Растяжения при изгибе

В монолитных слоях дорожной одежды (из асфальтобетона), возникающие при прогибе дорожной одежды напряжения под действием повторных кратковременных нагрузок, не должны в течение заданного срока службы приводить к образованию трещин от усталостного разрушения.

Расчет монолитных слоев на растяжение при изгибе выполняется во всех дорожно-климатических зонах при температуре воздуха близкой к 0 0С.

Условие прочности имеет вид:

Растяжения при изгибе - student2.ru < Растяжения при изгибе - student2.ru ,

где Растяжения при изгибе - student2.ru – предельное напряжение на растяжение при изгибе с учетом усталостных явлений (предельное растягивающее напряжение);

Растяжения при изгибе - student2.ru – наибольшее растягивающее напряжение в монолитном слое, устанавливаемое расчетом;

Растяжения при изгибе - student2.ru – требуемый коэффициент прочности, зависящий от принятого уровня надежности (табл. 17).

Предельное напряжение на растяжение при изгибе с учетом усталостных явлений Растяжения при изгибе - student2.ru определяют по формуле

Растяжения при изгибе - student2.ru ,

где Растяжения при изгибе - student2.ru – нормативное значение предельного сопротивления растяжению при изгибе (принимают по табл. 8, прил. 2);

Растяжения при изгибе - student2.ru – коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки;

Растяжения при изгибе - student2.ru – коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия природно-климатических факторов, определяемый по табл. 18.

Растяжения при изгибе - student2.ru – коэффициент вариации прочности на растяжение, равный 0,1;

Растяжения при изгибе - student2.ru – коэффициент нормированного отклонения определяемый по табл. 19.

Таблица 19

Асфальтобетон расчетного слоя Растяжения при изгибе - student2.ru
Высокоплотный Плотный марки: I II III Пористый и высокопористый 1,0   0,95 0,90 0,80 0,80

Коэффициент Растяжения при изгибе - student2.ru определяется по формуле

Растяжения при изгибе - student2.ru ,

где Растяжения при изгибе - student2.ru – коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения (табл. 8, прил. 2);

m – показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя(табл. 8, прил. 2);

∑Np – суммарное расчетное число приложений расчетной нагрузки на полосу движения за срок службы дорожной одежды (п. 2.2.3).

Наибольшее растягивающее напряжение Растяжения при изгибе - student2.ru возникает на нижней поверхности нижнего слоя асфальтобетона. Для его определенияреальную конструкцию приводят к двухслойной модели (рис. 16).

Растяжения при изгибе - student2.ru

Рис. 16. Двухслойная модель для определения растягивающих

напряжений в слоях асфальтобетона

Кверхнему слою модели Ев относят все асфальтобетонные слои, то есть толщина верхнего слоя модели hв равна сумме толщин асфальтобетонных слоев.

Модуль упругости верхнего слоя Ев определяют как средневзвешенный для всех слоев из асфальтобетона.

Модули упругости слоев асфальтобетона принимают по табл. 8. прил. 2.

Общий модуль основания Растяжения при изгибе - student2.ru определяется по номограмме рис.14 путем приведения слоистой нижележащей конструкции к однородному полупространству.

Наибольшее растягивающее напряжение определяют по формуле

Растяжения при изгибе - student2.ru ,

где p – расчетное давление;

кв – коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния покрытия, равный 0,85 – для спаренного баллона автомобиля и 1,0 – для однобаллонного колеса;

Растяжения при изгибе - student2.ru – растягивающее напряжение от единичной нагрузки, определяемое по номограмме (рис. 17) призначениях: Евобщ. осн и Shв / D.

Растяжения при изгибе - student2.ru

Рис. 17. Номограмма для определения растягивающего напряжения Растяжения при изгибе - student2.ru при

изгибе в верхнем монолитном слое двухслойной системы

Наши рекомендации