Подготовка строительного производства
В зависимости от особенностей и специфики строительства трубопроводов подготовительный период включает в себя три этапа:
• общая организационно-техническая подготовка к строительст
ву трубопровода;
• инженерная подготовка к сооружению трубопровода;
• подготовительные работы на объекте.
Общая организационно-техническая подготовка к строительству трубопровода выполняется строительной организацией и состоит из:
• подготовки и заключения с заказчиком генерального договора
подряда и договоров субподряда;
• получения от заказчика соответствующей проектно-сметной до
кументации, зарегистрированной в органах Госгортехнадзора;
• анализа проектно-сметной документации;
• оформления финансирования строительства;
■ отвода в натуре трассы и площадок для строительства;
• оформления разрешений и допусков на производство работ;
• решения вопросов бытового обслуживания строителей;
• заключения договоров материально-технического обеспечения.
В инженерную подготовку строительно-монтажной организации
к сооружению трубопровода входят:
• изучение проектно-сметной документации функциональными
службами строительной организации;
Рис. 17.1.1. Структура строительно-монтажных работ для линейной части МТ
Глава 17. Технолотя и орпшизация строительства магистральных трубопроводов 475
• разработка графика строительства объекта;
• разработка проекта производства работ;
• составление технической документации по комплектации соору
жаемого трубопровода материальными ресурсами;
• разработка системы оперативно-диспетчерского управления
строительством;
• разработка оперативных производственно-экономических квар
тальных и месячных планов;
- выдача задания производственной базе, комплектование строительных бригад соответствующими строительными машинами, оборудованием, оснасткой;
• подготовка инженерно-технических кадров и рабочего персо
нала;
• разработка мероприятий по социальному обеспечению строи
телей на трассе;
• подготовка мероприятий по организации строительства вахто
вым методом;
• подготовка и осуществление программы работ по развитию соб
ственной базы стройиндустрии и транспортного хозяйства;
• подготовка мероприятий по обеспечению работ в зимний период;
• подготовка службы контроля качества производства работ.
Подготовительные работына объекте включают в себя трассовые
и внетрассовые подготовительные работы.
Внетрассовые подготовительные работы предусматривают разработку карьеров, устройство временных жилых городков, строительство временных дорог, монтаж сварочно-изоляционных баз, баз механизации, создание социальной инфраструктуры, создание текущих, страховых и сезонных запасов труб и других материалов, устройство вертолетных площадок, причалов, обустройство пристанционных площадок для разгрузки и складирования труб, балластных грузов и др. Внетрассовые подготовительные работы включают в себя также работы, выполняемые в базовых условиях:
• строительство временных подъездных дорог;
• сварку труб в секции на трубосварочных базах и сборку укруп
ненных элементов крановых узлов;
• гидро- и теплоизоляцию одиночных труб, секций труб, криволи
нейных вставок, соединительных деталей крановых узлов и т. п.;
• холодное гнутье труб, изготовление укрупненных конструкций
трубных блоков, свайных опор, ригелей, вмораживаемых анке
ров, балластных конструкций и т. п.
476 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
В трассовые подготовительные работы входят.
• разбивка и закрепление пикетажа, детальная геодезическая раз
бивка горизонтальных и вертикальных углов поворота и пере
ходов через естественные и искусственные преграды, разметка
строительной полосы, выноска пикетов за ее пределы;
• расчистка строительной полосы от леса и кустарника, корчевка
пней; снятие и складирование в специально отведенных местах
плодородного слоя земли;
• планировка строительной полосы, уборка валунов, нависших
камней в горах, устройство полок на косогорах;
■ осушение строительной полосы, ее промораживание или защита от промерзания (или таяния) в зависимости от условий строительства;
• строительство вдольтрассовых технологических проездов;
• устройство защитных ограждений, обеспечивающих безопас
ность производства работ.
Рассмотрим технологии основных трассовых подготовительных работ.
Расчистка полосы строительства трубопровода от леса включает в общем случае следующие операции (рис. 17.2.1):
• натурная разметка границ ширины строительной полосы и тре
левочного волока визирами (затесками на деревьях и вешками);
• уборка опасных деревьев;
• прокладка и устройство трелевочного волока;
• устройство площадок для разделки поваленных деревьев;
• валка деревьев и срезка кустарника;
• обрубка сучьев и раскряжевка хлыстов;
• погрузка, транспортировка, разгрузка и складирование леса;
• корчевка и уборка пней;
• засыпка ям и неровностей;
• разработка траншеи для сжигания порубочных остатков и захо
ронения пней.
Валку деревьев ведут вдоль древостоя, укладывая деревья «елочкой» в расчищенную сторону в пакеты с комлями вместе с веерообразным расположением верхушек. Объем пакета формируют равным грузоподъемности трелевочного трактора. Пакеты деревьев укладывают в легко доступных для трелевочного трактора местах с таким расчетом, чтобы на подходе к ним не было крупных пней, валежных стволов, резких понижений и т. п.
Вслед за трелевкой хлыстов на строительной полосе выполняют работы по корчевке пней. После корчевки и уборки со строительной
Рис. 17.2.1. Схема организации расчистки строительной полосы от лесной растительности на болотах бензомоторными пилами: I — разметка ширины строительной полосы; II — зона безопасности; III — уборка опасных деревьев; IV— зона безопасности; V— валка леса; VI— зона безопасности; VII — обрубка сучьев; VIII — устройство хворостяной выстилки из сучьев и порубочных остатков; IX — подтаскивание хлыстов и укладка деревянного покрытия; 1 — вешки; 2 — звено по уборке опасных деревьев; 3 — звено по валке деревьев; 4 — звено по обрубке сучьев; 5 — трелевочный трактор
478 Часть TV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
полосы и площадки пней и валунов оставшиеся от них ямы засыпают грунтом и сравнивают с поверхностью земли.
Расчистку строительной полосы от кустарника и мелколесья осуществляют двумя способами:
• первый способ — срезка кустарника и мелколесья с их после
дующим удалением за пределы строительной полосы или их сжи
ганием непосредственно на строительной полосе; очистка по
верхности от корней и пней;
• второй способ — удаление кустарника и мелколесья вместе с кор
невой системой за пределы строительной полосы или сжигание
непосредственно на строительной полосе.
Для расчистки используют бульдозеры или корчеватели-собиратели. Временные дороги при строительстве линейной части трубопроводов подразделяются на:
• вдольтрассовые дороги, проходящие либо по строительной по
лосе, либо в непосредственной близости от нее, предназначен
ные для транспортировки труб, балластных грузов, грунта, тех
нологического оборудования, материалов, горюче-смазочных
материалов, техники, людей. Подъездные дороги, являющиеся
ответвлениями вдольтрассовой дороги, связывают строящийся
трубопроводе пунктами перевалки труб, строительных материа
лов, оборудования, техники, с жилыми городками, трубозагото-
вительными базами, карьерами грунта и др.;
• технологические проезды, проходящие по строительной полосе
рядом с осью трубопровода и служащие для прохождения меха
низированных колонн и бригад при выполнении ими техноло
гических операций.
Временные дороги эксплуатируются в течение всех этапов строительства трубопровода — подготовки к строительству, строительства и пуска и наладки трубопроводного объекта. Конструкция и параметры дорог и проездов определяются рабочей проектной документацией или проектом производства работ (ППР).
Перед началом строительства дорог проводят обследование трассы и прилегающей местности визуально и инструментальными способами с целью определения гидрогеологических характеристик грунтов, типа и протяженности болот и заболоченных участков, участков, имеющих льдонасыщенные грунты и ледяные линзы, глубины оттаивания грунтов, размеров ореола оттаивания фунта, ширины зеркала воды на переходах через малые водные преграды и др. Результаты обследования сравнивают с данными проекта. Если имеются отклонения, то корректируют объемы работ и технические решения проекта, а при необ-
Глава 17. Технология и организация строительства матстралюых трубопроводов 479
ходимости разрабатывают дополнительные мероприятия по выполнению неучтенных видов строительно-монтажных работ,
Могут быть использованы следующие конструкции дорог и проездов:
* сборно-разборные, используемые в качестве транспортных подъ
ездных путей, сооружаемых на болотах I и II типов, на многолет-
немерзлых и мелкодисперсных, сильно увлажненных грунтах.
Основным элементом дороги со сборно-разборным покрытием
являются деревянные щиты или железобетонные плиты. В про
цессе эксплуатации дорог со сборно-разборным покрытием не
обходимо: выравнивать просевший настил; устранять перекосы;
заменять разрушенные щиты и плиты; проверять крепежные и
соединительные узлы;
• лежневые, которые устраивают в виде сплошного бревенчатого
настила шириной 4, 6 и 8 м в зависимости от веса используемой
техники для монтажа трубопровода и укладки самого трубопро
вода (рис. 17.2.2);
Рис. 17.2.2. Схема лежневого проезда на болотах
дерево-грунтовые, которые устраивают в виде сплошного бревенчатого настила, засыпаемого сверху каменным материалом или грунтовой смесью;
грунтовые с основанием, которые сооружают в условиях, когда несущая способность грунтов низкая, т. е. когда давление земляной массы и транспортной нагрузки выше. Тогда устраивают искусственное основание, выполненное из деревянного настила, хворостяной выстилки, рулонных синтетических материалов и др.; грунтовые без основания, которые устраивают на слабонесущих минеральных грунтах; многолетнемерзлых грунтах; болотах 1-го
480 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
типа и обводненных участках трассы. Грунтовые дороги без покрытия представляют собой отсыпанное из грунта земляное полотно с профилированной проезжей частью. При этом несущая способность грунтов должна быть выше, чем давление от массы насыпи и транспортной нагрузки;
• снежно-ледовые (зимники), которые могут быть снежно-уплот
ненными, образованными по мере выпадения снега в процессе
движения автотранспорта и строительных машин; снежно-
ледяными, образуемыми на сильно обводненных болотах, вод
ных переправах путем естественного промерзания или путем
постепенной поливки и послойного промораживания небольших
участков дороги;
• переезды через действующий трубопровод, для устройства ко
торых выбирают сухие участки трассы, где трубопровод нахо
дится на нормативной глубине и не имеет поворотов в горизон
тальной и вертикальной плоскостях. Они устраиваются путем
отсыпки минерального грунта и укладки дорожных железобе
тонных плит.