Основные положения нормативных и правовых актов, регламентирующие информационные процессы в товароведении и торговле

Нормативно-методологическая база информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих информацию о товарах и работу с ней.

В России создано правовое пространство, регламентирующее информацию о товарах. Это законы Российской Федерации :

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс

3. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

4. «О защите прав потребителей».

5. «О рекламе».

6. «Об упаковке, маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг».

7. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 №134-ФЗ.

Закон РФ «Об ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

1. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Статья 5. Права и обязанности изготовителя в области установления срока службы, срока годности

товара, а также гарантийного срока на товар

1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы ? период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

2. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности ? период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

3. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок ? период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя.

Статьи 8-10 настоящего закона устанавливают право потребителя на информацию:

Информация о продавце. «Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах . Изготовитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и

режим ее работы.

Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.»

Информация о товаре. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

***обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;

***сведения об основных потребительских свойствах товаров;

***о весе и об объеме,

***о калорийности продуктов питания,

***о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов,

***а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;

***цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

***гарантийный срок, если он установлен;

***правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

***срок службы или срок годности товаров;

***место нахождения, фирменное наименование изготовителя;

***информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;

***информацию о правилах продажи товаров.

Глава II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ

ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в

отношении недостатков товара

1. Потребитель вправе предъявить требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности , установленных изготовителем.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю , если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней , не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.

Наши рекомендации