Нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4 КоАП)

3.2.1. Применение лицом, на которое возложено осуществ­ление радиационного контроля, средств радиационного контроля, не прошедших в установленном порядке повер­ку или калибровку, либо нарушение им методики выпол­нения измерений уровня радиоактивного загрязнения

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие обес­печивать здоровье населения.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения вы­ражается в деянии в форме действия — применение средств радиа­ционного контроля, не прошедших поверку или калибровку в установленном порядке, либо нарушение методики проведения измере­нии уровня радиоактивного загрязнения.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О радиа­ционной безопасности населения» радиационная безопасность обес­печивается проведением комплекса мероприятий по соблюдению Требований нормативных правовых актов и технических норматив­ных правовых актов в области обеспечения радиационной безопас­ности.

С этой целью администрация объединений, предприятий, учреж­дений и других организаций всех министерств и ведомств, которые производят, обрабатывают, применяют, хранят, транспортируют ес­тественные и искусственные радиоактивные вещества и другие ис­точники ионизирующих излучений, перерабатывают, обезврежива­ют и хранят радиоактивные отходы, осуществляют монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых осно­вано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами в результате аварии на Чернобыльской АЭС (в 30-кило­метровой зоне), обязаны обеспечить радиационную безопасность этих работ и организовать производственный контроль за состояни­ем и обеспечением радиационной безопасности.

В зависимости от характера и объема работ с источниками иони­зирующих излучений для организации осуществления контроля за состоянием и обеспечением радиационной безопасности при прове­дении этих работ администрация учреждения обязана создать служ­бу радиационной безопасности или назначить приказом лицо, ответ­ственное за радиационный контроль.

Общий порядок создания, организационно-штатная структура, задачи, права, обязанности и принципы организации работы служб радиационной безопасности (ответственных за радиационный конт­роль) регламентируются «Типовым положением о службе радиацион­ной безопасности (ответственном за радиационный контроль) учреж­дений»30, утвержденным Председателем Комитета по надзору за бе­зопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС 19 июля 1999 г. и Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 21 июля 1999 г.

Главной целью службы радиационной безопасности (ответствен­ного за радиационный контроль) учреждения является контроль за соблюдением правил, норм и требований радиационной безопасно­сти, дозами облучения персонала, охраной окружающей среды, а так­же обеспечение администрации учреждения информацией, необхо-

30 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 66. 8/759.

димой для эффективного управления состоянием радиационной безопасности.

Субъектом данного правонарушения может быть физическое лицо, на которое в установленном порядке возложено осуществле­ние радиационного контроля.

Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и не­осторожностью.

Ответственность: влечет предупреждение или наложение штра­фа в размере до десяти базовых величин.

Повторное в течение года совершение указанных деяний влечет уголовную ответственность на основании ст. 326 УК.

3.3. Применение радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик либо находящегося в неисправном техническом со­стоянии, в диагностических либо лечебных целях (ст..16.5 КоАП)

38) Применение медицинским работником радиационно­го оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик, в диагностических либо лечебных целях (ч. 1 ст. 16.5)

39) Применение медицинским работником радиацион­ного оборудования в неисправном техническом состоянии в диагностических либо лечебных целях (ч. 2 ст. 16.5)

Непосредственным объектом данного правонарушения являют­ся установленные общественные отношения, позволяющие обеспе­чивать здоровье населения.

Объективная сторона данных деяний выражается в действиях либо бездействии, которыми нарушаются установленные законода­тельством требования в области здравоохранения к диагностике и ле­чению граждан, а также к источникам ионизирующего излучения, используемым в медицинских целях.

К числу основных нормативных документов, устанавливающих требования к указанным работам, относятся Закон Республики Бе­ларусь «О здравоохранении» и Закон Республики Беларусь «О сани-

тарно-эпидемическом благополучии населения»31. В частности, ст. 33 последнего закона, устанавливая требования к работам с источника­ми ионизирующих излучений, определяет, что при выполнении та­ких работ должны соблюдаться санитарные правила. Воздействие на население указанных излучений не должно превышать предельно допустимых уровней. Производство, применение, хранение, транс­портировка и захоронение радиоактивных веществ, других источни­ков ионизирующих излучений допускаются при наличии соответству­ющего разрешения органов и учреждений, осуществляющих государ­ственный санитарный надзор. Все случаи радиационных аварий и других чрезвычайных ситуаций подлежат расследованию с обяза­тельным участием должностных лиц органов и учреждений, осуще­ствляющих государственный санитарный надзор.

Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности на­селения» в ст. 3 провозгласил основные принципы обеспечения ра­диационной безопасности при практической деятельности:

принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизи­рующего излучения;

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск воз­можного вреда, причиненного превышающим естественный радиа­ционный фон облучением;

принцип оптимизации — поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивиду­альных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Кроме того, ст. 10 этого же Закона обязывает пользователя ис­точников ионизирующего излучения проводить контроль за обеспе­чением радиационной безопасности. При выявлении нарушений тре­бований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности лица, уполномоченные пользователем источников ионизирующего

31 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 52. 2/172.

излучения на осуществление контроля за обеспечением радиацион­ной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с та­кими источниками до устранения обнаруженных нарушений.

Статья 13 Закона Республики Беларусь «О техническом норми­ровании и стандартизации»32 от 5 января 2004 г., говоря о государ­ственном надзоре за соблюдением технических регламентов, опре­деляет, что запрещается выполнение процессов производства, эксп­луатации (использования), хранения, перевозки, реализации И утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Порядок осуществления контроля и требования к техническим характеристикам радиационного оборудования, применяемого и диагностических либо лечебных целях, определяют также поста­новления Главного государственного санитарного врача Республи­ки Беларусь № 6 от 22 февраля 2002 г. «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности»33 и № 89 от 5 июля 2005 г. «Гигиенические требования по обращению с минеральным сырьем и материалами с повышенным содержанием радионукли­де ц»34.

Субъектом данного правонарушения может быть только меди­цинский работник.

Ссубъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. При этом су­щественным признаком является цель. Ответственность за преду­смотренные в данной норме деяния наступает только в том случае, если они совершены в диагностических либо лечебных целях. При этом под диагностикой следует понимать комплекс медицинских услуг, направленных на выявление заболеваний путем проведения обследования человека, а под лечением — комплекс медицинских услуг, направленных на устранение заболевания человека и восстановление нормальной деятельности его организма, включающее

32Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 4.2/1011.

33 Там же. 2002. № 35. 8/7859.

34Данный документ является техническим нормативным правовым актом, не подлежащим включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

определение, назначение и выполнение необходимых медицинских манипуляций и операций, наблюдение за течением болезни и ее проявлениями.

Ответственность по ч.1 состоит в наложении штрафа в разме­ре от пяти до десяти базовых величин, по ч. 2 — в наложении штра­фа в размере двадцати до пятидесяти базовых величин.

3.4. Нарушение правил и норм радиационной безопас­ности (ст. 16.6 КоАП)

3.4.1. Нарушение правил и норм радиационной безопасно­сти, повлекшее или могущее повлечь причинение вреда

здоровью населения

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие обес­печивать здоровье населения.

Объективная сторона правонарушения выражается в действи­ях либо бездействии, направленных на невыполнение правил и норм радиационной безопасности при обращении с радиоактивными ма­териалами, повлекших или могущих повлечь причинение вреда здо­ровью населения.

Правила и нормы радиационной безопасности содержатся в мно­гочисленных нормативных актах. Среди основных таких актов мож­но выделить:

Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности на­селения»;

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом бла­гополучии населения»;

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;

Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастро­фы на Чернобыльской АЭС»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1623 от 23 декабря 2004 г. «Об утверждении перечня населен­-

ных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения»35;

Постановление Главного государственного санитарного врача Рес­публики Беларусь № 284 от 30 декабря 2005 г. «Об утверждении са­ми гарных правил и норм 2.6.1.13-60-2005 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения мри транспортировании радиоактивных материалов (веществ)»36 и др. Субъект правонарушения — физическое лицо. Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от де­сяти до тридцати базовых величин.

Наши рекомендации