Порядок проектирования нефтегазовых объектов
Разработка проектной документации проводится на основании Закона РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22-Ф от 2 января 2000 г. и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации», а также рекомендованными б. Госстроем России для разработки проектно-сметной документации «Порядком разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95)» и «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-02-95)». Определенные изменения в процессе разработки проектной документации внес одобренный Советом Федерации 24 декабря 2004 г. Градостроительный кодекс РФ. Эти изменения касаются, прежде всего, комплекса требований по проведению обязательной государственной экспертизы проектной документации на объекты капитального строительства, введению государственного строительного надзора и выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
Принципиальная схема разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации на строительство приведена на рис. 19.5.1.
В инвестиционном процессе предпроектная и проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из четырех основных этапов:
* I этап — определение инвестиционного замысла, содержащего: цели инвестирования, назначение и мощность объекта строительства, номенклатуры продукции, места (района) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информации базы данных заказчиком (инвестором) проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей. С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет в установленном порядке ходатайство (Декларацию) о намерениях и
Рис. 19.5.1. Принципиальная схема разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации на строительство
Глава 19. Основы управления нефтегазостроительными проектами 667
получает исходные данные и технические условия на проектирование.
• II этап — разработка обоснований инвестиций в строительство
на основании получения информации, требований государствен
ных органов и заинтересованных организаций, в объеме, доста
точном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целе
сообразности дальнейшего инвестирования, получения от соот
ветствующего органа исполнительной власти согласования места
размещения объекта (акта выбора участка) и о разработке
проектной документации.
• III этап — разработка, согласование, экспертиза и утверждение
проектной документации / ТЭО (проект) строительства.
• IV этап — разработка рабочей документации и получение раз
решения на выполнение строительно-монтажных работ.
В настоящее время порядок проектирования определен следующими основными документами:
• Градостроительным кодексом Российской Федерации, введен
ным с 1 января 2005 г. федеральным законом РФ от 29 декабря
2004 г. № 190-ФЗ;
• СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», Госстрой
России, 2004 г. (введен с 1 января 2005 г.),
Градостроительный кодекс России устанавливает правовые основы регулирования отношений по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, а также по строительству объектов капитального строительства и их реконструкции (градостроительные отношения).
СНиП 12-01 -2004 «носит рекомендательный характер и устанавливает для добровольного применения общие правила ведения строительства, процедуры контроля качества строительства и оценки соответствия законченных строительством объектов недвижимости (зданий и сооружений) требованиям проектной документации и условиям договоров».
СНиП устанавливает, что «общее ведение строительства осуществляет лицо, получившее разрешение на строительство (далее — застройщик). Застройщиком может быть инвестор. Взаимоотношения застройщика и инвестора, не являющегося застройщиком, определяются договором между ними. В соответствии с действующим законодательством базовыми функциями застройщика являются:
• получение разрешения на строительство;
• получение права ограниченного пользования соседними земель
ными участками (сервитутов) на время строительства;
668
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
• привлечение для осуществления работ по возведению объекта
недвижимости исполнителя работ (подрядчика при подрядном
способе строительства);
• обеспечение строительства проектной документацией, прошед
шей экспертизу и утвержденной в установленном порядке;
• привлечение в предусмотренных законодательством случаях ав
торского надзора проектировщика за строительством объекта;
• извещение о начале любых работ на строительной площадке ор
ганов государственного контроля (надзора), которым подконтро
лен данный объект;
• обеспечение безопасности работ на строительной площадке для
окружающей природной среды и населения;
• обеспечение безопасности законченного строительством объек
та недвижимости для пользователей, окружающей природной
среды и населения;
• принятие решений о начале, приостановке, консервации, пре
кращении строительства, о вводе законченного строительством
объекта недвижимости в эксплуатацию».
В соответствии со СНиП в состав проектной документации в общем случае входит:
• утверждаемая часть, в том числе проект организации строитель
ства (ПОС);
• рабочая документация на весь объект или на определенные эта
пы работ.
Проект организации строительстваобычно содержит:
• мероприятия по обеспечению в процессе строительства прочно
сти и устойчивости возводимых и существующих зданий и со
оружений;
• для сложных и уникальных объектов — программы необходи
мых исследований, испытаний и режимных наблюдений, вклю
чая организацию станций, полигонов, измерительных постов и
т. п.;
• решения по организации транспорта, водоснабжения, канали-
зации, энергоснабжения, связи, решения по возведению конст
рукций, осуществлению строительства в сложных природно-
климатических условиях, а также стесненных условиях;
• мероприятия по временному ограничению движения транспор
та, изменению маршрутов транспорта;
• ситуационный план строительства с расположением мест при
мыкания к железнодорожным путям, речных и морских прича
лов, временных поселений и т. п.;
Глава 19. Основы управления нефтегазостроительными проектами 669
• порядок и условия использования и восстановления территорий,
расположенных вне земельного участка, принадлежащего за
стройщику (заказчику), в соответствии с установленными сер-
витутами;
• календарный план строительства с учетом сроков действия сер-
витутов на временное использование чужих территорий;
• перечень работ и конструкций, показатели качества которых
влияют на безопасность объекта и в процессе строительства под
лежат оценке соответствия требованиям нормативных докумен
тов и стандартов, являющихся доказательной базой соблюдения
требований технических регламентов (ФЗ от 27 декабря 2002 г.
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании»);
• сроки выполнения незавершенных (сезонных) работ, порядок
их приемки;
• методы и средства выполнения контроля и испытаний (в том чис
ле путем ссылок на соответствующие нормативные документы).
В случаях, когда в составе проектной документации не разрабатывается проект организации строительства, застройщик (заказчик) совместно с проектировщиком и исполнителем работ (подрядчиком) условиями договора (распорядительной документацией) определяют порядок приемки законченного строительством объекта, а также перечень контрольных процедур оценки соответствия, выполняемых в процессе строительства по завершении определенных его этапов.
В соответствии с Градостроительным кодексом «проектная документацияпредставляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства ».
Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Проектирование объектов строительства должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности.
Торги (тендеры) на разработку проектной документации.Порядок организации и проведения тендера на проектные работы определяется инвестором (заказчиком) в соответствии с «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации» и серией методических рекомен-
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
даций, утвержденных Межведомственной комиссией по подрядным торгам. Тендер на проектирование объекта может проводиться на часть проектной документации: ТЭО, эскизный проект, только на рабочую документацию, на весь объем проектной документации.
В соответствии с Градостроительным кодексом «в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы;
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-
строительного проектирования, строительства, реконструкции, капи
тального ремонта объектов капитального строительства, в том числе
с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполнен
ная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-тех
нического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприя
тий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строи
тельства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов
капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или
демонтажа объектов капитального строительства, их частей для
строительства, реконструкции других объектов капитального строи
тельства) ;
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов
к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спор
та и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытово
го назначения, объектам транспорта, торговли, общественного пита
ния, объектам делового, административного, финансового, религиоз
ного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки
соответствующей проектной документации);
11) проектно-сметная документация объектов капитального строи
тельства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральны
ми законами».
Проектная документация подлежит государственной экспертизев соответствии с действующим законодательством. В соответствии
Глава 19. Основы управления нефтегазостроительными проектами 671
с Градостроительным кодексом «предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий».
Проектная документация проходит экспертизу в установленном порядке. Задачей экспертизы является определение ценности проекта, принимая во внимание все его положительные и отрицательные последствия. Экспертизе подлежат, помимо чисто технических аспектов:
• расчет эффективности проекта;
• воздействие на окружающую среду;
• коммерческие перспективы, включая рыночную привлекатель
ность и спрос на продукцию проекта;
• экономический анализ общих последствий проекта для нацио
нального развития;
• социальные последствия проекта;
• административно-управленческие аспекты, имеющие целью опре
делить организационные возможности реализации проекта.
Рассмотрим отдельные разделы предпроектной и проектной документации.
Работа над проектом начинается с проработки концепции проекта, содержащей формирование инвестиционного замысла и исследование инвестиционных возможностей. Этот этап выполняется заказчиком (инвестором) и специальными группами и существенно зависит от специфики проекта.
Формирование инвестиционного замысла.Основными причинами появления (источниками идей) проектов можно назвать;
• неудовлетворенный спрос;
• избыточные ресурсы;
• инициатива предпринимателей;
• реакция на политическое давление;
• интересы кредиторов.
После формирования определенного числа альтернативных идей проекта специалист — аналитик проекта должен выполнить предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые идеи.
Предварительная проработка целей и задач проекта.Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг — формирова-
672
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
ние основных характеристик проекта. К числу таких характеристик можно отнести:
• наличие альтернативных технических решений;
• спрос на продукцию проекта;
• продолжительность проекта, в том числе его инвестиционной
фазы;
• оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продук
цию (услуги) проекта;
• перспективы экспорта продукции проекта;
• сложность проекта;
• наличие исходно-разрешительной документации;
• инвестиционный климат в районе реализации проекта;
• соотношение затрат и результатов проекта.
Предварительный анализ осуществимости проекта.Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведенных выше показателей. Для этой цели обычно используют несложную экспертную систему, использующую ранжирование факторов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта, по критериям отбора вариантов инвестиционных решений.
Если полученное экспертным путем значение критериальных показателей выше установленного предела, проект признается осуществимым.
Если проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработки, включая:
• детальный маркетинг;
• инженерно-геологические изыскания;
• оценку окружающей среды и местных источников сырья;
• политическую обстановку в регионе, республике, стране,
• социокультурную характеристику населения.
Формирование инвестиционного замысла проекта.В процессе
формирования замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:
• цель и объект инвестирования, место (район) размещения;
• продукция проекта — характеристика и объем выпуска;
• срок окупаемости;
• доходность проекта;
• назначение, мощность и основные характеристики объекта ин
вестирования;
• предполагаемые источники и схема финансирования.
Замысел инвестора реализуется в форме Декларации о намерениях, а также задания (исходных данных) на разработку предпроектных обоснований инвестиций в строительство.
Глава 19. Основы управления нефтегазостроипгельными проектами 673
Разработка обоснования инвестиций.После предварительного
согласования ходатайства (Декларации) о намерениях заказчик (инвестор) принимает решение о разработке обоснований инвестиций. Документ разрабатывается с учетом обязательных требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования и о разработке проектной документации, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка). Обоснования подлежат экспертизе в установленном порядке.
Выбор и согласование места размещения объекта, экологическое обоснование проекта и экспертиза.Этап включает в себя:
• проработку предварительных условий возможного предоставле
ния земельного участка;
• разработку материалов по экологическому обоснованию места
размещения объекта;
• экспертизу материалов экологического обоснования места раз
мещения объекта.
Оформление акта выбора земельного участка. Вкачестве итога этапа оформляется акт выбора земельного участка, к которому прилагаются:
• картографические материалы;
• заключение о согласовании условий природопользования;
• расчеты убытков собственников земли;
• материалы других согласований и экспертиз;
• принципиальные условия, подлежащие включению в договор
о хозяйственных отношениях органов местного самоуправления
и заказчика.
Предварительное инвестиционное решение.Принимается на основании следующих материалов:
• результаты предпроектных обоснований;
• предварительное согласование места размещения объекта.
Предварительный план проекта.Предварительный план проекта
включает в себя:
• план проектно-изыскательских работ;
• предварительный план реализации проекта в целом, дающий
возможность оценить длительность, структуру и состав необхо
димых исполнителей проекта;
• предварительный план финансирования проекта;
• предварительная смета проекта.
674
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
Окончательным итогом предынвестиционных исследований является задание на разработку ТЭО (проекта) строительства.