Топонимы калининского района горловки
Государев Байрак или БАЙРАК — один из старейших поселков Горловки. История его богатая и интересная. В районе поселка находятся большой холм и глубокий яр. Лет триста назад эта местность была безлюдной. На склоне яра росли могучие широколистные дубы и клены, а возле них виднелось море густой шелковистой травы. Чистый благоухающий воздух наполнялся голосами многочисленных птиц, а высоко в небе парил коршун, выискивая добычу. Казалось, ничто не нарушало спокойствие и размеренную жизнь пернатых небольшой байрочной дубравы. Разве, что выбежит на опушку леса косой зайчишка чтобы погрызть ветки молодых деревьев и схватить немножко зеленой травы, да изредка, прячась в зарослях ковыля, бросится на куропаток лисица. А в лесу можно было встретить диких кабанов, которые, разгребая опавшие листья, подбирали желуди, ягоды. Темной ночью на охоту выходили волки. Но вот пришли люди. Это были запорожские казаки. После кровавых и жестоких боев с турками и татарами, и польскою шляхтою, они на зиму расходились по глухим хуторам и селам. Там они устраивали зимовище, отдыхали, набирались сил, а весной снова шли в Сечь. Дойдя, в одну из зим до истоков реки Луганки, они обосновались здесь, устроили зимовник, стали заниматься охотой, рыболовством, разводили большую пасеку. Так начинался Государев Байрак — старинная запорожская местность.
«Байрак» — это слово украинское, означает яр, поросший лесом. В русском языке ему соответствует слово «буерак». Но оно не прижилось, и в XIX веке заменилось милозвучным украинским словом «байрак». Вторая часть названия — Государев — имеет легендарную историю.
Конец XVII века. Молодое русское государство стремилось добыть выход к морю. Петр I, которого величали государем, начал вести успешные войны на юге страны с турка-мм, добился выхода к Азовскому морю, захватил и укрепил порты Азов и Таганрог. Однажды он с небольшим отрядом солдат и казаков, так гласит легенда, возвращался из Азовского похода в Москву. Шел Петр I донецкими степями. Стояло жаркое лето. Солнце обдавало путников горячими лучами, Дорога оказалась длинной и утомительной. Выбившись из сил, лошади да и люди, приморились. Но вот показалась небольшая байрачная дубрава. Петр отдал приказ остановиться, решил немного передохнуть. На холме возле дуба раскинулся шатер царя, а в тени деревьев сидели воины, а лошади тут же паслись. Несколько казаков, спустившись в яр, стали искать родничок, чтобы выпить холодной воды и освежиться. Они увидели на склоне яра двух женщин, а это были мать и дочь. Одна из них пожилая, лет под сорок, с небольшими морщинами, а другая — девочка лет пятнадцати. На коленях женщины лежала девочка. Мать расчесывала ее волосы, искала вши и давила их. Когда женщины увидели казаков, то испугались и убежали. С тех пор яр, как утверждают старожилы, стали называть ВШИВЫМ.
Вдруг, словно из-под земли, появились на маленьких юрких лошадях татары. Раздалась боевая тревога. Казаки быстро вскочили на своих лошадей. И тут же завязалась упорная и жестокая битва. Сам государь стоял на холме, наблюдая за ходом сражения, отдавал необходимые приказы, распоряжения. Солдаты и казаки самоотверженно боролись с ненавистным врагом. То в одном конце поля, то в другом звенели сабли, раздавались частые выстрелы казацких пистолей. Схватились, было, татары за палаши, но русские воины с еще большей яростью и удвоенной энергией кинулись на них. От сильных ударов клинков разбивались на головах шлемы, обагрялись кровью кольчуги, падали лошади вместе с всадниками. Вскоре татары не выдержали, бросились бежать. Казаки долго их преследовали. Немногим удалось спастись от меткой пули и острой казацкой сабли. Петр I отметил доблесть и мужество воинов. Потом отряд во главе с царем снялся и отправился в дальнейший путь. Весть о том, что великий государь со своим войском побил басурман (так называли татар), быстро разнеслась по донецким селам, хуторам и городам. В память о знаменательном событии, и назвали люди новое поселение ГОСУДАРЕВЫМ БАЙРАКОМ. Своеобразно шло его заселение. Здесь сначала жили престарелые запорожцы, позже пришли волохи и молдаване. В 1753—1755 гг. на службу в русскую армию пришли сербские офицеры Иван Шевич и Райко Прерадович, подданные Австро-Венгрии, которых всячески притесняли австро-венгерские власти. Вместе с ними прибыли их соотечественники сербы, македонцы, хорваты, черногорцы, а также молдаване и волохи.
Был сформирован Бахмутскй гусарский полк, с пребыванием его в городе Бахмуте. Царское правительство, желая заселить малолюдные южные степи и одновременно оградить границы государства от набегов турок и татар, отвело переселенцам земли между городом Бахмутом и рекой Луганкой довпадения ее в Северский Донец.
Императрица Елизавета Петровна в инструкции генералу Бибикову велела селить Шевича и Прерадовича с выходящими людьми от г. Бахмута до реки Луганки. И вот в районе села Государев Байрак поселилась 9-я рота Бахмуского гусарского полка Прерадовича. Каждому из воинов выделили карабин и два пистолета Село Государев Байрак получило еще название 9-я рота.
Из-за тяжелых климатических условий, частых набегов татар многие из военных поселенцев умерли или погибли. Особенно большое горе принес 1768 год. Крымские татары буквально опустошили Бахмутскую провинцию Азовской губернии, а вместе с тем и село Государев Байрак. Россия повела решительную борьбу против Крымского ханства и султанской Турции.В 1772 году с берегов Днестра пришли в район села Государев Байрак молдаване и волохи и там поселились. Они занимались хлебопашеством, выращивали и собирали неплохой урожай пшеницы. 8 мер зерна, собранного урожая, обеспечивало проживание семьи на целый год.
Позже в Государевом Байраке стали поселяться беглые крестьяне с правобережной Украины и центральных губерний России. Поначалу трудно жилось переселенцам. В Байракском лесу жили и орудовали разбойники. Бывало, поставят среди дороги большой дрючок, т. е. бревно и не дают возможности ехать купцам и другим жителям села торговать. Разбойники требовали с прохожих выкуп, дань. И пока они не уплатят, не убирали с дороги дрючок. Поэтому жители Государева Байрака называли лес РАЗБОЙНИЧЬИМ и с опаской шли туда. Позже разбойников выловили, и жить стало спокойнее. В 1780 г. в слободе Государев Байрак насчитывалось 305 мужчин и 335 женщин. В 1792г. здесь была построена Свято-Вознесенская церковь. В1631 г. в селе насчитывалось 2700 душ населения. А вскоре слобода Государев Байрак была преобразована в волостное село. По данным 1912 года в селе насчитывалось около 9000 душ населения, 3 школы, 85 торговых заведений с общим оборотом 50000 рублей, паровая водяная мельница. Прошли годы. Из поколения в поколение передавалась легенда о героической битве лучших сыновей украинского и русского народов против турецко-татарских захватчиков. К сожалению, позже село Государев Байрак стали называть просто Байрак, мотивируя тем, что оно связано с царем, т. е. угнетателем народных масс. А нельзя ли возродить историческую справедливость — оставить название села прежнее — Государев Байрак?