Машины для уплотнения слоев основания и покрытия

Для уплотнения слоев основания и покрытия используются:

из грунтов и минеральных материалов, обработанных вяжущими, из щебня и гравия и из укатываемых бетонных смесей - вибрационные и комбинированные двухосные катки, а при их отсутствии вибрационные одноосные катки для уплотнения грунтов при минимальной амплитуде вибрации;

из асфальтобетонных смесей - вибрационные двухосные, комбинированные двухосные, пневмоколесные двухосные и статические двухосные катки.

Пневмоколесные катки применяют на начальной (1-2 прохода) и завершающей стадии уплотнения, так как в последнем случае они не вызывают «переуплотнения» с дроблением зерен щебня; статические катки применяют для уплотнения краевой части укладываемой полосы, так как они в значительно меньшей степени вызывают оплывание (течение) края слоя (рис. 39.15).

Основными уплотняемыми средствами для слоев основания и покрытия являются двухосные вибрационные и комбинированные катки (рис. 39.13 и рис. 39.14). Двухосные вибрационные и комбинированные катки различают по массе (основной показатель), ширине и диаметру вальца, мощности двигателя (значительно реже) и частоте вибрации (табл. 39.18).

Основные производители двухосных катков в России: ЗАО «Раскат» и ОАО «Саста». В мире двухосные вибрационные и комбинированные катки производят очень много фирм. Наиболее прогрессивные модели таких катков производят фирмы Германии и США.

Таблица 39.16

Битумощебнераспределители

Производитель, страна Индекс машины, тип Базовое шасси Ширина обработки, м Емко- сть бака, м Емко- сть бунке- ра, м Загрузка щебня
ОАО «Кургандор маш», Россия ДС-180 полуприцеп КамАЗ-54112 2.66 по вяж. 2.50 по щебню 4,0 7,0 Из самосвала сзади
ОАО «Самарский завод «Строммашина», Россия БШР-375 прицеп Битумовоз ДС-138 3,75 - 7,5 То же
ОАО «Дороги России», Россия РД-701 прицеп Трактор Т-150 К 3,5 6,0 6,0 То же
ПКМП «Белдортехника», Беларусь БД-131 прицеп Автогудронатор АРБ-7 3,5 3,0 7,0 То же
ДП «Новая техни- ка», ОАО «Дорма- шина», Украина ДН-008 полуприцеп ДН-014 самоходный КрАЗ-6443 Автогудронатор 2,5-3,0 2,5-3,0 6,0 11,0 7,0 10,0 То же То же
ФГУП СНПЦ «Росдортех», Россия совместно с Secmair, Франция Chipsealer-19 на шасси Chipsealer-26полуприцеп Chipsealer-40 полуприцеп МАЗ-5551 СЗАП-9905 Седельный тягач 1,5 3.13,5 3,6 2,5 6,0 6,0 4,0 8,0 12,0 Погрузчиком То же Самозагрузка грейдером
Secmair, Франция (доп. к указанному выше) Chipsealer-32 на шасси Автошасси 3,1 6,0 8,0 То же
Schafer, Германия PZA 4000 PZA 8000 PZA 1400 Битумовоз То же Сед. тягач 3,0 2,4 3,0 - 8,0 14,0 4,5 7,0 7,0 Из самосвала сзади То же То же
Rincheval, Франция Twinsealer полупр. Videosedler полупр. То же То же 3,1 3,1 6,0 6,0 8,0 8,0 Погрузчиком То же
Metso Minerals (Savalko), Швеция НР-27 на шасси Автомобиль-самосвал 2,7 1,1-2,5 6-8 То же

Таблица 39.17

Смесители-укладчики ЛЭМС

Производитель, страна Индекс машины, тип Базовая ма- шина Ширина обработ- ки, м Емкость бака, м3 Емкость бункера, м3 Производи- тельность мешалки, т/мин.
ОАО «Дормаши- на», Украина ДН-009 полуприцеп ДН-012 полуприцеп КрАЗ-6443 То же 2,5-3,75 2,5-3,75 2,3 + 2,3 4,5 + 4,5 13,0 2,0 2,0
Vally Slarry Seal, США Минимак, циклич. Маккропейвер, циклич. Автошасси То же 2,0-2,5 2,5-3,6 1,1 2,6-3,2 2,7 7,7-9,2 1,0 2,7-3,6
Breining, Германия Минисларриматик, цикл. Сларриматик С-Н 6000, цикл. С-Н 8000, циклич. С-Н 1000, циклич. Сларриматик С-Н 10000, непр. С-Н 12000 непр. С-Н 15000 непр. То же То же То же То же Спец.Шасси То же То же 2,0-2,5 2,5-3,5 2,5-3,5 2,5-3,5 3,0-4,0 3,0-4,0 3,0-4,0 1,2 2,3 2,5 2,75 3,5 4,0 5,0 2,5 6,0 8,0 10,0 10,0 12,0 15,0 1,0 2,7 3,5 4,0 4,0 4,0 4,0
Akzo-Nobel, США HD-10, циклич. СБ-504, циклич. СБ-804, циклич. СБ-1000, циклич. ЦРМ-500, непр. Автошасси То же То же То же Спец.Шасси 2,5-3,0 2,5-3,5 2,5-3,5 2,5-3,5 2,5-3,5 1,2 2,0 2,5 3,0 2,0 2,5 3,8 5,7 7,0 2,7 1,0 2,5 2,5 2,5 2,5
L.M., Италия Спандиматик 100, цикл. Спандиматик 200, непр. Спандиматик 4000, непр. Автошасси Спец.Шасси То же 2,5-3,0 2,5-3,5 2,5-3,5 1,2 5,0 10,0 2,5 3,0 4,0 1,2 2,5 4,0

Таблица 39.18

Катки вибрационные и комбинированные

Производитель, страна Индекс машины Мощность двигателя, кВт Ширина вальца, м Диаметр вальца, м Частота вибрации, Гц Масса, т
ЗАО «Раскат», Россия ДУ-82, вибр. 1,3 0,8 50/60 3,5
ДУ-47, вибр. 1,4 1,2 7,5
ДУ-96 ДУ-97 1,5 1,07 39/50 8,5 7,6
ДУ-98 ДУ-99 57,4 1,7 1,2 39/50 11,5 10,5
ДУ-84 комб. 2,0 1,6 31/25 14,0
ОАО «Саста», Россия W-854.2 W-854 К 1,6 1,2 33/50 9,7 9,25
Bomag, Германия BW-125 ADH BW-125 ACH 1,2 0,8 50/60 3,4 3,2
BW-135 AD BW-135 AC 1,3 0,8 50/60 3,6 3,4
BW-138 AD BW-138 AC 29,8 1,39 0,8 46/52 4,2 4,1
BW-144 AD-2 BW-144 AC-2 51,5 1,5 1,2 39/50 7,5 7,0
BW-151 AD-2 BW-151 АС-2 51,5 1,68 1,2 39/50 7,2 7,0
BW-154 AD-2 BW-154 АС-2 51,5 1,68 1,2 39/50 7,9 7,25
BW-161 AD-2 BW-161 АС-2 1,68 1,22 30/45 9,7 9,3
BW-164 AD-2 BW-164 АС-2 1,68 1,22 39/50 9,8 9,7
BW-180 AD 1,68 1,2 42/60 10,85
BW-184 AD 1,68 1,2 42/60 11,8
BW-202 AD-2 2,13 1,22 30/45 10,6
Hamm, Германия HD 13 HD 13 K 18.5 21,0 1,3 0,7 3,4 3,4
HD 70 HD 70 K 56,2 1,5 1,14 48/58 7,2 6,9
HD 75 HD 75 K 61,0 1,68 1,14 48/58 7,6 7,3
HD 90 HD 90 K 1,68 1,2 42/50 9,3 8,65
HD 110 HD 110 K 1,68 1,2 42/50 10,6 9,3
HD 130 вибр. 2,14 1,3 42/50 14,2
HD 070 V вибр. 56,2 1,5 1,14 48/58 гориз. 7,7
HD 075 V вибр. 56,2 1,68 1,14 48/58 гориз. 8,2
HD 090 V вибр. 1,68 1,2 42/50 гориз. 9,7
DV 3.22 DV 3K 1,1 0,8 3,6 3,7
DV 6 S DV 6 KS 51,5 1,4 1,1 42/50 7,3 6,7
DV 8 S DV 8 KS 6511,68 1,2 1,1 42/50 9,6 8,4
DV 06 VS вибр. 51,5 1,4 1,1 42/50 гориз. 7,4
DV 08 VS вибр 1,68 1,2 42/50 гориз. 9,3
Ingersoll - Rand, США DD-32 CR-32 1,32 0,75 3,2 2,8
DD-70 вибр. 1,45 1,05 6,74
DD-74 вибр. 1,5 1,2 33/55 7,2
CR-80 комб. 52,2 1,65 1,2 33/55 7,9
DD-90 вибр. 1 82 1,68 1,22 31/42 9,64
DD-90 HF вибр. 1,68 1,22 47/63 9,84
DD-110 вибр. 1,98 1,37 31/42 11,4
DD-130 вибр. 129,8 2,13 1,4 42/71 12,9
CR-94 комб. 1,7 1,3 33/50 9,4

Пневмоколесные катки различаются по массе (без пригруза и с пригрузом), ширине укатки, количеству шин и мощности двигателя (табл. 39.19).

Машины для уплотнения слоев основания и покрытия - student2.ru

Рис. 39.13. Каток вибрационный двухосный

Машины для уплотнения слоев основания и покрытия - student2.ru

Рис. 39.14. Каток комбинированный двухосный

Машины для уплотнения слоев основания и покрытия - student2.ru

Рис. 39.15. Каток пневмоколесный самоходный

Таблица 39.19

Катки статические пневмоколесные

Производитель, страна Индекс машины Мощность двигателя, кВт Ширина уплотнения, м Размер шин Количество шин, шт. Масса, т
ЗАО «Раскат», Россия ДУ-100 57,4 2,0 320-508
ДУ-101 110,0 2,0 320-508
Caterpillar, США PS-150B 1,73 7,5 х 15 4,9-12,94
PS-200 В 1,73 7,5 х 15 4,1-18,15
PS-360 В PF-300 В (PS-300B) 77,5 2,28 2,42 14,7×20 13,8×20 8,5-25,0 14,0-23,3
PS-500 2,42 15,00 R 24 19,0-35,0
Hamm, Германия GRW 10 1,99 11,00×20 8,8-20,0
GRW 15 1,99 11,00×20 11,5-24,0
GRW 18 1,99 11,00×20 14,5-28,0

Таблица 39.20

Катки статические с гладким вальцом

Производитель, страна Индекс машины Мощность двигателя, кВт Ширина уплотнения, м Диаметр вальца, м Линейное давление. Н/см Масса, т
ЗАО «Раскат», Россия ДУ-93-1 ДУ-98-1 1,4 1,7 1,2 1,2 8,5 8,5
Hamm, Германия HW 90 B/8 HW 90 B/10 HW 90 B/12 51,5 51,5 51,5 1,55 1,55 1,55 1,1 1,1 1,1 291 и 445 364 и 555 436 и 664 8,6 10,6 12,6

Таблица 39.21

Производительность катков при уплотнении асфальтобетона

Масса катков, т Производительность катка (т/ч) при толщине слоя, см
Вибрационные 2-вальцовые        
3-4 30-39 45-60 70-90 100-120
6-8 60-80 90-120 139-180 200-239
9-10 90-110 130-150 200-220 300-320
11-12 120-150 160-180 239-260 360-390
Комбинированные 2-осные        
3-4 25-35 39-50 60-80 80-110
6-8 50-70 80-100 120-160 160-220
9-10 75-90 120-130 180-200 239-300
11-12 90-110 139-160 220-239 300-360
Пневмоколесные 2-осные        
14-16 80-90 120-130 200-270 300-390
18-20 110-120 160-180 270-330 390-500
24-25 150-180 210-239 300-390 500-600
Статические 2-осные        
8-10 45-50 60-70 80-90 100-120
11-12 50-60 70-80 100-110 130-160

Основные производители пневмоколесных катков - фирмы Германии и США. В России их производит ЗАО «Раскат».

Статические катки с гладкими вальцами различаются по массе, ширине уплотнения и мощности (табл. 39.20). Основные производители - фирмы Германии.

Поскольку рассчитать производительность катков очень сложно, так как она зависит от очень многих факторов (состава смеси, температуры смеси и ее снижения в период укатки, от перекрытия следов, толщины слоя), то в табл. 39.21 приведены ориентировочные данные по производительности катков разного типа и размера для различных толщин уплотняемого слоя.

В табл. 39.22 приведены расчетные данные по потребности в вибрационных и комбинированных катках при различных темпах и ширине укатываемого слоя. Пневмоколесные и статические катки добавляются по одному в каждое звено катков.

Таблица 39.22

Потребность в катках

Катки вибраци- онные и комби- нирован- ные массой, т Необходимое количество катков вибрационных (В) и комбинированных (К) при темпе укладки (пог. м/смену) и ширине укладки (м)
500 пог. м/смену 1000 пог. м/смену 1500 пог. м/смену
4 м 8 м 12 м 4 м 8 м 12 м 4 м 8 м 12 м
3-4 1 (К) 2 (1В + 1К) 3 (1В + 2К) 2 (1В + 1К) 3 (1В + 2К)
6-8 1 (К) 1 (К) 2 (В + К) 1 (К) 2 (В + К) 1 (1В + 2К) 2 (В + К) 3 (1В + 2К)
9-10 1 (К) 1 (К) 1 (К) 1 (К) 2 (В + К) 2 (В + К) 2 (В + К) 2 (В + К) 3 (В +2 К)
11-12 1 (К) 1 (К) 1 (К) 1 (К) 1 (К) 2 (В + К) 1 (К) 2 (В + К) 3 (В + 2К)

Примечания: 1. При темпах укладки до 500 пог. м/смену и ширине укладки до 4 м целесообразно применять каток 3-4 т; ширине укладки от 8 до 12 м - целесообразно применять катки 6-8 т или 9-10 т.

2. При темпах укладки 500-1000 пог. м/смену и ширине укладки от 4 до 12 м целесообразно применять катки 6-8 т или 9-10 т.

3. При темпах укладки свыше 1000 пог. м/смену и ширине укладки от 4 до 12 м целесообразно применять катки 9-10 т или 11-12 т.

Наши рекомендации