Понятие и виды правонарушений против порядка использования топливно-энергетических ресурсов

Топливно-энергетические ресурсы (далее — ТЭР) представляют собой важнейший вид ресурсов, без которых немыслимо существо­вание в современном мире. Они служат основными источниками энергии.К ним относятся:

58) природные топливные ресурсы: уголь каменный и бурый, слан­цы, торф топливный, топливные дрова, нефть (включая газовый кон­денсат), газ природный и попутный, другие виды естественного топ­лива (торфяная крошка, солома, хворост, костра, початки и стебли кукурузы, лузга, отходы лесозаготовительных и деревообрабатыва­ющих предприятий: сучья, кора, пни, хвоя, щепа, опилки, стружка, обрезь, а также используемые в качестве топлива демонтированные негодные деревянные шпалы, рудничная стойка, столбы связи, дере­вянная тара, элементы сгораемых конструкций разобранных старых зданий и др.);

59) продукты переработки топлива: кокс металлургический, кок- сик и коксовая мелочь, брикеты, топливные нефтепродукты (топоч­ный мазут, топливо печное бытовое и другие), сжиженный газ, газ нефтепереработки (сухой) и прочие продукты переработки топлива;

горючие (топливные) вторичные энергетические ресурсы: го­рючие газы плавильных печей, горючие отходы процессов химиче­ской и термохимической переработки углеродистого и углеводо­родного сырья (метано-водородная фракция производства этилена; кубовые остатки и другие); сульфатные и сульфитные щелока целлюлозно-бумажной промышленности; отход гидролизного производ­ства (лигнин); неиспользуемые (непригодные) для дальнейшей тех-­

нологической переработки отходы кожевенного производства, ис­пользуемые в качестве котельно-печного топлива82.

Причем вторичные энергетические ресурсы вполне можно отне­сти к альтернативным источникам энергии.

В широком смысле ТЭР называют не только вышеперечисленные источники энергии, но и собственно энергию: тепловую, электриче­скую. Именно такое понимание ТЭР и отношений, возникающих в связи с их использованием, легло в основу названия гл. 20 КоАП Республики Беларусь.

Республика Беларусь не обладает достаточным количеством ТЭР для полного собственного обеспечения экономики и социальной сфе­ры. Поэтому важная задача, которую приходится решать в настоя­щее время, — обеспечение энергетической безопасности Республи­ки Беларусь. С этой целью была принята Государственная комплек­сная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы энергосбережения и увеличе­ния доли использования в республике собственных топливно-энер­гетических ресурсов на период до 2011 года, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 57583. Выс­шим приоритетом государственной энергетической политики наря­ду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании ТЭР, которые достижимы решением ряда задач, поставленных перед всеми отраслями эконо­мики, способы и механизмы решения которых закреплены в различ­ных нормативных правовых актах:

1) экономное использование ТЭР, включая энергосбережение. Согласно Закону «Об энергосбережении»84, «энергосбережение — организационная, научная, практическая, информационная деятель­-

82Об утверждении положения о нормировании расхода топлива, тепловой и элек­трической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь: постановление Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Бела­русь от 19 ноября 2002 г. № 9 / / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002 №8/8822.

83Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 1 /9095.

84Там же. 2001. №2/718.

ность государственных органов, юридических и физических лиц, на­правленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хра­нения, производства, использования и утилизации»;

1. увеличение доли использования местных видов топлива в про­изводстве энергии, в том числе вторичных ТЭР;

2. увеличение использования альтернативных источников энер­гии. Это возможно путем использования природных источников энер­гии: воды, ветра, солнца, термоядерного синтеза (деятельность АЭС), использования топливных элементов, генерирующих энергию за счет химических реакций, и др.;

3. модернизация основных производственных фондов белорус­ской энергетической системы в соответствии с вышеуказанной Го­сударственной комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года;

4. снижение энергоемкости производства и др.

ТЭР относятся к исчерпаемым, и, следовательно, их ценность ежегодно возрастает, что влечет необходимость их рационального использования, установления жестко регламентированного порядка пользования ими, усиления контроля за его соблюдением и увеличе­ния ответственности за его нарушение.

В сравнении с КоАП 1984 г. ответственность за эти правонару­шения ужесточена: увеличены штрафные санкции. Если раньше раз­меры штрафов были в пределах 1—2 базовых величин на физиче­ских лиц, то теперь — не менее 4 базовых величин. Единственная ч. I ст. 20.3 «Нарушение правил охраны электрических сетей» пре­дусматривает предупреждение или штраф до двадцати базовых ве­личин. Раньше было восемь статей, предусматривающих санкцию в виде предупреждения.

Родовым объектом данной группы правонарушений выступа­ют установленные общественные отношения, позволяющие соблю­дать порядок использования ТЭР. Эти общественные отношения не­однородны. Они охватывают как непосредственное использование

ТЭР, в том числе его отдельных видов, например газа, так и отноше­ния по использованию и эксплуатации средств их передачи (газопро­воды, системы газоснабжения, теплосети, электро- и теплоустанов- ки). Эти отношения связаны с использованием не только источни­ков энергии, но и собственно энергии: тепловой, электрической, т. е. они понимаются широко.

В данной группе отношений отдельно выделяется группа, связан­ная с использованием такого вида ТЭР, как газ. Это не случайно. Газ является основным видом ТЭР в Республике Беларусь, наиболее ча­сто используемым, в частности, в связи с тем, что легко преобразу­ется в энергию — тепловую и электрическую.

Родовой объект может быть разделен на следующие видовые:

60) общественные отношения, связанные с нерациональным ис­пользованием ТЭР;

61) общественные отношения, связанные с эксплуатацией средств передачи ТЭР;

62) общественные отношения, связанные с пользованием газом, тепловой и электрической энергией;

63) иные общественные отношения в сфере использования ТЭР.

Однако не все отношения в области использования ТЭР в насто­ящее время получили правовую охрану. Так, к примеру, не установ­лена пока ответственность за неосуществление мер по использова­нию местных видов топлива.

Объективная сторона выражается в деяниях как в форме дей­ствий (ст. 20.4, 20.7, 20.9), так и в форме действий или бездействия (ст. 20.2, 20.3).

В ряде составов для характеристики объективной стороны име­ют значение последствия. Например, в ч. 2 ст. 20.3 предусмотрено причинение ущерба (повреждение электросетей, перерыв в обеспе­чении потребителей электроэнергией и др.) в результате нарушения правил охраны электрических сетей; в ст. 20.9 — нарушение правил пользования газом в быту, не причинившее существенного вреда. Норма ст. 20.7 предусматривает деяние, по своей сути влекущее ущерб: повреждение газопроводов. Ряд статей данной группы вклю­чает формальные составы. Ст. 20.11 содержит правонарушения как с материальными, так и с формальными составами. Однако большин­-

ство составов данной группы относятся к правонарушениям с фор­мальным составом.

Деяния в этой группе могут быть как простыми, так и сложными. Так, ст. 20.1 содержит альтернативные деяния; ст. 20.7 — деяния с двумя разными действиями; деяния, предусмотренные ст. 20.8, 20.11, 20.12, чаще всего являются длящимися; а деяния, указанные в ст. 20.1 (например, нерациональное использование ТЭР, сверхнор­мативное расходование электрической энергии), могут быть продол­жаемыми.

Субъектами анализируемых правонарушений могут быть физи­ческие лица и индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона по общему правилу характеризуется виновным совершением противоправного деяния. В правонарушени­ях данной группы не определяется в качестве конструктивного при­знака форма вины, т. е. данные правонарушения могут быть совер­шены как умышленно, так и по неосторожности.

Все административные правонарушения против порядка пользо­вания топливно-энергетическими ресурсами можно разделить на четыре группы:

64) нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.1—20.2);

65) административные правонарушения, связанные с эксплу­атацией средств передачи топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.3, 20.7—20.8, 20.11 —20.12);

66) административные правонарушения, связанные с пользо­ванием газом, тепловой и электрической энергией (ст. 20.4—20.5, 20.9—20.10);

67) иные административные правонарушения против поряд­ка использования топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.6).

Наши рекомендации