Природные условия влиящие на работу. дорожно климатическое районирование
При проектирование а/д. должна быть дана характеристика рельефа района строительства в целом, а также выделены трудные участки пересеченной или горной местности. К трудным участкам пересеченной местности, относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не выше 0,5 км, с глубокими боковыми балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий. На трудных участках пересеченной и горной местности, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, допускается, при соответствующем технико-экономическом обосновании, снижение
расчетных скоростей движения .
Использование результатов метеорологических наблюдений про проектирование дорог.
№ п/п | Наименование климатической характеристики | Применимость в проектной документации | |
1. | Дорожно-климатическая зона | Проектирование земполотна и дорожной одежды | |
2. | Принадлежность к северной климатической зоне1) | Выбор материалов и расчет металлических, бетонных и железобетонных конструкций | |
3. | Общая характеристика климата (континентальный2), умеренный) | Определение длины плит бетонного покрытия | |
4. | Климатические условия (суровые, умеренные, мягкие3)) | Выбор типа дорожной одежды | |
5. | Абсолютная температура воздуха максимальная и минимальная | Выбор типа дорожной одежды и стройматериалов | |
6. | Температура воздуха наиболее холодных суток и пятидневки обеспеченностью 0,98 и 0,92 | Расчет несущих бетонных и железобетонных конструкций и проектирование водопропускных труб | |
7. | Средняя температура воздуха за каждый месяц и за год | Выбор марок бетона для бетонных и железобетонных конструкций, бетона и каменного материала для дорожной одежды, составления ППР и др. | |
8. | Температура воздуха наиболее жарких суток | Расчет мостовых конструкций | |
9. | Даты перехода среднесуточных температур через 0,5 и 10° и число дней в году, превышающих эти температуры | Определение сезонных сроков ведения строительных работ | |
10. | Температура воздуха при вскрытии реки | Определение нагрузок ото льда | |
11. | Среднее количество осадков за каждый месяц и за год | Составление ППР | |
12. | Средняя дата образования устойчивого снежного покрова и его схода | Составление календарного графика работ | |
13. | Толщина снежного покрова 5 % ВП | Расчет снегозаносимости насыпи | |
14. | Объем снегопереноса 5 % ВП по 8 румбам | Выбор средств снегозащиты | |
15. | Повторяемость ветров за зимний период по 8 румбам | То же | |
16. | Расчетная скорость ветра за зимний период | Выбор средств снегозащиты | |
17. | Повторяемость ветра за паводочный период | Определение высоты и набега ветровой волны | |
18. | Расчетная скорость ветра за паводочный период | То же | |
19. | Скоростной напор ветра на высоте 10 м от поверхности земли | Расчет мостовых конструкций | |
20. | Толщина льда 1 % ВП | Определение нагрузок ото льда | |
81. | Глубина промерзания глинистых и песчаных грунтов | При составлении ППР, назначении глубины заложения фундаментов и др. | |
22. | Для многолетнемерзлых грунтов: глубина оттаивания, среднегодовая температура грунта, температурный режим | Выбор принципов проектирования с учетом совместной работы возводимого сооружения и основания и способов производства земляных работ | |
23. | Появление и интенсивность действия наледей | Учитывается при проектировании земполотна, искусственных и защитных сооружений | |
24. | Среднегодовое число дней с: туманом метелью гололедом | Определение особенностей производства работ и учет при проектировании условий эксплуатации То же -"- | |
Дорожно-климатическое районирование – разделение территории на районы (зоны) с более или менее однородными климатическими условиями для целей проектирования и строительства дорог. В зависимости от степени увлажнения, глубины залегания грунтовых вод, глубины промерзания грунтов и среднегодового количества осадков территория СССР разделена на пять дорожно-климатических зон.
В качестве признаков, характеризующих дорожно - климатические условия районов , приняты следующие: высота над уровнем моря, численность населения, средний годовой сток, число дней с обледенением и метелями, годовое количество осадков, продолжительность выполнения работ при температурах воздуха не ниже 0 гр. C и не ниже 10 гр. C, глубина промерзания грунтов, высота снежного покрова, скорость ветра, продолжительность весенней распутицы, дальность транспортировки основных дорожно - строительных материалов.
Так же следует учитывать следующее:
− рельеф местности;
− гранулометрический состав наиболее широко распространенны
В зависимости от вышеприведенных факторов территорию Российской Федерации разделена на пять дорожно-климатических зон: I - тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов; II - лесов с избыточным увлажнением грунтов; III - лесостепную со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы; IV - степную с недостаточным увлажнением грунтов; V - пустынную и пустынно-степную с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов.
Ландшафтно- географические зоны:
- Зона арктических пустынь
- Зона тундр
- Лесотундра
- Зона тайги
- Зона смешанных и широколиственных лесов
- Лесостепная зона
- Степная зона
- Зоны полупустынь и пустынь
Зона арктических пустынь. В этой зоне лежат Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года. Они являются главным элементом ландшафта.
Зона тундр. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана, что связано в основном с климатическими процессами.
Тундра — зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня.
Лесотундра. Южнее тундры на морских, ледниковых и аллювиально-озерных равнинах простирается узкой полосой лесотундра —переходная зона от тундры к лесу. Для нее характерно присутствие редкостойных лесов на междуречьях. В климатическом отношении она отличается от тундры более теплым летом и снижением скорости ветра.
Зона тайги. Зона занимает среди природных зон России наибольшую площадь, простираясь от западных границ России до побережья Охотского и Японского морей. В западной части Восточно-Европейской (Русской) равнины тайга граничит на юге с зоной смешанных и широколиственных лесов, восточнее Нижнего Новгорода — с лесостепной зоной.
Лесостепная зона. Это переходная зона между лесом и степью. В ее пределах годовой баланс влаги нейтральный. Широколиственные, мелколиственные и сосновые леса на серых лесных почвах здесь чередуются с разнотравными луговыми степями на черноземах.
Зона смешанных и широколиственных лесов. Она распространена на Восточно-Европейской равнине и на Дальнем Востоке, где климат по сравнению с тайгой значительно теплее и влажнее.
Степная зона. В России она занимает южные районы Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири.
Зоны полупустынь и пустынь. Эти зоны занимают в России очень небольшую территорию в пределах Прикаспийской низменности и Ергеней. Они представляют собой самую северо-западную окраину обширных пустынь Евразии с континентальным умеренно сухим восточноевропейским климатом. Здесь наблюдаются самые высокие для Восточно-Европейской равнины суммы годовой солнечной радиации (115-120 ккал/см2)