Материальнотехническая база организаций дорожного хозяйства
Дорожные организации строят и реконструируют дороги со всем необходимым комплексом инженерных сооружений, включаю-щим здания, мосты, эстакады, транспортные развязки, путепроводы
и другие искусственные сооружения, элементы обстановки пути. По-этому для строительства, реконструкции, ремонта и содержания авто-дорог и сооружений необходимы различные строительные материа-лы, полуфабрикаты и конструкции:
нерудные строительные (песок, щебень); органические и неорганические вяжущие (битум, цемент); прокат черных металлов; круглый лес и лесоматериалы;
асфальто- и цементобетонная смеси, строительные растворы; железобетонные и металлические конструкции и др.
Кроме того, ДСО должны располагать строительными и дорож-ными ММО и инструментом. Сами ДСО не могут обеспечить произ-водство всеми необходимыми МТР, поэтому часть их поставляется различными службами снабжения. При организации межотраслевых связей дорожного хозяйства важную роль играет железнодорожный
и автомобильный транспорт.
Эффективность деятельности ДСО во многом обусловлена про-грессивностью эксплуатации и ремонта дорожных машин, развитием энергетического и складского хозяйства, системой водо- и тепло-снабжения.
Строительство, реконструкцию и ремонт автодорог производят по техническим проектам, разрабатываемым проектными фирмами. Организации должны располагать необходимыми кадрами рабочих и специалистов, подготовка которых осуществляется в средних спе-циальных и высших учебных заведениях.
Организации, обеспечивающие дорожников производственными ресурсами, образуют материально-техническую базу МТБ, которая включает:
Глава 9. Материально‐техническое обеспечение
фирмы по производству материально-производственных ресурсов; управления механизации по эксплуатации и ремонту дорожной
техники и автотранспорта; стационарные и передвижные заводы и установки;
научно-исследовательские, проектные, ремонтные, обслужи-вающие и другие фирмы, деятельность которых обеспечивает выпол-нение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автодорог.
Часть фирм, обеспечивающих необходимыми средствами про-изводства и оказывающих производству услуги, находятся на балансе самих ДСО. Другая часть принадлежит различным комплексам и пре-доставляет продукцию (услуги) своих предприятий на основе дого-ворных отношений и в порядке производственной кооперации.
К подсобному производствудорожных предприятий относятсяасфальтобетонные и цементобетонные заводы, битумные и эмульси-онные базы, карьеры по добыче нерудных материалов, щебёночные заводы, камнедробильные базы, заводы и полигоны по изготовлению железобетонных конструкций, лесозаготовительные и лесоперераба-тывающие участки.
По назначению, характеру деятельности и мощности предпри-ятия подсобного производства подразделяются на следующие виды:
межрайонные, обеспечивающие своей продукцией деятельность нескольких ДСО, дислоцированных в различных административных районах (например, областные карьеры нерудных материалов, кам-недробильные заводы, заводы и полигоны по изготовлению железо-бетонных конструкций);
районные, обеспечивающие деятельность дорожных организа-ций в пределах одного административного района;
приобъектные, обслуживающие строительство отдельных уча-стков дороги или крупных инженерных сооружений (эстакады, путе-проводы, мосты); инвентарные передвижные предприятия (АБЗ, ЦБЗ), перемещающиеся вдоль строящейся трассы (по мере выполне-ния линейных дорожных работ).
К вспомогательным и обслуживавшим предприятиям,обес-
печивающим бесперебойную работу основного производства, отно-сят: ремонтно-механические мастерские, электростанции, парообра-зователи, складское хозяйство и т. п.
Деятельность подсобных, обслуживающих и вспомогательных предприятий образует неосновное производство.
Глава 9. Материально‐техническое обеспечение
Хорошо развитая материально-техническая база является ос-новным условием индустриализации и механизации строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них, повышения эффективности и качества работы ДСО.
При этом производственные мощности ДСО с собственной МТБ должны быть сбалансированы с величиной плановых объёмов по строительству, ремонту и содержанию дорог. Отставание развития МТБ от потребностей строительного производства приводит к невоз-можности внедрения прогрессивных МТР и технологий и увеличению сроков строительства, снижению производительности труда работни-ков, ухудшению использования ОПФ, удорожанию себестоимости ра-бот. Единство и комплексность развития МТБ должны устанавливать-ся уже на стадии проектирования путём ТЭО строительства объекта, сравнительной эффективности взаимозаменяемых материально-технических ресурсов применительно к условиям конкретных эконо-мических районов (выбор наиболее прогрессивных направлений раз-вития производства, укрупнение, специализация и кооперирование предприятий независимо от их ведомственной принадлежности).