Технология и организация строительства трубопроводов в условиях многолетнемерзлых грунтов
Организация производства работ.Линейные трассовые работы при сооружении трубопроводов на многолетнемерзлых грунтах производятся в зимнее время с использованием мерзлых грунтов в качестве оснований. Работы на трассе начинаются после промерзания деятельного слоя на глубину не менее 0,6 м, во избежание повреждения мохо-растительного покрова. На отсыпанных площадках может происходить работа круглогодично. После промерзания деятельного слоя многолетнемерзлых грунтов выполняются следующие трассовые работы:
• расчистка и планировка строительной полосы;
• сооружение временных дорог и технологических проездов;
• развозка вдоль трассы трубных секций, блоков, свай, других кон
струкций и материалов, предназначенных для монтажа линей
ной части;
• бурение скважин;
508 Часть IV, Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
• установка и монтаж свайных опор, включая выполнение противо-
пучинных и противопросадочных мероприятий;
• разработка траншей и засыпка трубопроводов;
• монтаж линейной части трубопроводов, включая изоляционные
и теплоизоляционные работы;
• укладка и закрепление трубопровода в проектном положении;
• монтаж крановых узлов;
• устройство систем ЭХЗ и линий связи;
• очистка полости и испытание трубопроводов на прочность и гер
метичность;
• осушка полости трубопроводов;
• техническая и биологическая рекультивация земель в пределах
строительной полосы;
• окончательное формирование валика над трубопроводом.
В летний период в базовых условиях и на отсыпанных площадках выполняются следующие внетрассовые работы:
• формирование запасов материально-технических ресурсов;
• заготовка и осушка грунта в карьерах;
• сварка и противокоррозионная изоляция трубных секций;
• изготовление скользящих и неподвижных опор для надземных
трубопроводов, фасонных частей, конструктивных элементов
для теплоизоляции стыков и монтажа компенсаторов;
• подготовка торцов труб под сварку и их консервация;
• изготовление кривых вставок и их изоляция;
• теплоизоляция труб и деталей;
• укрупнительная сборка, изоляция и испытание крановых узлов,
трубных блоков;
• ремонт и подготовка строительной техники и автотранспорта
к эксплуатации.
Выполнение линейных трассовых работ в летний период при потере несущей способности деятельного слоя грунта допускается только с применением специальных технологий и техники, оказывающей минимальное давление на грунт.
Жилые городки, склады материалов, трубозаготовительные базы, места стоянки и ремонта техники на затопляемых территориях располагаются либо за пределами зоны возможного заводнения, либо на отсыпанных незатопляемых площадках.
Строительство трубопроводов осуществляется с использованием строительных и транспортных машин, технологической оснастки в северном исполнении с применением специальных сортов горюче-смазочных материалов, гидротормозных, охлаждающих и других эксплуа-
Глава 17. Технология и организация строительства магистральных трубопроводов 509
тационных жидкостей. Организованные стоянки строительных и транспортных машин оборудуются средствами группового обогрева.
Индустриализация строительства реализуется за счет применения типовых конструктивных элементов трубопроводов повышенной технологической готовности, в том числе изолированных в заводских или базовых условиях труб, а также укрупненных узлов, блоков, модулей заводского или базового изготовления (крановых узлов, камер пуска-приема очистных устройств, трубных блоков и секций различного назначения, неподвижных и скользящих опор надземных трубопроводов, облегченных строительных конструкций и т. п.).
Оптимальные размеры сезонных, текущих и страховых запасов определяются производительностью линейных подразделений, продолжительностью предполагаемых перебоев в системе снабжения по погодным условиям, а также минимальными размерами транзитных норм поставок. Минимально допустимый уровень запасов определяется исходя из гарантированного обеспечения непрерывного функционирования линейных подразделений в условиях воздействия экстремальных климатических факторов.
Организация конвейерной части комплексного линейного технологического потока должна обеспечивать максимально сжатый фронт производства работ. Это достигается тем, что отдельные виды работ (специализированных потоков) могут производиться при минимальных, обусловленных только технологией, сближениях (минимальных технологических заделах), при жесткой синхронизации темпов ведения отдельных работ. Технологический задел не должен превышать производительность потока за I смену, что позволяет избежать заноса траншеи снегом, промерзания дна траншеи и отвала грунта.
В условиях многолетнемерзлых грунтов трубопроводы, как правило, прокладываются надземно (на свайных опорах). Типовая организационно-технологическая схема строительства надземного трубопровода приведена на рис. 17.11.1.
Подготовка строительства.Общая подготовка к строительству объекта предусматривает:
• определение рациональных размеров сезонных, текущих и стра
ховых запасов труб, сварочных, изоляционных и других мате
риалов;
• подготовка причалов, пристаней, железнодорожных станций
к приему грузов, особенно в период речной и морской навигации;
• определение размеров участков для хранения сезонных запасов
труб и материалов и согласование их размещения с местной ад
министрацией;
510 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
Рис. 17.11.1. Типовая организационно-технологическая схема линейного потока по сооружению надземных трубопроводов в условиях вечномерзлых грунтов: 1 — бульдозер; 2 — подъемный кран; 3 — устройство перехода под дорогой методом продавливания; 4 — буровая установка; 5— пробурение скважины; 6— плодородный грунт; 7— трубовоз; 8— трубоукладчик; 9— буровая установка; 10— забивка свай СП-49; If — ригели; 12 — установленные ригели на опорах; 13 — секция трубопровода; 14 — источник тока; f5 — вагончик для обогрева; 16 — трактор; П — компрессор; 18 — домкрат
Глава 17. Технология и организация строительства магистральных трубопроводов 511
• оформление отвода земель во временное пользование для произ
водственных баз, складских помещений, жилых городков, строи
тельства трубопровода;
• согласование с местной администрацией мест водозабора для
производственных и бытовых нужд, а также мест сброса сточ
ной и отработанной в результате производственной и бытовой
деятельности воды.
При подготовке к производству строительно-монтажных работ выполняются:
• сооружение временных дорог;
• заготовка грунта в карьерах;
• технологическая подготовка труб, узлов и деталей на производ
ственных базах;
• ремонт, техническое обслуживание и подготовка техники к ра
боте в зимний период;
• формирование страховых, текущих и сезонных запасов труб, ма
териалов и оборудования;
• устройство полевых жилых городков;
• монтаж производственных баз;
• сооружение складских помещений;
• размещение пунктов обогрева вдоль трассы;
• организация радиосвязи между бригадами;
• организация и подготовка мобильных средств освещения в трас
совых условиях.
В процессе инженерной подготовки строительной полосы выполняются следующие работы:
• проведение (в зависимости от местных условий) различного рода
противоэрозионных и других мероприятий, которые определе
ны проектом;
• сооружение технологических проездов;
• расчистка строительной полосы от мелколесья и кустарников;
• промораживание или осушение заболоченных и переувлажнен
ных плохозамерзающих участков;
• подготовка оснований под насыпи.
Строительство и эксплуатация временных дорог и технологических проездов. Особую сложность представляют временные дороги в условиях многолетнемерзлых грунтов. Подъездные и вдольтрассовые дороги и технологические проезды могут сооружаться из привозного грунта (грунтовая дорога) или снега и льда (снего-ледовые дороги — автозимники).
При строительстве временных дорог выдвигаются особые экологические требования. Так, строительство временных дорог и технологи-
512 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
ческих проездов осуществляется без снятия мохорастительного покрова с целью сохранения мерзлотного режима грунтов.
Прокладку автозимника по поверхности полностью промерзающих рек и озер осуществляют после тщательной проверки состояния ледяного покрова. При резкой извилистости русла, наличия наледей, многослойного льда, крупных камней, торосов автозимник прокладывают в пойме реки.
Трассу автозимника по возможности прокладывают на незаноси-мых снегом участках. Если трасса должна пересекать снегозаносимые участки, то ее направление совмещают, как правило, с направлением господствующих ветров или располагают под углом к нему не более 20°.
Транспортировка трубных блоков, элементов крановых узлов осуществляется на прицепах и полуприцепах-тяжеловозах. Крепление трубных блоков и элементов крановых узлов выполняют с использованием прокладок, предохраняющих изоляционное покрытие от повреждений.
В зимнее время перевозка грузов на дальние расстояния I (свыше 20 км) осуществляется только колоннами транспортных средств, для взаимовыручки при возникновении экстремальных ситуаций.
Для перевозки труб, материалов, запорной арматуры, людей, продуктов, запчастей используют вертолеты и легкие самолеты.
Земляные работы.Разработка грунта в карьерах производится преимущественно в теплое время года. Зимой разработка грунта осуществляется с рыхлением мерзлой породы буровзрывным методом или механическими рыхлителями. Летом разработка грунта выполняется без предварительного рыхления, послойно по мере естественного оттаивания.
Способ разработки траншеи выбирается в зависимости от структуры грунта и степени его промерзания. При выборе способа разработки траншеи стремятся к уменьшению ее ширины с целью сужения повреждаемой полосы земли, снижения трудоемкости и стоимости разработки траншеи. Разработку траншеи рекомендуется выполнять преимущественно роторными экскаваторами без откосов -на полную глубину. При отсутствии мощного роторного экскаватора разработка траншеи производится дифференцированным способом, т. е. постепенным расширением и углублением траншеи проходом нескольких роторных экскаваторов.
Разработка траншей в многолетнемерзлых грунтах с крупными каменистыми включениями выполняется гидравлическими одноковшовыми экскаваторами с вместимостью ковша 1,5 м, осуществляя предварительное рыхление грунта механическим или буровзрывным спо-
Глава 17. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов 513
собом. При промерзании деятельного слоя до 1,0 м рыхление грунта выполняют мощными бульдозерами-рыхлителями. При большой глубине промерзания рыхление грунта выполняют буровзрывным способом.
Очистку от снега траншеи осуществляют одноковшовым экскаватором (драглайном) или обратной лопатой, снабженной кривой стрелой. Практикуется очистка траншеи от снега за рубежом экскаваторами-грейферами; для этого отвал грунта сразу после рытья траншеи планируют. Экскаватор с грейфером перемещается по спланированному отвалу грунта и очищает траншею от обваловавшихся грунтов и снега.
Засыпать траншею следует бульдозером поперечными или косо-поперечными проходами. Засыпку трубопровода выполняют роторным экскаватором. Для проезда экскаватора отвал грунта должен быть спланирован бульдозером. Засыпку трубопровода возможно выполнять и одноковшовыми экскаваторами с предварительным рыхлением грунта.
Установка свайных опор для надземных трубопроводов.Установка свайных опор производится, как правило, методами, исключающими растепление многолетне мерзлых грунтов, а именно:
• забивкой свай в предварительно пробуренные скважины мень
шего диаметра (забивка в лидерные скважины);
• установкой свай в скважины большего диаметра (буроопускной
способ) с заливкой зазоров специальными растворами;
• установкой свай с одновременным бурением скважины и ее по
гружением (бурозабивной способ).
Монтаж и укладка подземного трубопровода.Монтаж трубопровода в нитку должен производиться до разработки траншеи. Монтаж трубопровода осуществляется из труб, изолированных в базовых или заводских условиях.
Сварка стыков трубопроводов осуществляется по специальной технологической инструкции, учитывающей природно-климатические условия (низкая температура атмосферного воздуха).
Укладка трубопровода производится в очищенную от снега и льда траншею и на подготовленное дно, исключающее механические повреждения изоляционного покрытия.
Закрепление трубопровода на проектных отметках на обводненных и заболоченных участках производится балластными грузами или вмораживаемыми анкерами.
Монтаж надземного трубопровода. Вмноголетнемерзлых грунтах чаще всего прокладка трубопроводов производится надземным спо-
514 Часть IV. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов
собом. Монтаж надземного трубопровода осуществляется либо на раскладочных лежках рядом со свайными опорами с последующим подъемом плетей на опоры, либо непосредственно на опорах с использованием передвижных монтажных опор (рис. 17.11.2). Монтаж надземного трубопровода выполняется методами, исключающими прямой контакт с твердыми предметами: металлическими частями транспортных и грузоподъемных машин, а также монтажных средств.
Рис. 17.11.2. Монтаж плетей на опорах: а — сборка стыка;
6 — перемещение центратора; в — подготовка трубы к стыковке;
1 — опора; 2 — смонтированный трубопровод; 3 — монтажная
опора; 4 — передвижная опора штанги; 5 — штанга; 6 —
центратор; 7 — трубоукладчик; 8 — трубы
Перед закреплением трубопровода на опорах выполняют регулировку высоты положения опор с целью устранения остаточных мон-
Глава 17. Технология и организация строительства нефтегазовых объектов 515
тажных напряжений в трубопроводе выравниванием нагрузок на опорах от веса трубопровода.
Наземные нефтепроводы во избежание загустения нефти (поддержания запроектированных температур перекачки) могут оснащаться системой попутного электроподогрева. Греющий электрокабель прокладывается в трубе диаметром 50 мм, которая крепится к транспортной трубе снизу.
Испытание системы электроподогрева проводят после ее монтажа в два этапа. На первом этапе необходимо испытать работоспособность и электробезопасность самого нагревателя, а на втором — эффективность работы всей нагревательной системы. Нагреватель подлежит испытанию на нескольких режимах изменения тока от минимального значения до максимального.
На рис. 17.11.3 (см. цветную вклейку} показан общий вид надземного трубопровода, смонтированного на эстакаде.