Вопрос 1. Система управления охраной труда в строительных организациях
Лекция 11 Охрана труда в строительной организации
План:
1. Система управления охраной труда в строительных организациях
2 Производственный травматизм. Отраслевые особенности
3 Профилактика производственного травматизма
4 Вопросы охраны труда в проектной документации
5 Учет и расследование несчастных случаев
6 Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Вопрос 1. Система управления охраной труда в строительных организациях
Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему «человек-машина – производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда Управление охраной труда - непрерывный многостадийный процесс, включающий в себя:
- оценку параметров условий труда;
- формирование целей и постановка задач;
- составление программ и оперативное управление ими;
- оценка эффективности осуществления программ;
- стимулирование исполнителей.
Проведение организационной работы, разработка и внедрение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на предприятии не возможны без создания определенной структуры. Если руководство предприятия принимает решение о внедрении системного подхода к управлению безопасностью труда, то в соответствии с ГОСТ 12.0.006 назначается руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей несет ответственность и обладает полномочиями для выполнения организационных, технических и управленческих функций в области обеспечения безопасности трудовой деятельности.
Для соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда определяются и документально оформляются обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня в области охраны труда. Требования охраны труда доводятся также до лиц, осуществляющих выполнение любого вида производственных работ на предприятии.
Руководство организации в зависимости от специфики деятельности предприятия определяет внутренние ресурсы, необходимые для эффективного управления охраной труда, обеспечения контроля за выполнением требований охраны труда на рабочих местах и назначает подготовленный персонал для выполнения работ по охране труда и проверок, включая внутренние аудиты условий труда.
В соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возлагаются на работодателя. Как правило, назначаются ответственные лица:
- в целом по организации (руководитель, заместитель руководителя, гл. инженер);
- в структурных подразделениях (руководитель подразделения, заместитель руководителя);
- на производственных территориях (начальник цеха, участка, ответственный производитель работ по строительному цеху);
- при эксплуатации машин и оборудования (руководитель службы главного механика, энергетика и т.п.);
- при выполнении конкретных работ и на рабочих местах (менеджер, мастер).
Система управления охраной труда (ГОСТ 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организациях) – часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.
Руководство организации, несущее ответственность за ОТ должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями (рис.11.1). При разработке системы управления охраной на предприятии труда следует:
- определить законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
- выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
- определить политику организации в области охраны труда;
- определить цели и задачи в области охраны труда, установить приоритеты;
- разработать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.
Рисунок 11.1 – Модель управления охраной труда на предприятии
Система управления ОТ включает:
- организационную структуру;
- деятельность по планированию;
- процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей и анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.
В целях соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением для организации сотрудничества между руководством организации и персоналом создают службы охраны труда или назначают ответственных работников. Если на предприятии или в организации работает коллектив более 100 человек, то необходимо создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (рис. 11.2). При численности коллектива более 10 человек в организации в соответствии с законодательством должен быть создан совместный комитет или комиссия по ОТ на паритетной основе из представителей профсоюзов, администрации с соответствии с рекомендациями Минтруда России (рис. 11.3).
Служба ОТ или работник, на которого возложены обязанности по ОТ, должны:
1) ознакомить работников с состоянием ОТ в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;
2) проводить с сотрудниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;
3) вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.
Рисунок 11.2 – Задачи и функции службы ОТ на предприятии
|
Рисунок 11.3 – Организация сотрудничества работодателя и работников в области ОТ при численности работников более 10 человек
Основные права работников службы охраны труда:
- в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;
- проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Основная задача внедрения системы управления охраной труда (СУОТ) на предприятиях состоит в создании организационной системы, позволяющей улучшить условия труда и обеспечить его безопасность путем идентификации опасностей производственного процесса, оценки производственного риска и управления им. Система управления охватывает производственную деятельность, продукцию и услуги предприятия. Такой подход представляется весьма актуальным в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики.
Во многом эффективность работы системы управления охраной труда определяется позицией руководства предприятия и особенно первого лица.
Основными направлениями работы службы ОТ на предприятии являются:
1) Идентификация опасностей на рабочих местах осуществляется при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (рис. 11.4, 11.5). Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:
- ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или профессиональному заболеванию;
- причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой;
- сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях;
- организации работ, управления их выполнением и др.
Рисунок 11.4 – Состав комиссии по аттестации рабочих мест
Рисунок 11.5 – Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях
2) Оценка риска – все риски, связанные с каждой идентифицированной опасностью, оцениваются и упорядочиваются по приоритетам регулирования и контроля. Обычно оценивают как нормальные условия функционирования, таки и случаи отклонений в работе, связанные с аварийными ситуациями. Риски, признанные неприемлемыми являются приоритетными при разработке мероприятий в области ОТ.
3) Регулирование и контроль риска заключается в исключении опасной процедуры или в её замене; в инженерной диагностике параметров опасности; определении видов необходимых к применению средств коллективной и индивидуальной защиты.
4) Обеспечение подготовленности персонала к аварийным ситуациям. Организация разрабатывает планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий, а также системы по периодической проверке практической подготовленности персонала к действиям в аварийных ситуациях.
5) Передача и обмен информацией об условиях и охране труда между различными уровнями управления ОТ.
6) Стимулирование за работу по охране труда. Виды и формы материального и
морального стимулирования разрабатываются администрацией предприятии совместно с профсоюзным комитетом.
Практика внедрения СУОТ в общую систему управления предприятием позволяет обеспечить эффективные меры по обеспечению безопасности труда, проведение систематического контроля за исполнением требований безопасности труда, повышает конкурентоспособность предприятия и др.