Пофазный разъезд транспортных средств
Он обеспечивает разделение конфликтующих потоков во времени. С точки зрения безопасности движения число фаз должно быть таким, чтобы не было ни одной конфликтной точки. Вместе с тем увеличение числа фаз ведёт к увеличению длительности цикла и к увеличению суммарной длительности промежуточных тактов, т.е. увеличивается задержка на перекрёстке. В простейшем случае когда преобладает движение в прямых направлениях разъезд транспортных средств может быть организован по двухфазному циклу.
(рис.22)
При двухфазном регулировании и интенсивном потоке автомобилей поворачивачивающих налево, они вынуждены находиться в центре перекрёстка до конца разрешающей фазы. Завершить поворот удаётся лишь в период промежуточного такта, когда жёлтый сигнал прерывает движение во встречном направлении. Введение третьей фазы открывает возможность для различных вариантов организации движения. Один из них – выделения специальной фазы для обслуживания встречных левоповоротных потоков.
(рис.23)
Безопасность пешеходов обеспечивается выделением пешеходной фазы в течении которой на перекрёстке по всем направлениям включается красный сигнал транспортных светофоров, а пешеходные светофоры разрешают движение. Такой метод является целесообразным при интенсивных пешеходных потоках на всех переходах перекрёстка.
(рис.24)
Лекция 3.
Расчёт длительности светофорного цикла и его элементов.
При расчёте цикла и его элементов учитывают интенсивность движения и потоки, насыщенные для каждого направления движения каждой фазы. Поэтому перед расчётом режима регулирования необходимо составить схему организации движения транспорта и пешеходов на перекрёстке. При расчёте режима регулирования придерживаются определённой последовательности:
1) По данным планировочной характеристики перекрёстка определяют поток насыщения в данной фазе для каждого направления движения
2) Используют интенсивность движения по каждому направлению и поток насыщения, подсчитывают фазовые коэффициенты
3) По результатам анализа транспортной и планировочной характеристик перекрёстка определяют продолжительность промежуточных тактов
4) Подсчитывают длительность цикла регулирования
5) Используют значения цикла регулирования и величины промежуточного такта, определяют длительность основного такта
6) Составляют график режима работы светофорной сигнализации, на котором отражается длительность и порядок чередования сигналов
Исходные данные для расчёта:
1) Планировочная характеристика перекрёстка: ширина проезжей части улиц на подходах к перекрёстку, число и ширина полос движения, ширина разделительной полосы, ширина тротуаров и радиусы закругления, продольный уклон улиц на подходах к перекрёстку.
2) Транспортные характеристики перекрёстка: состав транспортного потока, картограмма интенсивности транспортных потоков, средняя скорость движения в прямом и поворотном направлениях, длина автомобилей.
3) Условия движения для транспортных средств:
Условия движения | Описание условия | Поправочный коэффициент |
Хорошие | Отсутствует влияние пешеходов и стоящих автомобилей. Хороший обзор, достаточная ширина проезжей части | 1,2 |
Плохие | Неудовлетворительная ровность и сцепные качества покрытия. Имеются конфликты с транспортными потоками при поворотном движении. Плохой обзор перекрёстка. | 0,85 |
Средние | Наличие характеристик из двух предыдущих групп | 1,0 |
Потоки насыщения
Потоки насыщения определяют путём натурных наблюдений в те периоды, когда на подходе к перекрёстку образуются достаточно большие очереди транспортных средств. При движении по дороге в прямом направлении поток насыщения Мн прямо = 525 * Впч; 5,4< Впч<18.
Впч | 3,3 | 3,6 | 4,2 | 4,8 | 5,1 | |
Мн прямо |
Если на подходах к перекрёстку полосы движения выделены разметкой, то поток насыщения можно определять отдельно для каждой полосы движения. Для случая движения транспортных средств прямо, а также налево или направо по одним и тем же полосам движения, то поток насыщения, полученыый по предыдущей формуле корректируют:
;
где a, b, и c – интенсивность движения прямо, налево и направо в % от общей интенсивности движения.
Необходимость коррекции связана с уменьшением потока насыщения, т.к. автомобили, поворачивающие налево или направо из общей полосы движения, задерживают основной поток. При выделении специальных полос для право- и левоповоротных потоков, поток насыщения определяют:
где R – радиус поворота.
Фазовые коэффициенты определяют для каждого из направлений движения на перекрёстке в данной фазе регулирования:
; y – фазовый коэф. данного направления.
Длительность промежуточных тактов должна быть такой, чтобы автомобиль, подходящий к перекрёстку при смене сигнала с зелёного на жёлтый смог либо остановиться у стоп-линии, либо успеть освободить перекрёсток:
Где Va – средняя скорость транспортных средств; a – замедление транспортного средства при включённом запрещающем сигнале светофора; la - длина транспортного средства; li – расстояние от стоп-линии до самой дальней точки(?).
(рис.А)
За время действия промежуточного такта пешеход должен вернуться на тротуар, откуда он начал движение, дойти до островка безопасности или разделительной полосы. Для этого пешеходу потребуется время:
Где Bпш – ширина проезжей части, пересекаемой пешеходом; Vпш – скорость движения пешехода.
Цикл регулирования.
Транспортные средства пребывают к перекрёстку неравномерно. При таком случайном прибытии транспортных средств продолжительность цикла может быть определена по формуле Вебстера:
Где Тп – сумма промежуточных тактов в цикле регулирования; Y – сумма расчётных фазовых коэффициентов.
По условиям безопасности движения длительность цикла не должна быть более 120 секунд.
Основные такты.
Во время основного такта разрешается движение транспортных средств и пешеходов, а в конфликтующих направлениях – запрещается. Основной такт определяется для каждой фазы регулирования:
Где Тп – сумма промежуточных тактов.
Длительность основного такта проверяют из условия пропуска пешеходов: