Улицы дореволюционной горловки

К сожалению, об улицах дооктябрьской, дореволюционной Горловки многие горловчане почти ничего не знают. А ведь об этом хотя бы вкратце надо знать, чтобы лучше узнать прошлое родного края. Наиболее известны в старой Горловке были три улицы.

КОНТОРСКАЯ УЛИЦА — это главная улица. Она тянулась от здания шахтной конторы Горловского рудника № 1 (ныне шахта «Кочегарка») до хутора Алексеевки. Названа она так по имени конторских служащих рудника № 1 КОНТОРСКИЙ. На этой улице размещался большой белый дом, в котором жил директор француз Бах. Он был желчным человеком, с ра­бочими не разговаривал, а посылал их к своим заместителям, потом шел дом заместителя директора Менилл, двухэтажный дом главного инженера, особняк попа, дом техников и служи­телей рудника. Среди всех этих домов выделялся директор­ский дом. Он был двухэтажным, стоял в густом саду, возле этого дома имелся мраморный бассейн, где плавали белые лебеди. Выделялся своим размером и дом Менилл. Рабочие прозвали его Маниль. Шахты № 1, 5, 8 принадлежали Обще­ству Южно-Русской каменноугольной промышленности, в ко­тором решающую роль играли французские капиталисты. Прав­ление Общества находилось в Париже, прибыль от эксплуа­тации горловских рудников № 1, 5, 8 шла в банки Парижа. Шахтеры сложили лесенку по этому поводу:

Добр, добр так Маниль,

Всех «обул и накормил»,

Деньга гонит он в Париж,

Нам сует один кукиш.

Горловские горняки намекали, что Маниль получает боль­ше прибыли от эксплуатации рабочих, но все деньги отправ­лял во Францию, складывал в одном из банков Парижа. Только эта улица имела тротуар. По ней не разрешалось ходить шахтерам, возвращающимся с работы, в грязных шахтерках.

Следующая улица — ПОЧТОВАЯ, называлась так по име­ни почтовых служащих. Возле шахты находилась почта Гор­ловки. На Почтовой улице жили весовщики, табельщики шах­ты, а также почтовые служащие. Домишки здесь были серые, неказистые.

ДЕСЯТНИЦКАЯ УЛИЦА. За Почтовой улицей шла улица ДЕСЯТНИЦКАЯ, названа по имени десятников шахты. На этой улице жили десятники шахты, средний технический пер­сонал рудника. Домики на ней были небольшие, светлые, двухквартирные. На этой улице находился кабак. Шахтеры часто забегали сюда, чтобы выпит кварту водки, отвлечься от грустных мыслей о тяжелой жизни. Размещалось здесь и Горловское коммерческое училище.

Накануне Первой Мировой войны в этом училище работал учителем труда известный революционер Петр Анисимович Моисеенко. Шахтеры рудника жили в землянках. Красочное описание жилищ шахтеров дает нам рабочий Максименко в своих воспоминаниях: «В шести километрах от станции Никитовка, по левую сто­рону железнодорожного пути, было раскинуто на двух холмах более пятисот землянок, по три окна в каждой. Они были разбиты на 17 линий, на каждой линии от 25 до 40 таких землянок, а место 7—8 и 9-й линий было отведено под ба­зарную площадь, где имелись с десяток лавок, принадлежав­ших бывшим коробейникам и щетинникам. Тут же, на площа­ди ютились в два ряда харчевня ятки, крытое рогожей. Това­ры были дешевые, но деньги очень дорогие. Были мануфакту­ры готового платья, и даже часовой магазин с серебряными и золотыми изделиями».

Таким образом, улицы, на которых были расположены землянки шахтеров, названий не имели, а назывались просто линиями, кстати, линии сохранились в нашем городе, в Новогорловке, в поселке, расположенном возле Новогорловского машзавода. Там и сейчас улицы больше называют линиями. Если едешь трамваем № 3 и 5 в Новогорловку, то и сейчас можно услышать остановку «СТАРОБАЗАРНАЯ» Она напоминает как бы, что здесь, в Горловке, был когда то базар. Ныне улицы Горловки сказочно преобразились и имеют свои названия.

Наши рекомендации