Транспортировка и хранение труб и других материалов
Транспортировка труб, материалов, конструкций и оборудования, поступающих на строительство трубопроводов, осуществляется в соответствии с транспортной схемой строительства, входящей в состав проектной документации.
Разработка оптимальной транспортной схемы строительства осуществляется с учетом затрат на:
• обустройство и реконструкцию пунктов поступления материаль
но-технических ресурсов;
• сооружение временных дорог, включая съезды с действующих;
• реконструкцию постоянных дорог, включая усиление мостов и
переездов;
• создание и обустройство промежуточных площадок для времен
ного хранения материально-технических ресурсов;
• транспортировку труб, оборудования и других материально-тех
нических ресурсов различными транспортными средствами
в соответствии с принятыми технологией и организацией про
изводства работ;
• погрузочно-разгрузочные работы и складирование материалов;
• устройство площадок и стапеля для проведения входного кон
троля;
• содержание и эксплуатацию временных дорог;
• природоохранные и восстановительные мероприятия;
• мониторинг за состоянием дорожной сети и окружающей среды
в местах транспортировки грузов.
Пункты поступления материально-технических ресурсов на строительство трубопроводов выбираются с учетом наличия:
• на железнодорожных станциях тупиковых путей с разгрузочны
ми площадками соответствующих размеров или обгонных путей;
• в районе речных и морских причалов разгрузочных площадок, обес
печивающих прием и временное хранение поступающих грузов;
486 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
• на разгрузочных площадках железнодорожных станций, морских и речных причалов проездов и подъездов, обеспечивающих маневренность транспортных и погрузочно-разгрузочных средств.
Трубы и секции малых диаметров (до 325 мм) для сокращения времени погрузки-выгрузки, обеспечения лучшей их сохранности и повышения безопасности рекомендуется перевозить в пакетах.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются с использованием грузоподъемного оборудования, технические параметры которого соответствуют весу и габаритам перемещаемых грузов и сохраняют качество поступаемых изделий, материалов и т. п.
Вагоны подаются под разгрузку локомотивом. Запрещается применять для перемещения вагонов тракторы, автомобили, трубоукладчики или другой нерельсовый транспорт и оборудование.
Выгрузку труб, балластных грузов и другого оборудования из железнодорожных вагонов осуществляют по двум схемам: вагон— склад—автомобиль или вагон—автомобиль.
Перевозку труб и секций выполняют автотрубоплетевозами.
На участках с частым чередованием подъемов и спусков с продольными уклонами 10—20° применяют транспорт на гусеничном ходу или многоосные автомобили.
В песчано-пустынной местности и на заболоченных участках используют полноприводные автомобили и гусеничную технику.
Высота штабеля труб при укладке их «в седло» зависит от характеристик материала труб, изоляционного покрытия и определяется, исходя из сохранения геометрической формы сечения трубы и целостности покрытия. При любой схеме укладки высота штабеля не должна превышать 3 м.
В зимнее время года, а также в условиях пустынь и полупустынь при хранении труб, трубных секций, трубных деталей их внутренние полости защищают от попадания снега, песка, грунта, посторонних предметов.
Сезонное хранение труб и других материальных ресурсов производится с выполнением консервации, обеспечивающей сохранение первоначальных свойств и характеристик.
Для предотвращения раскатывания труб в штабеле используют внутреннюю или наружную увязки. В обоих вариантах крайние трубы нижнего ряда необходимо подклинить с помощью упора, облицованного резиной.
При внутреннем способе увязки в местах соприкосновения торцов труб с увязочными канатами, пропускаемыми внутри трубы, устанавливают прокладки (дерево, резина, автопокрышки и др.).
При наружном способе увязки следует использовать стальные канаты в эластичной оплетке.
Глава 17. Технология и организация строительства машапральных трубопроводов 48717.5. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
Разработка траншеии котлованов.Земляные работы при сооружении трубопроводов производятся в соответствии с требованиями СНиП «Магистральные трубопроводы» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты».
Грунт, вынутый из траншеи, как правило, укладывают в отвал с одной стороны траншеи, на безопасном расстоянии от бровки (не ближе 0,5 м от бровки), оставляя другую сторону свободной для передвижения транспорта и производства монтажно-укладочных работ (рабочая полоса). Разрешается укладывать отвал на рабочую полосу в стесненных условиях, с последующей его планировкой для прохода техники.
К моменту укладки трубопровода дно траншеи очищают от веток и корней деревьев, камней, обломков скальных пород, мерзлых комков, льда, огарков электродов и других предметов, которые могут повредить антикоррозионное покрытие.
Размеры профиля траншеи при строительстве трубопроводов устанавливаются проектом. Минимальная ширина траншеи принимается из условия избежать повреждения изоляционного покрытия труб при укладке плети и обеспечения заполнения грунтом пазух траншеи. Увеличение ширины траншеи сверх необходимой ведет к росту объемов работ и их стоимости.
Разработка траншеи производится одноковшовым экскаватором:
• на участках с выраженной холмистой местностью (или сильно
пересеченной), прерывающейся различными (в том числе вод
ными) преградами (рис. 17.5.1};
• на участках кривых вставок трубопровода;
• в грунтах с включением валунов;
• на участках повышенной влажности;
• в обводненных грунтах.
Разработка траншеи роторным траншейным экскаватором производится на участках со спокойным рельефом местности, на отлогих возвышенностях, на участках с плотными грунтами.
В мерзлых и скальных грунтах траншеи разрабатывают с предварительным рыхлением горной породы механическим или взрывным способами (рис. 17.5.2). Бурение шпуров и скважин для зарядов осуществляется буровыми, как правило, подвижными установками.
Особенности производства работ зимой. Перед началом земляных работ в зимнее время удаляют снег с полосы будущей траншеи, на коротком фронте во избежание промерзания грунта. Чтобы не случилось
488 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
заноса траншей снегом и смерзания отвала грунта, при работе зимой разработка траншей в задел не рекомендуется. Технологический задел между землеройной и изоляционно-укладочной колоннами должен быть не более суточной производительности укладочной колонны.
Рис. 17.5.1. Схема разработки полок экскаватором. Примечание: на участках с поперечным уклоном более 15° для разработки разрыхленного или нескального грунта при устройстве полок следует применять одноковшовые экскаваторы, оборудованные прямой лопатой. Экскаватор разрабатывает грунт в пределах полувыемки и отсыпает его в насыпную часть полки
Устройство траншей на участках трассы с большой глубиной промерзания грунта и крепостью целесообразно осуществлять роторны--ми траншейными экскаваторами без откосников. В других случаях разработку траншей ведут одноковшовыми экскаваторами с предварительным рыхлением мерзлого грунта. Грунт рыхлят механическим или буровзрывным способом при глубине промерзания более 0,4 м. Основные параметры взрыва, полученные расчетным путем, подлежат уточнению опытным взрыванием.
Особенности производства работ в условиях болот.В зависимости отнесущей способности болота разработку траншей осуществляют:
Глава 17. Технология и организация строительства магистральных трубопроводов 489
• на болотах с несущей способностью более 0,01 МПа — болотными одноковшовыми экскаваторами или обычными одноковшовыми экскаваторами, установленными на перекидных щитах или сланях;
Рис. 17.5.2.Схема разработки траншеи в мерзлом грунте с предварительным рыхлением их буровзрывным способом: а — снятие снежного покрова; б — рыхление грунта буровзрывным способом; в — планировка разрыхленного грунта; г — разработка траншеи
• на болотах с несущей способностью менее 0,01 МПа — экскава
торами, установленными на понтонах или пеноволокушах.
На болотах большой протяженности с низкой несущей способностью траншею рекомендуется разрабатывать зимой, после предварительного промораживания, что обходится дешевле.
Засылка уложенного трубопровода.До начала работ по засыпке уложенного трубопровода в любых грунтах необходимо:
• проверить проектное положение трубопровода и плотное его
прилегание к дну траншеи;
• проверить качество и в случае необходимости отремонтировать
изоляционное покрытие;
• провести предусматриваемые проектом работы по предохране
нию изоляционного покрытия от механических повреждений;
• устроить подъезды для доставки грунта для подсыпки и присыпки;
• получить письменное разрешение на засыпку уложенного тру
бопровода;
• выдать наряд-задание на производство работ машинисту.
Засыпку траншеи производят непосредственно после укладочных
работ (после балластировки трубопровода или закрепления его анкерными устройствами).
490 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
При засыпке трубопровода обеспечивают:
• целостность труб, противокоррозионного, теплового и защитно
го покрытий, а также противоэрозионных перемычек;
• проектное положение трубопровода в плане.
Засыпку трубопровода в любых грунтах после получения письменного разрешения заказчика следует выполнять бульдозерами прямолинейными, косопоперечными параллельными, косоперекрестными или комбинированными проходами или роторным траншеезасыпате-лем (рис. 17.5.3).
Рис. 17.5.3. Схемы производства работ по засыпке уложенного трубопровода бульдозером: а — прямолинейными проходами; б — косопоперечными параллельными проходами; в — косо-перекрестными проходами; г — комбинированным способом
Техническая рекультивация земель.Техническая рекультивация предполагает снятие плодородной почвы перед разработкой траншей (котлована) на хранение и ее последующее возвращение на место после засыпки траншеи (котлована).
Техническая рекультивация строительной полосы трубопроводов, площадей под сосредоточенные объекты осуществляются в соответствии с требованиями раздела проекта «Охрана окружающей среды» в процессе строительства трубопроводов в сроки, устанавливаемые землепользователями.
Глава 17. Технология и организация строительства магистральных трубопроводов 491
Буровзрывные работы.Этот вид работ выполняется для рыхления скальных и мерзлых грунтов, а также для корчевки пней крупных деревьев. Применение буровзрывных работ должно быть отражено в рабочем проекте с указанием участков их применения, способов производства и объемов работ.
На выполнение буровзрывных работ разрабатывается отдельный ППР, который согласовывается с заинтересованными организациями, предоставляющими «окно» для их выполнения и осуществляющими перенос сооружений и других объектов в безопасные зоны и эвакуацию людей на период взрывных работ.
Для производства взрывных работ разрешается применять взрывчатые вещества, на которые имеются ГОСТ, ТУ или постановления Госгортехнадзора России.
До начала взрывных работ должны быть построены склады, временные сооружения и дороги к ним в соответствии с требованиями «Единых правил безопасности при взрывных работах» и приняты комиссионно с составлением соответствующего акта.