Неуважение к суду (ст. 24.1 КоАП)
2.1.1. Неуважение к суду, выразившееся в уклонении от
явки в суд, то есть неявка по вызову без уважительн
причины, либо в неподчинении распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять нормальную работу судов по исполнению правосудия.
Правосудие — это деятельность судов (общих, хозяйственных) по рассмотрению в судебных заседаниях в порядке гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства соответствующих дел.
Судопроизводство — это порядок рассмотрения судами гражданских, уголовных, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях. Подобный порядок определен Гражданским процессуальным кодексом (ГПК), Уголовно-процессуальным кодексом (УПК), Хозяйственным процессуальным кодексом (ХПК) и Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях (ПИКоАП).
Стало быть, посягательство на правосудие мешает нормальной работе судов, выполнению ими своего главного предназначения, обозначенного в абз. 2 ст. 6 Кодекса о судоустройстве и статусе судей.
Конституционный Суд Республики Беларусь хотя и входит в судебную систему Республики Беларусь, но не осуществляет правосудия. Он — орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, реализующий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Собъективной стороны правонарушение выражается в неуважении к суду. Под неуважением к суду понимается:
1. неявка по вызову без уважительной причины в суд;
2. неподчинение распоряжению председательствующего при осуществлении правосудия;
3. нарушение порядка во время судебного заседания;
4. совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду.
В соответствии с абз. 2 ст. 271 ГПК участники гражданского судопроизводства, а также все находящиеся в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать в судебном заседании установленный порядок и беспрекословно подчиняться соответствующим распоряжениям председательствующего.
В ч. 6 ст. 272 ГПК указывается, что проявление неуважения к суду участниками гражданского судопроизводства (кроме прокурора и адвоката) и гражданами, присутствующими в судебном заседании, выразившееся в неподчинении распоряжению председательствующего, нарушение ими порядка во время судебного заседания, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам, влекут административную ответственность.
В Уголовно-процессуальном кодексе и Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях установлено, что участники уголовного процесса (административного процесса), защищающие свои или представленные права и интересы, — подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший (ст. 41, 43, 48, 50 УПК) и соответственно лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, законный представитель физического лица, защитник и представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой (ст. 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10 ПИКоАП) обязаны явиться по вызову суда в суд, подчиняться распоряжению председательствующего, не нарушать порядок во время судебного заседания, не совершать иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду. Так, в п. 1, 6 и 7 ч. 4 ст. 4.8 ПИКоАП записано, что специалист обязан: 1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; 2) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; 3) соблюдать порядок при производстве процессуальных действий и во время рассмотрения дела об административном правонарушении.
К иным действиям, свидетельствующим о явном пренебрежении к суду, относятся любые действия и, думается, бездействие, если в них содержится подобное.
Выказать пренебрежение к суду — это значит проявить высокомерное отношение к нему. Оно может заключаться и в невыполнении отдельными участниками административного процесса, названными выше, своих обязанностей (например, непредставление специалистом судье документов, подтверждающих его специальную квалификацию, отказ участвовать в производстве процессуальных действий, используя специальные знания, навыки и научно-технические средства в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств и т. п.).
Субъектом правонарушения является физическое лицо (гражданин).
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от восьми до пятидесяти базовых величин или административного ареста.
2.2. Воспрепятствование явке в суд народного заседателя (ст. 24.2 КоАП)
2.2.1. Воспрепятствование нанимателем или лицом, его
представляющим, явке в суд народного заседателя для
участия в судебном разбирательстве
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять нормальную деятельность общих судов по отправлению правосудия.
Объективная сторона проявляется в деянии в форме действия — воспрепятствование (противодействие) явке в общий суд народного заседателя для участия в судебном разбирательстве.
В соответствии со ст. 133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей гражданам Республики Беларусь предоставляется право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей.
Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляются соответствующими районными (городскими), областными (Минским городским) исполнительными комитетами сроком
на пять лет. Списки составляются с согласия граждан. Списки народных заседателей утверждаются:
1) районных (городских), межгарнизонных военных, специализированных, областных (Минского городского) судов — соответствующими областными (Минским городским) Советами депутатов;
2) Белорусского военного суда, Верховного Суда Республики Беларусь — Президентом Республики Беларусь (ст. 134 названного Кодекса).
Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда (ст. 136 названного Кодекса).
Народные заседатели привлекаются для участия в судебном разбирательстве лишь тогда, когда требуется коллегиальное рассмотрение уголовных дел. По ч. 3 ст. 32 УПК коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о:
1. преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказания свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь;
2. преступлениях несовершеннолетних.
Понятно, что отсутствие одного народного заседателя нарушит принцип коллегиальности и не позволит рассматривать уголовное дело, а следовательно, отрицательно скажется на работе суда.
Под воспрепятствованием понимается неполучение от нанимателя или лица, его представляющего, разрешения его работнику, являющемуся народным заседателем, в рабочее время являться в суд для участия в судебном заседании. Народный заседатель в данном случае призван выполнять государственные обязанности. В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса таким лицам предоставляются гарантии и компенсации, а наниматель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, если в соответствии с законодательством эти обязанности могут осуществляться в рабочее время.
Нанимателем может быть юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.
Лицом, представляющим нанимателя, является лицо, которому законодательством или нанимателем предоставлено право нанимателя в трудовых отношениях.
Субъект правонарушения — должностное лицо юридического лица.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.