20.12, чаще всего являются длящимися; а деяния, указанные в ст. 20.1 (например, нерациональное использование ТЭР, сверхнормативное расходование электрической энергии), могут быть продолжаемыми.
Субъектами анализируемых правонарушений могут быть физические лица и индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона по общему правилу характеризуется виновным совершением противоправного деяния. В правонарушениях данной группы не определяется в качестве конструктивного признака форма вины, т. е. данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Все административные правонарушения против порядка пользования топливно-энергетическими ресурсами можно разделить на четыре группы:
64) нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.1—20.2);
65) административные правонарушения, связанные с эксплуатацией средств передачи топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.3, 20.7—20.8, 20.11 —20.12);
66) административные правонарушения, связанные с пользованием газом, тепловой и электрической энергией (ст. 20.4—20.5, 20.9—20.10);
67) иные административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.6).