Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки

Нагрузка от колеса автомобиля весом P, кН передается в виде равномерно распределенной нагрузки р, МПа через площадку, имеющую форму круга диаметром D.

Дорожные одежды на перегонах рассчитывают на кратковременное многократное воздействие подвижных нагрузок, на остановках и перекрестках – на подвижную и статическую нагрузку (однократное нагружение при продолжительности действия нагрузки не менее 10 мин).

Стоянки и обочины рассчитываются только на статическую нагрузку.

При расчете на кратковременную нагрузку вводят коэффициент динамичности Кд = 1,3. Условно считая, что давление р от колеса автомобиля не меняется, введение коэффициента динамичности Кд приводит к увеличению нагрузки от колеса автомобиля в 1,3 раза, по сравнению с нормативной статической нагрузкой, и, следовательно, диаметр отпечатка от движущегося автомобиля больше, чем от неподвижного (статического)автомобиля.

Расчет дорожных одежд, по ГОСТу [3], выполняется на нормативную нагрузку – двухосную тележку АК (рис. 4),

где К – тип колесной нагрузки, принимаемый на дорогах:

I – II категорий – К = 11,5;

II – IV категорий – К = 10;

V категории – К = 6.

Расчетные характеристики расчетной нагрузки приведены табл. 7.

Таблица 7

Группа расчетной нагрузки Нормативная статическая нагрузка, кН Расчетные параметры нагрузки
на ось на колесо Рст Давление на покрытие р, МПа Диаметр Dд/Dст, см
А-11,5 57.5 0,6 40/35
А-10 50,0 0,6 37/33
А-6 0,5 32/28

Примечание: В числителе приведен диаметр для движущегося колеса Dд, в знаменателе – для неподвижного Dст.

В качестве расчетной нагрузки также могут использоватьсядругие более тяжелые автомобили, если доля их к концу межремонтного срока службы дорожной одежды составляет не менее 10 % от состава грузового и автобусного движения.

В этом случае по известным данным:

Pст – нагрузке на колесо наиболее загруженной оси (в кН) и р – удельному давлению воздуха в шинах определяются Dст и Dд – диаметры (в см), приведенного к кругу отпечатка следа соответственно неподвижного и подвижного автомобилей по формулам:

Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru .

Расчетная интенсивность движения на одну полосу Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru на год службы Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru дорожной одежды определяется по формуле Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru

Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru

где Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru – коэффициент приведения интенсивности движения в обоих направлениях к интенсивности движения, приходящейся на одну полосу (табл. 8);

Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru – число автомобилей i-марки в обоих направлениях на год службы дорожной одежды Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru , авт/сут;

Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru – коэффициент приведения воздействия на дорожную одежду транспортного средства i-марки с нагрузкой на колесо Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru к расчетной нагрузке А-10 (табл. 9).

Таблица 8

Число полос движения Коэффициент fпол для полосы от обочины
1,00 - -
0,55 - -
0,50 0,50 -
0,35 0,20 -
0,30 0,20 0,05

Примечание. На перекрестках и подходах к ним (в местах перестройки потока автомобилей для выполнения левых поворотов и др.) при расчете одежды в пределах всех полос движения следует принимать fпол= 0,50, если их больше трех.

Таблица 9

Автомобили Коэффициент Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru
Легкие грузовые грузоподъемностью 1–2 т 0,005
Средние грузовые грузоподъемностью 2–5 т 0,20
Легкие грузовые грузоподъемностью 5–8 т 0,70
Тяжелые грузовые грузоподъемностью более 8 т 1,25
Автобусы 0,70
Тягачи с прицепами 1,50

Суммарное расчетное число приложений расчетной нагрузки на полосу движения за срок службы дорожной одежды определяется формуле

Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru

где Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru – расчетная интенсивность движения, приходящаяся на одну полосу движения, на год службы Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru дорожной одежды;

Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru – расчетное число дней в году, зависящее от района проектирования (табл. 1, прил. 2);

Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru – коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего ожидаемого определяется по табл. 10;

Тсл – расчетный срок службы дорожной одежды, принимается по Приказу Минтранса № 157 (табл. 11);

q – показатель изменения интенсивности движения (знаменатель геометрической прогрессии), равный

Расчетная нагрузка. Определение суммарного числа приложений расчетной нагрузки - student2.ru

где r– ежегодный прирост интенсивности движения, %.

Таблица 10

Тип дорожной одежды Значения коэффициента kn при различных категориях дорог
I II III IV V
Капитальный 1,49 1,49 1,38 1,31 -
Облегченный - 1,47 1,32 1,26 1,06
Переходный - - 1,19 1,16 1,04

Таблица 11

Категория дороги Тип дорожной одежды Сроки службы в зависимости от дорожно-климатической зоны Тсл
I - II III IV-V
IА, IБ, IВ Капитальный
II Капитальный
III Капитальный
Облегченный
IV Капитальный
Облегченный
Переходной
V Облегченный
Переходной
Низший

Наши рекомендации