Дебет 01 кредит 08
– объект основных средств введен в эксплуатацию.
Пример
ЗАО «Актив» приобрело у ООО «Пассив» сервер Hewlett-Packard 340/S (паспорт № 53872017, заводской номер 6596-84, дата выпуска – январь 2011 года, инвентарный номер 000106).
Покупная стоимость сервера – 53 100 руб. (в том числе НДС – 8100 руб.), срок полезного использования – 3 года. Краткая характеристика сервера:
Р-II 400/64/SCSI 9,16 Gb/CD-ROM/Клавиатура/Мышь.
ООО «Пассив» уже использовало эти средства у себя в производстве. Поэтому оно предоставило сведения о дате ввода сервера в эксплуатацию, фактическом сроке эксплуатации, сумме начисленной амортизации и остаточной стоимости.
При приемке сервера были оформлены акт № ОС-1 и инвентарная карточка № ОС-6:
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14)
Для акта предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Акт оформляют в двух экземплярах:
· первый экземпляр передают вместе с оборудованием на склад;
· второй экземпляр – в бухгалтерию.
Акт составляет комиссия, назначаемая приказом руководителя.
Если монтаж поступившего оборудования будет проводить фирма-подрядчик, то в состав комиссии может быть включен ее представитель. Принимая оборудование для установки, он должен расписаться в акте. После этого ему передают один экземпляр акта о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14). Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) в этом случае оформлять не надо.
На основании акта бухгалтер сделает проводку:
ДЕБЕТ 07 КРЕДИТ 60 (76)
– оприходовано оборудование, требующее монтажа.
Пример
22 июля 2011 года ЗАО «Актив» приобрело у ООО «Техно-пром» деревообрабатывающий станок (паспорт № 53872017, гарантийный талон № 12037). Стоимость станка – 76 700 руб. Станок требует специальной установки (монтажа).
Акт о приеме (поступлении) оборудования будет оформлен так:
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6)
Основные средства, принадлежащие фирме, учитывают в инвентарных карточках.
Для карточки предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Инвентарную карточку бухгалтер оформляет в одном экземпляре на каждый объект основных средств.
В раздел 1 и раздел 2 карточки переносят сведения из акта приема-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1).
Раздел 3 заполняют после переоценки основных средств.
Здесь указывают дату проведения переоценки и ее коэффициент. Он может быть равен индексу-дефлятору (если переоценка осуществляется способом индексации) или другому индексу (например, рассчитанному оценщиком).
В графе 3 отражают восстановительную стоимость по результатам переоценки.
В раздел 4 вносят сведения о внутреннем перемещении или выбытии основных средств.
Данные заносят в карточку на основании:
· при внутреннем перемещении основного средства – накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2);
· при проведении реконструкции, модернизации и капремонта – акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных основных средств (форма № ОС-3);
· при списании основного средства – акта о списании объекта основных средств (формы № ОС-4, ОС-4а, ОС-4б).
Раздел 5 заполняют после реконструкции или модернизации основного средства, а раздел 6 – после его ремонта.
О том, как это делают, смотрите ситуацию «Ремонт, реконструкция и модернизация основных средств» этого раздела бератора.
При значительном изменении качественных показателей основного средства в карточку заносят новые данные. Если это невозможно, то старую карточку заменяют новой. Старую карточку сохраняют как справочный документ.
Пример
14 июля 2011 года ЗАО «Актив» приобрело сервер Hewlett-Packard 340/S (инвентарный номер 000106, заводской номер 6596-84, паспорт № 53872017).
Инвентарная карточка была оформлена на основании акта о приеме-передаче основного средства от 14 июля 2011 г. № 17.
Стоимость сервера – 46 000 руб. (без НДС).
Инвентарная карточка будет заполнена так:
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3)
Для акта приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.
Если фирма ремонтирует (реконструирует, модернизирует) объект самостоятельно, то достаточно заполнить один экземпляр акта.
Если работы по ремонту выполняет подрядная организация, то акт приема-сдачи составляют в двух экземплярах:
· один остается в бухгалтерии заказчика;
· второй передают фирме-подрядчику.
Акт подписывают члены приемочной комиссии или сотрудник, ответственный за приемку основных средств.
Если объект передавался для ремонта другому предприятию, то акт подписывает также его представитель. Утверждает акт руководитель фирмы.
После того как акт будет оформлен, его передают в бухгалтерию. На основании акта бухгалтер должен отразить в учете затраты на ремонт.
Так, если основное средство было получено из ремонта, бухгалтер должен сделать соответствующие проводки:
ДЕБЕТ 20 (23, 26, 29, 44, 91-2, ...) КРЕДИТ 10 (60,76,...)
– учтены расходы на ремонт объекта основных средств (корреспондирующий счет выбирают исходя из того, в каком подразделении или для каких работ используют объект ОС);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)
– учтен НДС по расходам на ремонт (в части работ, выполненных сторонними организациями).
Расходы на ремонт основных средств учитывают при налогообложении прибыли в размере фактических затрат. Эти расходы включаются в себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором они возникли (ст. 260 НК РФ).
Если вы арендовали основные средства, то расходы по их ремонту учитываются при налогообложении только в том случае, если обязанность по ремонту возложена на вас договором аренды.
Затраты на модернизацию или реконструкцию в состав расходов организации не включают, а относят на увеличение первоначальной стоимости основных средств.
Под модернизацией и реконструкцией принято понимать улучшение качественных характеристик объекта основных средств (например, увеличение его мощности, срока службы и т. д.).
Эти расходы бухгалтер должен отразить проводками:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10 (23, 20, ...)
– учтены расходы на модернизацию или реконструкцию объекта основных средств, произведенную собственными силами фирмы;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76)
– учтены расходы на модернизацию или реконструкцию объекта основных средств, выполненную сторонними предприятиями;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)
– учтен НДС по расходам на модернизацию или реконструкцию (в части работ, выполненных сторонними предприятиями);