Строительство с использованием труб с заводским изоляционным покрытием
МОНТАЖ УЗЛОВ КРАНОВ И ЗАДВИЖЕК
Монтаж узлов кранов и задвижек, как правило, производится из укрупненных заготовок, сваренных, заизолированных и предварительно испытанных в базовых условиях, так как при отказе во время испытания всего трубопровода приходится опорожнять весь трубопровод, что приводит к удорожанию работ. Комплекс работ по установке узлов кранов или задвижек выполняется в следующем порядке:
• разработка котлована;
• планировка дна, подсыпка под фундамент и ее трамбовка;
• укладка фундаментных плит;
• транспортировка монтажных заготовок к месту установки кра
новых узлов и задвижек;
• сборка узла из заготовок в котловане;
• контроль сварных стыков;
• изоляция стыков;
• гидравлическое испытание кранового узла (задвижки);
• присоединение кранового узла (задвижки) к нити трубопровода;
502 Часть TV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
• контроль замыкающих стыков и их изоляция;
• засыпка узла с трамбовкой пазухов;
• установка средств управления краном (задвижкой);
• установка ограждения, обустройство площадки вокруг краново
го узла (задвижки).
СТРОИТЕЛЬСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРУБ С ЗАВОДСКИМ ИЗОЛЯЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ
В последнее время все шире используются трубы с заводским изоляционным покрытием, что значительно улучшает защищенность магистральных трубопроводов от коррозии. При этом длина труб составляет 12—18 м. Так, для строительства газопровода Ямал—Европа германская фирма «Mannesman» поставляла трубы Д1400 мм длиной 18 м, что позволило исключить развертывание на трассе полевых трубосварочных баз. В России намечается переход на производство изолированных труб (Выксунский металлургический комбинат) длиной 24 м. Такие трубы по железной дороге перевозятся на удлиненных (25 м) вагонах.
Важнейшим условием эффективного использования труб с заводской изоляцией является соблюдение повышенных требований к бережному, аккуратному обращению с ними на всех стадиях строительства.
Входной контроль качества изолированных труб. Поступающие на строительство трубопроводов изолированные трубы подвергаются приемочному контролю, предусматривающему освидетельствование и отбраковку труб. Трубы, не соответствующие ТУ или проекту, отбраковываются.
Контроль производится подрядчиком в процессе разгрузки труб с железнодорожных платформ с целью выявления повреждений при транспортировке труб по железной дороге. При этом внешним осмотром контролируются форма трубы (отсутствие эллипсности), состояние торцов труб и противокоррозионного покрытия (отсутствие царапин, забоев, вмятин). При обнаружении дефектов составляется акт с участием представителя железнодорожной станции о наличии повреждений. Проверка качества покрытия и отбраковка труб производится по критериям, установленным нормативными документами.
Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы. Складирование труб. Погрузка, разгрузка и складирование изолированных труб производится избегая их соударения, волочения по земле, а также по нижележащим трубам. Погрузка и разгрузка труб, а также их скла-
Глава 17. Технология и организащш строительства магистральных трубопроводов 503
дирование осуществляются с помощью стреловых, гусеничных кранов или трубоукладчиков, оснащенных специальными торцевыми захватами.
Так, при выгрузке труб из полувагонов кран должен устанавливаться между разгружаемым полувагоном и транспортным средством согласно рис. 17.10.1. Просвет Б между хвостовой частью платформы крана и наружным бортом полувагона должен составлять не менее 1 м. Допустимое расстояние С между продольной осью крана и боковой стенкой полувагона равно:
С=Атах— Г + 0,5D
где Г— ширина полувагона;
D — диаметр перевозимых труб.
Значения Атах для разных кранов устанавливаются нормативнымидокументами.
Рис. 17.10.1.Схема выгрузки труб из полувагонов с погрузкой их на транспортные средства
При работе с трубными секциями используют мягкие полотенца или мягкие стропы с траверсой. Поверхности захватов, контактирующих с изолированной трубой, оснащаются вкладышами или накладками из эластичного материала (например, капролана).
При перевозке изолированных труб (секций труб) трубовозами (плетевозами) их крепят стопорными тросами с обоих концов во избежание продольных перемещений. Необходимо также тщательно закреплять трубы (секции труб) на кониках с помощью увязочных поясов, снабженных прокладочными ковриками.
504 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
Сварочно-монтажные работы.Сварка труб в секции на трубосварочных базах производится преимущественно электроконтактной сваркой, исключающей поперечные перекатывания и кантования труб и секций. Для предотвращения повреждений изоляционного покрытия при применении электродуговых способов сварки накопители, покати, отсека-тели, остановы, рольганги и роликовые опоры сварочной базы покрывают амортизирующими материалами. Сварка труб (секций труб) в плеть выполняется с использованием монтажных опор, имеющих мягкие накладки. Схема сварки трубопровода в нитку приведена на рис. 17.10.2.
Изоляция сварных стыков труб.Сварные стыки труб с заводскими покрытиями при прокладке магистральных трубопроводов независимо от диаметра изолируются термоусадочными муфтами, манжетами или термоусадочными лентами. Работы по изоляции стыков производятся как в стационарных условиях (на трубосварочных базах после сварки труб в секции), так и на трассе — после сварки секций или отдельных труб в плеть. Технология включает в себя следующие основные операции:
• очистку изолируемой поверхности;
• сушку или подогрев стыка;
• нанесение грунтовки;
• нанесение покрытия;
• контроль качества покрытия.
Изоляцию наносят на поверхность околошовной зоны, очищенную от продуктов коррозии, легко отделяющейся окалины, грязи, масляных пятен, копоти, пыли и т. д., на прилегающую поверхность заводского покрытия.
Качество изоляционного покрытия проверяют на всех стадиях производства работ: на стеллаже изоляционного стенда, перед укладкой и после укладки трубопровода в траншею.
Укладка трубных секций.Непосредственно процесс укладки может осуществляться либо цикличным методом, либо непрерывно. В первом случае трубоукладчики, входящие в состав колонны, оснащаются мягкими монтажными полотенцами, во втором случае — грузозахватной оснасткой роликового типа (троллейными подвесками или Катковыми полотенцами). Ролики (катки) этих устройств имеют эластичную контактную поверхность, например за счет использования полиуретановых бандажей и в виде пневмошин.
Трубоукладчики, используемые при укладке плетей из изолированных труб, оснащаются амортизирующими накладками, устанавливаемыми на их стрелы в зоне их возможного контакта с укладываемым трубопроводом.
Рис. 17.10.2. Схема сборки и сварки труб в нитку: а) на внутреннем центраторе; б) на наружном центраторе; 1 — трубоукладчик,- 2 — захват, оборудованный мягкими полотенцами; 3 — инвентарная опора; 4 — свариваемый стык и внутренний центратор; 5 — сварочная установка; 6 — бровка траншеи; 7 — бульдозер; 8 — внутренний центратор; 9 — наружный центратор
506 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
17.11. ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДОВ В ОСОБЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ