Нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4 КоАП)
3.2.1. Применение лицом, на которое возложено осуществление радиационного контроля, средств радиационного контроля, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, либо нарушение им методики выполнения измерений уровня радиоактивного загрязнения
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в деянии в форме действия — применение средств радиационного контроля, не прошедших поверку или калибровку в установленном порядке, либо нарушение методики проведения измерении уровня радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность обеспечивается проведением комплекса мероприятий по соблюдению Требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности.
С этой целью администрация объединений, предприятий, учреждений и других организаций всех министерств и ведомств, которые производят, обрабатывают, применяют, хранят, транспортируют естественные и искусственные радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений, перерабатывают, обезвреживают и хранят радиоактивные отходы, осуществляют монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами в результате аварии на Чернобыльской АЭС (в 30-километровой зоне), обязаны обеспечить радиационную безопасность этих работ и организовать производственный контроль за состоянием и обеспечением радиационной безопасности.
В зависимости от характера и объема работ с источниками ионизирующих излучений для организации осуществления контроля за состоянием и обеспечением радиационной безопасности при проведении этих работ администрация учреждения обязана создать службу радиационной безопасности или назначить приказом лицо, ответственное за радиационный контроль.
Общий порядок создания, организационно-штатная структура, задачи, права, обязанности и принципы организации работы служб радиационной безопасности (ответственных за радиационный контроль) регламентируются «Типовым положением о службе радиационной безопасности (ответственном за радиационный контроль) учреждений»30, утвержденным Председателем Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС 19 июля 1999 г. и Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 21 июля 1999 г.
Главной целью службы радиационной безопасности (ответственного за радиационный контроль) учреждения является контроль за соблюдением правил, норм и требований радиационной безопасности, дозами облучения персонала, охраной окружающей среды, а также обеспечение администрации учреждения информацией, необхо-
30 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 66. 8/759.
димой для эффективного управления состоянием радиационной безопасности.
Субъектом данного правонарушения может быть физическое лицо, на которое в установленном порядке возложено осуществление радиационного контроля.
Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Ответственность: влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
Повторное в течение года совершение указанных деяний влечет уголовную ответственность на основании ст. 326 УК.
3.3. Применение радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик либо находящегося в неисправном техническом состоянии, в диагностических либо лечебных целях (ст..16.5 КоАП)
38) Применение медицинским работником радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик, в диагностических либо лечебных целях (ч. 1 ст. 16.5)
39) Применение медицинским работником радиационного оборудования в неисправном техническом состоянии в диагностических либо лечебных целях (ч. 2 ст. 16.5)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения.
Объективная сторона данных деяний выражается в действиях либо бездействии, которыми нарушаются установленные законодательством требования в области здравоохранения к диагностике и лечению граждан, а также к источникам ионизирующего излучения, используемым в медицинских целях.
К числу основных нормативных документов, устанавливающих требования к указанным работам, относятся Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» и Закон Республики Беларусь «О сани-
тарно-эпидемическом благополучии населения»31. В частности, ст. 33 последнего закона, устанавливая требования к работам с источниками ионизирующих излучений, определяет, что при выполнении таких работ должны соблюдаться санитарные правила. Воздействие на население указанных излучений не должно превышать предельно допустимых уровней. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений допускаются при наличии соответствующего разрешения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Все случаи радиационных аварий и других чрезвычайных ситуаций подлежат расследованию с обязательным участием должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» в ст. 3 провозгласил основные принципы обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности:
принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;
принцип оптимизации — поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
Кроме того, ст. 10 этого же Закона обязывает пользователя источников ионизирующего излучения проводить контроль за обеспечением радиационной безопасности. При выявлении нарушений требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности лица, уполномоченные пользователем источников ионизирующего
31 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 52. 2/172.
излучения на осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с такими источниками до устранения обнаруженных нарушений.
Статья 13 Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»32 от 5 января 2004 г., говоря о государственном надзоре за соблюдением технических регламентов, определяет, что запрещается выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации И утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Порядок осуществления контроля и требования к техническим характеристикам радиационного оборудования, применяемого и диагностических либо лечебных целях, определяют также постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь № 6 от 22 февраля 2002 г. «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности»33 и № 89 от 5 июля 2005 г. «Гигиенические требования по обращению с минеральным сырьем и материалами с повышенным содержанием радионуклиде ц»34.
Субъектом данного правонарушения может быть только медицинский работник.
Ссубъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. При этом существенным признаком является цель. Ответственность за предусмотренные в данной норме деяния наступает только в том случае, если они совершены в диагностических либо лечебных целях. При этом под диагностикой следует понимать комплекс медицинских услуг, направленных на выявление заболеваний путем проведения обследования человека, а под лечением — комплекс медицинских услуг, направленных на устранение заболевания человека и восстановление нормальной деятельности его организма, включающее
32Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 4.2/1011.
33 Там же. 2002. № 35. 8/7859.
34Данный документ является техническим нормативным правовым актом, не подлежащим включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
определение, назначение и выполнение необходимых медицинских манипуляций и операций, наблюдение за течением болезни и ее проявлениями.
Ответственность по ч.1 состоит в наложении штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин, по ч. 2 — в наложении штрафа в размере двадцати до пятидесяти базовых величин.
3.4. Нарушение правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6 КоАП)
3.4.1. Нарушение правил и норм радиационной безопасности, повлекшее или могущее повлечь причинение вреда
здоровью населения
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях либо бездействии, направленных на невыполнение правил и норм радиационной безопасности при обращении с радиоактивными материалами, повлекших или могущих повлечь причинение вреда здоровью населения.
Правила и нормы радиационной безопасности содержатся в многочисленных нормативных актах. Среди основных таких актов можно выделить:
Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»;
Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;
Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1623 от 23 декабря 2004 г. «Об утверждении перечня населен-
ных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения»35;
Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь № 284 от 30 декабря 2005 г. «Об утверждении сами гарных правил и норм 2.6.1.13-60-2005 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения мри транспортировании радиоактивных материалов (веществ)»36 и др. Субъект правонарушения — физическое лицо. Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.