Архитектура первой четверти 19 века
В первые десятилетия строительство в Санкт-Петербурге и Москве достигает исключительного размаха. Идет активный процесс строительства в губернских городах.
Классицизм вступил в свою позднюю стадию, иногда его называют поздним ампиром.
Эпоха высокого классицизма поставила новые задачи: вписать здание в уже имеющееся архитектурное пространство, спланировать целые комплексы в городах, площади с прилегающими к ним ансамблями. Именно в это время складываются комплексы Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей.
Важны новые стилевые изменения: усиливается тяга к строгости, монументальности, гладкой стене, дорическому ордеру, интерес не к римской, а к греческой классике и даже архаике.
В новые отношения вступают архитектура и скульптура: появляется большая свобода постановки скульптурных сооружений, они уже не прячутся в нишу, а могут оказаться на фоне гладкой стены. Скульптура связывается со зданием и по смыслу.
Преобладающими видами строительства становятся общественные постройки: театры, министерства, ведомства, казармы, полковые соборы, склады, магазины, конюшни, конные дворы.
Дворцов и храмов в это время строится немного.
Русский классицизм — архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIII—XIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей.
Андрей Воронихин (1759 – 1814)
Он соединил 18 век с 19. Сын крепостного с Урала, преуспел в иконописи, попал в Москву, где, возможно, учился у Баженова и испытал влияние Казакова. Затем Воронихин оказался в Петербурге, в доме президента Академии графа Строганова. Граф приблизил его к своему сыну Павлу. Вместе с Павлом Строгановым и его воспитателем Жильбером Роммом Воронихин отправился в путешествие по России, Крыму, Швейцарии, Франции. Ромм стал в Париже якобинцем, членом Трибунала и погиб в 1794 году. А Андрей Воронихин, обогащенный впечатлениями от Европейской архитектуры, вернулся в Россию, где приступил к своим первым работам. Он перестраивает интерьеры Строгановского дворца на Невском проспекте, построенного Растрелли. Основное направление – замена барокко классицизмом с более ясным и четким характером интерьера.
Казанский собор. (1)
В 1799 году было принято решение построить в центре города на Невском проспекте собор в честь Казанской божьей матери. Павел Первый потребовал, чтобы сооружение напоминало Святого Петра в Риме. В этом была сложность задачи. Никто из участвовавших архитектором не удовлетворил комиссию. Составление проекта было поручено Воронихину. 8 сентября 1801 года здание было заложено по его проекту. Это было создание нового времени. Собор был выстроен, как дворец, тело храма заслонено большой полуциркульной колоннадой, образовавшей на Невском проспекте площадь и соединившей площадь с боковыми проездами. Колоннада в чем-то повторяла знаменитую колоннаду Бернини на площади Святого Петра в Риме, но ни коем случае не была ее повторением. Колоннада Воронихина как бы притягивала к храму окружающие здания. Колонны с каннелюрами коринфского ордера подчеркивают ее пышность. Высота колоннады равняется основной высоте здания, купол немного выше нее, что придает сооружению особую выразительность и сочетаемость всех частей. Перед входом со стороны Невского проспекта портик гигантских размеров. Собор служит пантеоном героев 1812 года. Здесь погребен М.И. Кутузов. В 1830 г. перед собором воздвигнуты памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.
Горный кадетский корпус. (2)
Черты монументализма проявились в другом сооружении Воронихина – Горном кадетском корпусе на набережной Васильевского острова ближе к Финскому заливу. Там уже стояли здания предшествующей эпохи. Воронихин перестроил старые здания, выходившие на красную линию улицы. Он соединил их и поставил в центре мощный дорический портик из двенадцати колонн, а сами плоскости здания оставил без изменения. По бокам портика он поставил созданные скульпторами Пименовым и Демут- Малиновским двухфигурные группы: Геркулес и Антей и Похищение Плутоном Прозерпины. Обе группы по смыслу тесно связаны с идеей проникновения в недра земли.
На могиле Воронихина на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге Демут-Малиновский поставил памятник в виде колонны с рельефом Казанского собора.
Андриан Захаров (1761 – 1811)
Центральной фигурой первого десятилетия 19 века можно назвать этого архитектора. Выпускник Академии художеств, ученик Шальгрена в Париже (Шальгрен – автор Триумфальной арки на площади Звезды), Андриан Дмитриевич Захаров создал главное сооружение эпохи – новое здание Адмиралтейства. (3)
К этому времени старое здание главного морского корпуса - Адмиралтейство работыКоробова – уже имело неказистый вид, обветшало. Захаров должен был сохранить все, что уцелело. Он начал с подновления старой постройки, центром которой была башня со шпилем, возведенная за 80 лет до этого. Он сохранил шпиль, но вышел за рамки простого подновления. Захаров избрал простые геометрические формы, гладкие стены, прямые углы, кубические объемы – все признаки монументального мышления. Все это усиливает мощь сооружения. Главный фасад растянулся на 400 метров, но монотонного впечатления он не производит. Захаров его разнообразит ризалитами – портиками и лоджиями, которые он выдвинул вперед. Композиция последовательна и логична. П-образная конфигурация, один объем вложен в другой. Внешний объем – морское ведомство, меньший – мастерские. Боковые фасады выходят к Неве. Центральная часть – мощный куб с прорезной аркой, над кубом другие, более легкие объемы, завершающиеся шпилем, в который, как в футляр, Захаров заключил старый шпиль Коробова. Боковые павильоны напоминают центральный куб, но меньших размеров. Каждая сторона центрального куба украшена восьмиколонным ионическим портиком, карниз завершается скульптурой. Сама форма башни традиционна для Петербурга и перекликается с Петропавловским шпилем колокольни, со шпилем Михайловского замка и возникшей позже Александровской колонной. Темы скульптуры были разработаны Захаровым. Главная идея – прославление морского могущества России. По сторонам главных ворот – две группы нимф, поддерживающие земные сферы. Автор – Щедрин. Над воротами лента – фриз «Зарождение флота в России» Автор – Теребенев. На башне статуи стихий. Авторы – Пименов, Демут-Малиновский, Щедрин. Другие скульптуры символизируют времена года, стороны света, моря и реки. В творении Захарова можно увидеть и связь с древнерусскими традициями. Гладкие стены Адмиралтейства напоминают гладкие стены монастырей, башня с ярусным построением – монастырские колокольни, но все это глубоко переосмыслено архитектором. Кроме Адмиралтейства Захаров строил в губернских городах склады, госпитали, проектировал здания, но Адмиралтейство – вершина его деятельности и высшая точка в развитии русского классицизма.
Карл Росси (1775 – 1849)
Росси был сыном придворного певчего и жил в России с детства, поэтому его можно смело назвать русским архитектором. Главный архитектор 10 – 20 годов творил в эпоху, когда после победы над Наполеоном в России еще более укрепились градостроительные тенденции. Росси стал создателем уже не одного, а нескольких грандиозных ансамблей Петербурга, целых комплексов организации пространств.
Михайловский дворец (Русский музей) 1818 – 1825
Дворцовая площадь с аркой Главного штаба. 1819 – 1829
Александринский театр с целой улицей. 10 – 30-ые гг.
Сенатская площадь 1829 – 1834
Творчество Росси знаменует поворот к итальянской классике, к римской древности. В Петербурге к этому времени все уже, казалось, было построено.
Михайловский дворец. (4)
Для его возведения Росси создал новую площадь перед фасадом здания, пробил новую улицу на Невский проспект. Он соединил свое сооружение с соседними ориентирами – Михайловским замком и Марсовым полем. Фасад дворца представляет из себя вытянутый объем, по бокам ризалиты. В центре – восьмиколонный портик коринфского ордера с треугольным фронтоном. Ритм колонн продолжается по всему зданию, над окнами арки. Тонкий рисунок оград соотнесен с этим ритмом. В интереьре выделяются вестибюль с парадной лестницей, расходящейся на два марша, белоколонный зал. Пышность интерьера иногда чрезмерна. Затем Росси открыл Марсово поле в сторону Невы, поставил здесь памятник Суворову работы Козловского, ранее стоявший на конце Марсова поля, перенес отсюда Румянцевский обелиск в сквер около Академии художеств.
Дворцовая площадь, здание Главного штаба и министерств (1818 – 1829). (5)
В 19 веке Дворцовая площадь получила свое завершение. Это произошло в эпоху торжества классицизма, причем такой его разновидности как ампир. Для ампира характерны торжественность, грандиозность, богатый декор, включающий в себя элементы воинского снаряжения: доспехи, знамена, оружие. Явная ориентация на римское искусство с его культом государственности, пышностью и великолепием заметна и в произведениях лучших русских архитекторов первой трети 19 века.
Завершение ансамбля Дворцовой площади связано с деятельностью Карла Ивановича Росси. Сын придворного певчего, К.И. Росси жил и воспитывался в России. Его деятельность пришлась на время после победы над Наполеоном, когда Петербург превращался в грандиозную европейскую столицу. Для деятельности К. И. Росси характерно мышление целыми архитектурными комплексами. Он проектировал площади и улицы, целые градостроительные системы.. все это сказалось и в завершении ансамбля Дворцовой площади.
К. И. Росси создает полукруглую площадь, по ее линии ставит мощный полукруг двух корпусов Главного штаба и объединяет их огромной аркой, перекинутой через улицу между ними. С уже имевшимся великолепным Зимним дворцом Ф. Б. Растрелли площадь составила замкнутый ансамбль. Довольно простые формы арки Главного штаба контрастируют с великолепием Зимнего дворца. Росси маскирует кривизну Большой Морской улицы, которая выходит к площади от Невского проспекта под углом, а не по прямой оси. Для этого Росси поставил две арки под углом одна к другой, а поворот улицы перенес в самый ее конец. Только пройдя первую арку и повернув налево, мы через арку видим по прямой оси Зимний и Александровскую колонну. Сама арка решена необыкновенно интересно. Росси превратил два нижних этажа в гигантский цоколь (нижняя часть наружной стены здания лежит на фундаменте) и поставил на нем десять колонн коринфского ордера. Арка как бы врастает в развернутое амфитеатром огромное здание. Увенчав аттик квадригой с шестеркой коней, Росси создал уникальную композицию. Квадригу ведут воины, на колеснице фигура Славы. Авторы Пименов и Демут-Малиновский. Материал – листовая медь. Все это придает сооружению триумфальный, монументальный характер. Правая часть площади соединяется с Разводной площадью, ведущей к Неве, и соседствует с Адмиралтейской. Так как на месте зданий Главного штаба было немало других сооружений, Росси включил целый ряд их в свою композицию и увидеть разнообразие этих сооружений можно только сверху. Комплекс Дворцовой площади стал представлять исключительную по разнообразию, цельности и красоте композицию.
Александринский театр и комплекс сооружений, связанный с ним. (6)
Это самый сложный и многокомпонентный ансамбль Росси. Росси ставит театр и создает Театральную площадь, затем проводит улицу с противоположной фасаду стороны (ныне улица зодчего Росси) и выводит ее на Чернышеву площадь на Фонтанке. Здесь по полукругу площади он ставит здания министерств. Сама улица Росси решена вся в едином стиле классицизма и представляет уникальный памятник стилю.
Здание театра смотрится со всех сторон, так как фасад всех его четырех сторон смотрит на четыре различных улицы (особенность Петербурга). Главный фасад выходит на площадь перед Невским проспектом. Он решен в виде шестиколонного портика с мощными пилонами и скульптурами в нишах. Фронтон не треугольный, а трапециевидный, он увенчан квадригой Аполлона. Мощный верх с фасада превращен в аттик. Скульптура – Пименов и Демут-Малиновский.
Здание Сената и Синода на Сенатской площади (7)
Последний ансамбль Росси завершил формирование Сенатской площади, где расположен знаменитый «Медный всадник». Вновь Росси соединяет два здания, Сенат и Синод, триумфальной аркой, перекинутой над узкой Галерной улицей, выходящей под аркой на площадь. В арке повторяются одни и те же элементы: большие колонны коринфского ордера, малые в нишах, арки над окнами, повторяющие арку над улицей главного пролета. Но в этом сооружении уже чересчур утяжелен карниз, мельчают элементы. Все это признаки упадка стиля.
Росси показал, как можно соединить в единый ансамбль огромные объемы, проявил всеохватывающую творческую волю.