Ненормативные пандусы

Ненормативными пандусамимы назвали пан­дусы, уклон которых превышает допустимые вели­чины.

Несмотря на то, что они, согласно норматив­ным требованиям, не имеют право на существо­вание, в Екатеринбурге в течение последних 1,5 лет по инициативе самих инвалидовтакие пан­дусы широко применяются при проектировании. В результате этого появилось большое количе­ство объектов, в которых ненормативный пандус облегчает возможность попадания инвалида на коляске в здание. Применение ненормативных пандусов, по мнению инвалидов, - это вынужден­ная мера, которая, тем не менее, позволяет ре­ально увеличить число реконструированных зда­ний и сооружений, действительно доступных для передвижения инвалидов-колясочников.

Для того чтобы определить реально допусти­мый уклон ненормативного пандуса и его шири­ну, в Екатеринбурге инвалиды на колясках под­нимались и спускались по реально построенным пандусам, имеющим разные уклоны и отличаю­щимся качеством покрытия. В результате этих эк­спериментов были сформулированы ряд рекомен­даций, которые приведены ниже.

Ширина в свету ненормативного крутого пандуса не должна превышать 85-90 см. Пан­дус должен быть обязательно оборудован с двух сторон поручнями и иметь шероховатую поверхность, исключающую скольжение. Кон­фигурация поручней должна обеспечивать не­прерывность и безопасность скольжения руки.

При строительстве ненормативных пандусов очень важно, чтобы покрытие пандуса было не скользким. Хорошее сцепление обеспечивает тро­туарный камень «Бехатон» и асфальт, которые ча­сто используются для выполнения пандусов на небольшую высоту. Ширина пандуса в свету (чаще всего это расстояние между поручнями) должна быть минимальной, чтобы инвалиду было легче и удобнее держаться за перила. Необходимо так­же строго выполнять все нормативные требова­ния, предъявляемые к пандусам (длина и диаметр поручней, наличие ограждающего бортика и т.д.).

Общественная организация инвалидов-ко­лясочников «Свободное движение» рекоменду­ет в исключительных случаях (при реконструк­ции существующих зданий) ориентироваться на максимально допустимый уклон пандуса 15% (предел- 18%).

Пандусы с уклоном до 15% должны иметь пра­во на существование в тех случаях, когда возмож­ности проектирования объективно ограничены.

Чтобы попасть в здание по такому пандусу, ин­валидам со здоровыми руками даже не требуется посторонняя помощь, так как они могут подняться самостоятельно при помощи поручней, установ­ленных с двух сторон пандуса. Другим инвалидам

понадобится помощь только одного прохожего (на жаргоне инвалидов - «толкача»), а не группы лю­дей. Эти пандусы особенно необходимы для груз­ных колясочников, имеющих большой вес, или для инвалидов, передвигающихся на тяжелых электри­ческих колясках. Таких инвалидов очень трудно на руках поднимать по лестнице вместе с коляской.

Желательно, чтобы ненормативный пандус с ук­лоном до 15% не превышал 6-7 метров.

В социально-значимых объектах (напри­мер, в жилых домах и т.п.) и в безальтерна­тивных случаях, когда доступ инвалидам на колясках должен быть обеспечен в обязатель­ном порядке (например, в здания админист­рации города, соцзащиты), возможен пандус с большим уклоном (свыше 15%). В середине такого пандуса должны быть обязательно вы­полнены ступеньки на ширину 28-30 см для предотвращения соскальзывания помощника.

По очень крутому пандусу с уклоном свыше 18% очень сложно подниматься даже с посторонней помощью. Подъем по такому пандусу не безопа­сен, так как, если помощник случайно поскольз­нется или упадет, неуправляемая коляска на боль­шой скорости покатится назад на упавшего по­мощника. Последствия могут быть плачевными как для колясочника, так и для помощника.

Именно поэтому посередине пандуса с укло­ном свыше 15% должны быть обязательно пре­дусмотрены ступеньки на ширину не более 280-300 мм (рис. 10.1). Если ширина этих ступенек будет больше 300 мм, то передние колеса некото­рых моделей инвалидных колясок окажутся не на пандусе, а провалятся в «ступенчатую» часть пан­дуса, делая невозможным подъем на коляске по пандусу. Расстояние между передними колесами активных колясок составляет 320 мм.

Рис. 10.1

Хотелось бы сразу заметить, что нет никакой не­обходимости делать ограждающие бортики внутри пандуса для предотвращения соскальзывания пе­редних колес на «ступенчатую» часть пандуса. Прак­тика показала, что внутрь пандуса может случайно соскользнуть только одно из передних колес. Так

ненормативные пандусы - student2.ru



как при этом коляска продолжает устойчиво стоять на пандусе тремя колесами, то данная ситуация не представляет серьезной опасности для инвалида и легко исправляется. К тому же, внутренние бор­тики доставляют явные неудобства сопровождаю­щему помощнику, которому и так неудобно идти по таким узким ступенькам. Если кто-то посчитает все-таки необходимым предусмотреть внутренние бор­тики, могу посоветовать чуть «утопить» пандус внутрь ступенек. Тогда выступающие края ступенек созда­дут естественные ограждения.

Для пандусов с уклоном от 10 до 15 процентов выполнение посередине ступенек возможно, но не обязательно. Ступеньки необходимы лишь в слу­чае, когда поверхность пандуса не исключает воз­можности скольжения.

В тех ситуациях, когда нет возможности вытя­нуть пандус, возможна заливка пандуса непосред­ственно на ступеньках лестницы, если позволяет общая ширина лестницы (не менее 2100 мм). Внут­ри пандуса необходимо сохранить ступеньки. Если пандус залить на наружных ступеньках (120x400 мм), то уклон его составит 30%, на внутренних (150x300 мм) - 50%. Пандусы с таким уклоном, выполнен­ные на высоких крылечках, больше предназначены для родителей с детскими колясками, чем для ин­валидов на колясках. В Екатеринбурге их чаще всего можно встретить в проектах новых жилых домов.

Если лестница состоит всего из двух-трех ступенек, то можно выполнить сплошную залив­ку части лестницы в виде пандуса без сохране­ния внутренних ступенек (рис. 10.2).

При таком небольшом перепаде высот помощ­нику нет необходимости подниматься по панду­су. Ему достаточно просто подтолкнуть коляску, стоя на асфальте.

Обратите внимание, что перила необходимо ус­танавливать как возле пандуса, так и на лестнице (рис. 10.2).

В случае, когда не удается установить пери­ла возле залитого на 2-3 ступеньках пандуса,

отказываться от его строительства не стоит, так как подъем по такому пандусу с посторонней по­мощью (даже в отсутствии перил) достаточно удо­бен и не представляет опасности для инвалида.

В общественных зданиях и сооружениях ус­тановка на ступеньках крылечек направляющих швеллеров бессмысленна и неудобна.

В Екатеринбурге в 1998-99 годах по инициативе администрации города была предпринята попытка установки для инвалидов таких швеллеров на кры­лечках магазинов, аптек и других социально-значи­мых объектов (рис. 10.3). Однако эта идея была от­вергнута самими инвалидами, так как громоздкие железные швеллера мешали обычным людям ходить по ступенькам, портили эстетику крыльца и - самое главное - колясочникам они оказались неудобны. Эти швеллера использовались только родителями с дет­скими колясками.

Связано это с тем, что передние и задние колеса многих моделей инвалидных колясок расположены не по одной прямой, а находятся в разных плоско­стях (маленькие колеса расположены близко, а боль­шие - далеко друг от друга). Расположение колес очень отличается в разных моделях. Поэтому практи­чески невозможно установить швеллера так, чтобы все 4 колеса самых разных моделей колясок попали в направляющие.

Идея ненормативных пандусов родилась в Ека­теринбурге фактически как альтернатива неудоб­ным швеллерам.

Эти швеллера можно устанавливать, но для конкретного инвалида (например, в подъезде его дома). Желательно, чтобы один из швеллеров был пошире. Установленными по индивидуальному за­казу швеллерами будет пользоваться сам инва­лид, но нет никакой гарантии, что ими смогут вос­пользоваться его друзья-инвалиды, приехавшие в гости. Важно также, чтобы швеллера не меша­ли ходить обычным людям. Если лестница узкая, то швеллера должны быть либо выносными, либо откидывающимися к стене.



ненормативные пандусы - student2.ru



Рис. 10.2

Рис. 10.3

Наши рекомендации