Определение потребности в материально­технических ресурсах

Для определения потребности в МТР необходимо использовать научно обоснованные нормы их расхода, определяющие максимально допустимые затраты на производство единицы продукции (работы), ис-ходя из предусмотренного уровня техники и организации производства. Нормы расхода периодически пересматриваются и заменяются на но-вые, более прогрессивные, учитывающие последние достижения науки, техники, технологии, совершенствование организации производства и МТО, выпуск новых, более эффективных материалов.

Нормы должны предусматривать соблюдение требований к ка-честву продукции. Научно обоснованное нормирование расхода МТР должно обеспечивать их экономию, за счёт которой можно выпустить дополнительное количество продукции и снизить её себестоимость. Нормы должны быть обоснованными, учитывающими технический уровень производства и возможности его повышения в плановый пе-риод. При расчёте норм расхода МТР нужно учитывать экономию сырья, материалов и топлива по плану организационно-технических мероприятий. По масштабу применения нормы расхода МТР подраз-деляются на общие, ведомственные и местные.

Общие производственные нормырасхода материалов разраба-

тываются на следующие виды общестроительных и специальных ра-бот: земляные, каменные; монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций; монтаж стальных конструкций; плот-ничные, столярные, кровельные, отделочные, изоляционные, свайные,



Глава 9. Материально‐техническое обеспечение

дорожные, электромонтажные; изготовление строительных конструк-ций, деталей, полуфабрикатов.

Ведомственные производственные нормырасхода материа-

лов разрабатываются на процессы (рабочие операции), отсутствующе в номенклатуре общих норм и выполняемые в ДСО данного ведомст-ва (министерства).

Местные производственные нормырасхода материалов раз-

рабатываются на процессы (рабочие операции), отсутствующие в но-менклатуре общих и ведомственных норм и выполняемые только в конкретной ДСО или на предприятии по изготовлению строительных деталей, конструкций, изделий.

Одним из основных элементов и необходимым условием организа-ции процесса обращения продукции производственно-техничес-кого на-значения является установление хозяйственных связей по поставкам ма-териально-технических ресурсов, обеспечивающих эффективное сотруд-ничество производителей и потребителей той или иной продукции.

Хозяйственные связи–комплекс организационных,экономи-ческих, правовых взаимоотношений по поставкам продукции, оказа-нию производственных, транспортных и иных услуг между отдель-ными предприятиями.

Классификация хозяйственных связейпо:

способу установления (прямые и опосредствованные); продолжительности (кратко-и долгосрочные); способу товаропродвижения (транзитные и складские);

отраслевой принадлежности (внутриотраслевые и межведомст-венные);

территориальному признаку (внутри- и межрайонные).

От характера хозяйственных связей во многом зависит своевре-менность и полнота удовлетворения потребностей объектов в опреде-ленных видах материальных ресурсов и в конечном счёте – рента-бельность ДСО.

Выбор рациональной формы снабжения(транзитной илискладской) осуществляется с целью определения экономически целе-сообразных условий поставок. Формы поставок выбирают предпри-ятия-потребители. Снабженческо-сбытовые фирмы осуществляют контроль за правильностью выбора формы поставок продукции про-изводственно-технического назначения и при необходимости произ-водят корректировку. Рациональной и эффективной считается такая форма снабжения, которая обеспечивает бесперебойность производ-



Глава 9. Материально‐техническое обеспечение

ственного процесса и при прочих равных условиях наличие мини-мальных транспортно-заготовительных расходов ТЗР и материально-производственных запасов предприятий-потребителей.

Транзитная форма поставокпредполагает поступление продук-ции производственно-технического назначения к её потребителям непо-средственно от поставщиков, минуя промежуточные звенья и операции. Транзитная форма позволяет ускорить сроки доставки МТР и сократить расходы потребителей на возмещение снабженческо-сбытовым фирмам затрат на складирование, хранение, а также на погрузочно-разгрузочные работы, возмещение потерь ресурсов при перевалках на складах и базах. Но при такой форме поставок трудно обеспечить их комплектность, по-этому у потребителей создаются излишние МПЗ и, как следствие, за-медляется оборачиваемость оборотных средств.

Складская форма поставокпредусматривает получение про-дукции через базы, склады или магазины снабженческо-сбытовых фирм. Применение складской формы позволяет обеспечить ком-плектность и сократить величину материально-производственных за-пасов у потребителей. Но при этом растут транспортно-заготови-тельные расходы фирм-потребителей, связанные с уплатой наценок снабженческо-сбытовым фирмам для возмещения расходов по по-грузке-разгрузке, приёмке, хранению и отпуску МТР потребителям. Складскую форму следует применять при поставке МТР, нуждаю-щихся в дополнительной переработке, комплектации, сезонном завозе ресурсов. Эта форма поставок считается эффективной, если экономия, получаемая за счёт сокращения МПЗ, превышает возникающие при этом дополнительные ТЗР.

Одним из основных направлений совершенствования МТО яв-ляется развитие свободной торговли МТР, преимуществами которой являются отсутствие необходимости составлять заявки предприяти-ям-потребителям и безлимитная продажа материалов, конструкций, деталей, изделий и т. д.

9.5. Организация и планирование материально­технического обеспечения

Осуществление производственного процесса возможно лишь при наличии необходимого комплекса средств и предметов труда, их системном, планомерном обновлении и пополнении.



Глава 9. Материально‐техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечениесистема планомер-

ного распределения, комплектного и своевременного обеспечения ДСО орудиями и средствами труда в объёмах, необходимых для вы-полнения годовой производственной программы (в соответствии с требованиями ПСД).

Снабжением обычно занимаются службы производственно-технологической комплектации. В функции этих служб входят:

составление договоров на поставку МТР, комплектовочных ве-домостей по каждому строительному объекту;

оформление графиков поставок; организация грузовых потоков на строительные участки и под-

собные предприятия, минуя склады и базы; руководство складским хозяйством;

контроль за соблюдением норм расхода МПЗ и их рациональ-ным использованием на объектах;

организация транспортирования, приёма и хранения получен-ных МТР;

оформление в транспортных фирмах документов на прибытие грузов в адрес ДСО;

отпуск и доставка МТР на строительные участки и подсобные предприятия;

заготовка местных строительных материалов и организация их перевозки к местам потребления;

проверка сертификатов и технических паспортов, подтвер-ждающих качество поставляемых МТР.

Для того чтобы построить какие-либо сооружения, в нужном количестве необходимы МПЗ и технологическое оборудование, пре-дусмотренные проектом. Процесс организации строительного произ-водства требует чёткой поставки этих ресурсов в заданном объёме, в указанные сроки и при соответствующем качестве. Опыт работы различных фирм в нашей стране и за рубежом показывает, что для решения подобных задач применяется логистика.

Логистика–наука о планировании,контроле и управлениитранспортированием, складированием и другими материальными

и нематериальными операциями в процессе доведения сырья и мате-риалов до производственного предприятия, их внутризаводской пере-работки, доставка готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также наука о передаче, хранении

и обработке соответствующей информации. Основными объектами её



Глава 9. Материально‐техническое обеспечение

исследования являются: логистические издержки, информационный поток, материальный и финансовый потоки, логистические система, функция, операции, потоки МТР.

Логистика охватывает ряд взаимосвязанных разделов, в т. ч. ло-гистику снабжения, производства, сбыта, транспорта.

В рамках логистических систем решается ряд задач, включая следующие: прогнозирование потребности в строительных материа-лах, контроль состояния запасов, сбор и обработка заказов, определе-ние последовательности продвижения материального потока по логи-стической цепи.

По видам потоков логистические системы можно разделить на материальные, финансовые, информационные и др.

Логистические системы материальных потоков или , другими словами, материальные логистические потоки, опосредуют движение ресурсов ДСО от их закупки до сбыта готовой продукции (здания и сооружения).

Финансовая логистическая система опосредует движение фи-нансовых ресурсов, связанных с производством и реализацией до-рожной продукции.

Информационная логистическая система опосредует процессы как простого, так и расширенного воспроизводства строительной ор-ганизации.

Логистическая система потоков трудовых ресурсов опосредует все разнообразие их миграции в ДСО. Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.

В условиях рынка система МТО ориентирована на сеть пред-приятий промышленности и стройиндустрии, транспортных и энерге-тических фирм, научно-исследовательских, проектных, учебных и других учреждений и обеспечивает дорожно-строительный ком-плекс необходимыми МТР.

В настоящее время можно констатировать, что все ДСО работа-ют в условиях, которые характеризуются достаточной свободой пред-принимательской деятельности, зафиксированной законодательно. Они обладают необходимой хозяйственной самостоятельностью, имеют доступ практически ко всем ресурсам, свободны в выборе по-ставщиков и субподрядчиков при совершении закупочных и хозяйст-венных операций, самостоятельно распоряжаются доходом, остаю-щимся после уплаты налогов; выбирают направления развития своей



Глава 9. Материально‐техническое обеспечение

ПХД с целью получения максимальной прибыли. Имеющиеся произ-водственные мощности и объёмы производства МТР удовлетворяют спрос на этом рынке.

Целями МТО организаций дорожной отрасли являются сле-дующие:

своевременное снабжение строительного производства необхо-димыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

улучшение использования ресурсов (повышение производи-тельности труда, фондоотдачи, обеспечение ритмичности строитель-ных процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективно-сти инвестиций и т. д.);

анализ организационно-технического уровня строительного производства и качества СМР своей ДСО и конкурентов, позволяю-щий разработать предложения по повышению качества и конкуренто-способности выпускаемой продукции.

Для достижения этих целей необходимо выполнять следующие работы:

маркетинговые исследования рынка поставщиков дорожных МТР, выбор поставщиков исходя из наличия у них системы менедж-мента качества на базе ИСО 9000, лицензии на право проведения ра-бот, достаточного опыта работы в данной области, высокого органи-зационно-технического уровня производства, надёжности и прибыль-ности работы, обеспечения конкурентоспособности и качества вы-пускаемых материалов, приемлемой стоимости ресурсов, простоты транспортной схемы и стабильности поставок;

планирование МТО дорожного производства; организация обеспечения дорожно-строительными МТР рабо-

чих мест; разработка материальных балансов;

нормирование потребности в конкретных дорожно-строитель-ных МТР;

поиск новых каналов и форм МТО дорожного производства; разработка мероприятий по снижению норм и нормативов рас-

хода материально-технических ресурсов; сбор и переработка отходов строительного производства;

учёт, контроль и анализ эффективности использования МТР; использование местных нерудных материалов; стимулирование работы по улучшению использования МТР.



Глава 9. Материально‐техническое обеспечение

Для выполнения данных работ необходимы соответствующие службы:

материально-технического снабжения – для своевременного обес-печения и регулирования поставок материально-технических ресурсов;

складского хозяйства – для складирования и хранения полуфаб-рикатов, топлива, битума, цемента, сырья и других материалов;

производственно-технической комплектации – для поставки комплекта сборных элементов строго по календарным (суточным

и часовым) графикам с подбором конструкций в определенном коли-честве и номенклатуре, в заданные сроки, согласованные с субпод-рядчиками и производственными предприятиями;

инструментального хозяйства и технологической оснастки – для обеспечения производства инструментом, приспособлениями, техноло-гической оснасткой высокого качества при минимальных издержках;

транспортных процессов – для перемещения внутри стройки

и вне её большого количества грузов, необходимых для нормального функционирования производственного процесса;

ремонтно-механической – для обеспечения рабочего состояния парка машин, механизмов и оборудования путём их ремонта и модер-низации.

В рыночных условиях ДСО связана со многими предприятиями: как потребитель – через рынок закупки; как производитель – через рынок сбыта.

МТО строительства ведётся по прямым договорам с различными поставщиками. Они входят в систему МТО, которая включает: по-ставки МТР для государственных нужд; оптовую торговлю техноло-гическим оборудованием, строительными МТР; торговлю вышеука-занными ресурсами через систему строительных бирж, торговых до-мов и посреднических предприятий.

Организация обслуживания строительного производства вклю-чает МТО, контроль качества, а также энергетическое, ремонтное, транспортное, складское хозяйства. Основными задачами при этом являются следующие:

обеспечение объекта строительства производственными ресур-

сами;

определение целей деятельности строительного производства; формирование заданий и работ для достижения целей; разработка структуры службы обеспечения материально-техни-

ческими ресурсами и определение её функций;



Глава 9. Материально‐техническое обеспечение

определение факторов и показателей ПХД создаваемой службы; разработка и реализация стратегических, тактических и опера-тивных планов службы обеспечения материально-техническими ре-

сурсами; контроль и мотивация выполнения планов;

анализ эффективности работы службы.

В современных условиях в строительстве распространены сле-дующие методы обеспечения МТР: через товарно-сырьевые биржи; прямые связи; аукционы, конкурсы; спонсорство; собственное произ-водство и др. Форму обеспечения МТР ДСО выбирает исходя из их особенностей, продолжительности получения, количества предложе-ний, а также качества и цены. При этом следует установить степень надежности поставщика и уровень конкурентоспособности ресурсов. При заключении договоров с поставщиками следует помнить о необ-ходимости отражения в них количественных и качественных показа-телей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и других требова-ний. МТО является формой распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Оно в зна-чительной мере предопределяет результативность производства, ока-зывая непосредственное воздействие на использование ОПФ, рит-мичность производства, себестоимость СМР, производительность труда, продолжительность строительства.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Значение материально-технической базы дорожного хозяйства.

2. Состав и структура материально-технической базы.

3. Основные принципы размещения производственных пред-приятий.

4. Структура и показатели использования оборотных средств.

5. Пути улучшения использования оборотных средств.

6. Как определяется потребность в материально-технических ре-

сурсах?

7. Основные направления совершенствования системы МТО.



Наши рекомендации