Ненормативные пандусы
Ненормативными пандусамимы назвали пандусы, уклон которых превышает допустимые величины.
Несмотря на то, что они, согласно нормативным требованиям, не имеют право на существование, в Екатеринбурге в течение последних 1,5 лет по инициативе самих инвалидовтакие пандусы широко применяются при проектировании. В результате этого появилось большое количество объектов, в которых ненормативный пандус облегчает возможность попадания инвалида на коляске в здание. Применение ненормативных пандусов, по мнению инвалидов, - это вынужденная мера, которая, тем не менее, позволяет реально увеличить число реконструированных зданий и сооружений, действительно доступных для передвижения инвалидов-колясочников.
Для того чтобы определить реально допустимый уклон ненормативного пандуса и его ширину, в Екатеринбурге инвалиды на колясках поднимались и спускались по реально построенным пандусам, имеющим разные уклоны и отличающимся качеством покрытия. В результате этих экспериментов были сформулированы ряд рекомендаций, которые приведены ниже.
Ширина в свету ненормативного крутого пандуса не должна превышать 85-90 см. Пандус должен быть обязательно оборудован с двух сторон поручнями и иметь шероховатую поверхность, исключающую скольжение. Конфигурация поручней должна обеспечивать непрерывность и безопасность скольжения руки.
При строительстве ненормативных пандусов очень важно, чтобы покрытие пандуса было не скользким. Хорошее сцепление обеспечивает тротуарный камень «Бехатон» и асфальт, которые часто используются для выполнения пандусов на небольшую высоту. Ширина пандуса в свету (чаще всего это расстояние между поручнями) должна быть минимальной, чтобы инвалиду было легче и удобнее держаться за перила. Необходимо также строго выполнять все нормативные требования, предъявляемые к пандусам (длина и диаметр поручней, наличие ограждающего бортика и т.д.).
Общественная организация инвалидов-колясочников «Свободное движение» рекомендует в исключительных случаях (при реконструкции существующих зданий) ориентироваться на максимально допустимый уклон пандуса 15% (предел- 18%).
Пандусы с уклоном до 15% должны иметь право на существование в тех случаях, когда возможности проектирования объективно ограничены.
Чтобы попасть в здание по такому пандусу, инвалидам со здоровыми руками даже не требуется посторонняя помощь, так как они могут подняться самостоятельно при помощи поручней, установленных с двух сторон пандуса. Другим инвалидам
понадобится помощь только одного прохожего (на жаргоне инвалидов - «толкача»), а не группы людей. Эти пандусы особенно необходимы для грузных колясочников, имеющих большой вес, или для инвалидов, передвигающихся на тяжелых электрических колясках. Таких инвалидов очень трудно на руках поднимать по лестнице вместе с коляской.
Желательно, чтобы ненормативный пандус с уклоном до 15% не превышал 6-7 метров.
В социально-значимых объектах (например, в жилых домах и т.п.) и в безальтернативных случаях, когда доступ инвалидам на колясках должен быть обеспечен в обязательном порядке (например, в здания администрации города, соцзащиты), возможен пандус с большим уклоном (свыше 15%). В середине такого пандуса должны быть обязательно выполнены ступеньки на ширину 28-30 см для предотвращения соскальзывания помощника.
По очень крутому пандусу с уклоном свыше 18% очень сложно подниматься даже с посторонней помощью. Подъем по такому пандусу не безопасен, так как, если помощник случайно поскользнется или упадет, неуправляемая коляска на большой скорости покатится назад на упавшего помощника. Последствия могут быть плачевными как для колясочника, так и для помощника.
Именно поэтому посередине пандуса с уклоном свыше 15% должны быть обязательно предусмотрены ступеньки на ширину не более 280-300 мм (рис. 10.1). Если ширина этих ступенек будет больше 300 мм, то передние колеса некоторых моделей инвалидных колясок окажутся не на пандусе, а провалятся в «ступенчатую» часть пандуса, делая невозможным подъем на коляске по пандусу. Расстояние между передними колесами активных колясок составляет 320 мм.
Рис. 10.1 |
Хотелось бы сразу заметить, что нет никакой необходимости делать ограждающие бортики внутри пандуса для предотвращения соскальзывания передних колес на «ступенчатую» часть пандуса. Практика показала, что внутрь пандуса может случайно соскользнуть только одно из передних колес. Так
как при этом коляска продолжает устойчиво стоять на пандусе тремя колесами, то данная ситуация не представляет серьезной опасности для инвалида и легко исправляется. К тому же, внутренние бортики доставляют явные неудобства сопровождающему помощнику, которому и так неудобно идти по таким узким ступенькам. Если кто-то посчитает все-таки необходимым предусмотреть внутренние бортики, могу посоветовать чуть «утопить» пандус внутрь ступенек. Тогда выступающие края ступенек создадут естественные ограждения.
Для пандусов с уклоном от 10 до 15 процентов выполнение посередине ступенек возможно, но не обязательно. Ступеньки необходимы лишь в случае, когда поверхность пандуса не исключает возможности скольжения.
В тех ситуациях, когда нет возможности вытянуть пандус, возможна заливка пандуса непосредственно на ступеньках лестницы, если позволяет общая ширина лестницы (не менее 2100 мм). Внутри пандуса необходимо сохранить ступеньки. Если пандус залить на наружных ступеньках (120x400 мм), то уклон его составит 30%, на внутренних (150x300 мм) - 50%. Пандусы с таким уклоном, выполненные на высоких крылечках, больше предназначены для родителей с детскими колясками, чем для инвалидов на колясках. В Екатеринбурге их чаще всего можно встретить в проектах новых жилых домов.
Если лестница состоит всего из двух-трех ступенек, то можно выполнить сплошную заливку части лестницы в виде пандуса без сохранения внутренних ступенек (рис. 10.2).
При таком небольшом перепаде высот помощнику нет необходимости подниматься по пандусу. Ему достаточно просто подтолкнуть коляску, стоя на асфальте.
Обратите внимание, что перила необходимо устанавливать как возле пандуса, так и на лестнице (рис. 10.2).
В случае, когда не удается установить перила возле залитого на 2-3 ступеньках пандуса,
отказываться от его строительства не стоит, так как подъем по такому пандусу с посторонней помощью (даже в отсутствии перил) достаточно удобен и не представляет опасности для инвалида.
В общественных зданиях и сооружениях установка на ступеньках крылечек направляющих швеллеров бессмысленна и неудобна.
В Екатеринбурге в 1998-99 годах по инициативе администрации города была предпринята попытка установки для инвалидов таких швеллеров на крылечках магазинов, аптек и других социально-значимых объектов (рис. 10.3). Однако эта идея была отвергнута самими инвалидами, так как громоздкие железные швеллера мешали обычным людям ходить по ступенькам, портили эстетику крыльца и - самое главное - колясочникам они оказались неудобны. Эти швеллера использовались только родителями с детскими колясками.
Связано это с тем, что передние и задние колеса многих моделей инвалидных колясок расположены не по одной прямой, а находятся в разных плоскостях (маленькие колеса расположены близко, а большие - далеко друг от друга). Расположение колес очень отличается в разных моделях. Поэтому практически невозможно установить швеллера так, чтобы все 4 колеса самых разных моделей колясок попали в направляющие.
Идея ненормативных пандусов родилась в Екатеринбурге фактически как альтернатива неудобным швеллерам.
Эти швеллера можно устанавливать, но для конкретного инвалида (например, в подъезде его дома). Желательно, чтобы один из швеллеров был пошире. Установленными по индивидуальному заказу швеллерами будет пользоваться сам инвалид, но нет никакой гарантии, что ими смогут воспользоваться его друзья-инвалиды, приехавшие в гости. Важно также, чтобы швеллера не мешали ходить обычным людям. Если лестница узкая, то швеллера должны быть либо выносными, либо откидывающимися к стене.
Рис. 10.2
Рис. 10.3