Улицы дореволюционной горловки
К сожалению, об улицах дооктябрьской, дореволюционной Горловки многие горловчане почти ничего не знают. А ведь об этом хотя бы вкратце надо знать, чтобы лучше узнать прошлое родного края. Наиболее известны в старой Горловке были три улицы.
КОНТОРСКАЯ УЛИЦА — это главная улица. Она тянулась от здания шахтной конторы Горловского рудника № 1 (ныне шахта «Кочегарка») до хутора Алексеевки. Названа она так по имени конторских служащих рудника № 1 КОНТОРСКИЙ. На этой улице размещался большой белый дом, в котором жил директор француз Бах. Он был желчным человеком, с рабочими не разговаривал, а посылал их к своим заместителям, потом шел дом заместителя директора Менилл, двухэтажный дом главного инженера, особняк попа, дом техников и служителей рудника. Среди всех этих домов выделялся директорский дом. Он был двухэтажным, стоял в густом саду, возле этого дома имелся мраморный бассейн, где плавали белые лебеди. Выделялся своим размером и дом Менилл. Рабочие прозвали его Маниль. Шахты № 1, 5, 8 принадлежали Обществу Южно-Русской каменноугольной промышленности, в котором решающую роль играли французские капиталисты. Правление Общества находилось в Париже, прибыль от эксплуатации горловских рудников № 1, 5, 8 шла в банки Парижа. Шахтеры сложили лесенку по этому поводу:
Добр, добр так Маниль,
Всех «обул и накормил»,
Деньга гонит он в Париж,
Нам сует один кукиш.
Горловские горняки намекали, что Маниль получает больше прибыли от эксплуатации рабочих, но все деньги отправлял во Францию, складывал в одном из банков Парижа. Только эта улица имела тротуар. По ней не разрешалось ходить шахтерам, возвращающимся с работы, в грязных шахтерках.
Следующая улица — ПОЧТОВАЯ, называлась так по имени почтовых служащих. Возле шахты находилась почта Горловки. На Почтовой улице жили весовщики, табельщики шахты, а также почтовые служащие. Домишки здесь были серые, неказистые.
ДЕСЯТНИЦКАЯ УЛИЦА. За Почтовой улицей шла улица ДЕСЯТНИЦКАЯ, названа по имени десятников шахты. На этой улице жили десятники шахты, средний технический персонал рудника. Домики на ней были небольшие, светлые, двухквартирные. На этой улице находился кабак. Шахтеры часто забегали сюда, чтобы выпит кварту водки, отвлечься от грустных мыслей о тяжелой жизни. Размещалось здесь и Горловское коммерческое училище.
Накануне Первой Мировой войны в этом училище работал учителем труда известный революционер Петр Анисимович Моисеенко. Шахтеры рудника жили в землянках. Красочное описание жилищ шахтеров дает нам рабочий Максименко в своих воспоминаниях: «В шести километрах от станции Никитовка, по левую сторону железнодорожного пути, было раскинуто на двух холмах более пятисот землянок, по три окна в каждой. Они были разбиты на 17 линий, на каждой линии от 25 до 40 таких землянок, а место 7—8 и 9-й линий было отведено под базарную площадь, где имелись с десяток лавок, принадлежавших бывшим коробейникам и щетинникам. Тут же, на площади ютились в два ряда харчевня ятки, крытое рогожей. Товары были дешевые, но деньги очень дорогие. Были мануфактуры готового платья, и даже часовой магазин с серебряными и золотыми изделиями».
Таким образом, улицы, на которых были расположены землянки шахтеров, названий не имели, а назывались просто линиями, кстати, линии сохранились в нашем городе, в Новогорловке, в поселке, расположенном возле Новогорловского машзавода. Там и сейчас улицы больше называют линиями. Если едешь трамваем № 3 и 5 в Новогорловку, то и сейчас можно услышать остановку «СТАРОБАЗАРНАЯ» Она напоминает как бы, что здесь, в Горловке, был когда то базар. Ныне улицы Горловки сказочно преобразились и имеют свои названия.