ГЛАВА 39. Машины и оборудование для строительства и реконструкции дорожных одежд
Машины для строительства слоев основания из грунтов и минеральных материалов, обработанных вяжущими
Строительство слоев основания из грунтов и минеральных материалов, обработанных (укрепленных) органическими и неорганическими вяжущими, ведут двумя способами:
с использованием линейных грунтосмесительных машин непосредственно на полотне дороги;
с использованием карьерных (холодных, то есть без разогрева материалов) смесителей для приготовления смесей и укладочных машин, в качестве которых используются автогрейдеры, профилировщики и универсальные укладчики-асфальтоукладчики с рабочими органами повышенной износостойкости.
Линейные грунтосмесители (рис. 39.1) представляют собой мощные пневмоколесные тягачи со скоростным фрезерным рабочим органом и системой ввода воды и жидких вяжущих материалов. Для введения сыпучих вяжущих материалов (цемента) используют специальные распределители или машины для приготовления цементно-водной суспензии, пропускаемой через систему ввода воды.
Рис. 39.1. Грунтосмеситель линейный
Грунтосмесители различаются в основном по мощности двигателя и типу ходовой части (табл. 39.1). Основными производителями линейных грунтосмесителей в мире являются: Caterpillar (США), Wirtgen (Германия), Hamm (Германия), Kamatsu (Япония), CMI (США).
Распределители сыпучих вяжущих различаются в основном по вместимости бункера (табл. 39.2). Машину для приготовления цементно-водной суспензии выпускает Wirtgen (Германия), табл. 39.3.
Таблица 39.1
Линейные грунтосмесители
Производитель, страна | Индекс машины | Мощность двигателя, кВт | Ширина обработки, м | Глубина обработки, см | Масса, т |
Caterpillar, США | SS-250B SM-350 | 2,44 2,44 | 45,7 50,8 | 14,3 18,4 | |
Wirtgen, Германия | WR-2500 WR-2500K | 2,44 2,44 | 50,0 50,0 | 33,0 39,0 | |
Hamm, Германия | Raco 350 | 2,4 | 45,0 | 21,35 |
Таблица 39.2
Распределение сыпучих вяжущих
Производитель, страна | Индекс машины | Ширина распределения, м | Вместимость бункера, м3 | Норма дозирования кг/м2 | Масса, т |
Panien, Германия | Р12-Т | 2,4 | 30-120 | 5,5 | |
Р17-Т | 2,4 | 30-120 | 10,3 | ||
Р15 | 2,4 | 30-120 | 4,45 |
Таблица 39.3
Машина для приготовления цементно-водной суспензии
Производитель, страна | Индекс машины | Вместимость бункера, м3 | Вместимость водного бака, м3 | Производитель- ность, л/мин | Масса, т |
Wirtgen, Германия | WM-1000 | 25,45 |
Для подачи минеральных материалов (щебня, песка и грунта) в приемные бункеры карьерных смесителей (а также бетоносмесителей и асфальтосмесителей) используют фронтальные пневмоколесные погрузчики с ковшом емкостью 1,2-4,0 м3. Фронтальные пневмоколесные погрузчики различают по емкости ковша, мощности двигателя и высоте разгрузки (табл. 39.4).
Таблица 39.4
Погрузчики фронтальные пневмоколесные
Производитель, страна | Индекс машины, тип | Вместимость ковша, м3 | Грузоподъ- емность, т | Высота раз- грузки, м | Мощность двигателя, кВт | Масса, т |
ОАО «Погрузчик», Россия | ПК-27-02-00 (ПК-27-02-01) | 1,35 | 3,3 | 2,8 | 7,85 | |
ПК-27-03-00 (ПК-27-03-01) | 1,35 | 3,3 | 2,8 | 57,4 | 7,85 | |
ПК-33-01-00 (ПК-33-01-01) ПК-33-02-00 (ПК-33-02-01) | 1,6 | 4,0 | 2,87 | 9,2 | ||
1,6 | 4,0 | 2,87 | 76,3 | 9,25 | ||
ПК-40-02-00 (ПК-40-02-01) | 1,95 | 5,0 | 2,88 | 80,9 | 9,93 | |
ПК-6001 | 3,0 | 7,0 | 2,9 | 16,2 | ||
ЗАО «Челябстрой- дормаш», Россия | В-138С | 2,1 | 3,8 | 3,2 | 14,6 | |
Т-40 | 4,0 | 7,3 | 3,25 | 27,3 | ||
ОАО «Донецкий экс- каватор», Украина | ЗТМ-216 | 1,7-2,0 | 3,5 | 2,7 | 9,2 | |
ОАО «Амкодор», Беларусь | 1,24 | 2,2 | 2,75 | 59,5 | 9,0 | |
333 (ТО-18Б2) | 1,6 | 3,3 | 2,8 | 95,5 | 10,2 | |
342 (ТО-28А) | 2,2 | 4,0 | 3,07 | 12,3 | ||
382 (ТО-27) | 3,65-4,2 | 8,0 | 3,4 | 28,8 | ||
Caterpillar, США | 914G | 1,3-1,4 | н/д | 2,6-2,68 | 7,15-7,32 | |
924 G | 1,7-2,1 | н/д | 2,67-2,85 | 10,2-10,45 | ||
928 G | 1,6-1,9 | н/д | 2,73-2,88 | 11,66-11,84 | ||
938 G 950 G | 2,3-2,8 2,7-3,5 | н/д н/д | 2,61-2,83 2,78-2,98 | 13,1-13,3 17,7-17,88 | ||
962 G | 2,9-3,8 | н/д | 2,9-3,1 | 18,4-18,6 | ||
966 G | 3,3-3,8 | н/д | 2,9-3,17 | 22,7-22,9 | ||
972 G | 3,8-4,3 | н/д | 3,1-3,3 | 24,8-25,1 | ||
Komatsu, Япония | WA-180-3 | 1,7 | 2,7 | 2,66 | 8,63 | |
WA-250-1 | 1,9 | 3,0 | 2,7 | 10,5 | ||
WA-320 WA-380 | 2,5 3,1 | 3,7 4,6 | 2,7 2,8 | 12,9 16,9 | ||
WA-420 | 3,7 | 5,9 | 2,9 | 18,3 | ||
WA-470 | 4,2 | 6,2 | 3,0 | 21,14 | ||
Volvo, Швеция | L 50 C | 1,5 | 2,4 | 2,8 | 74,5 | 8,14 |
L 70 C | 1,8 | 2,8 | 2,8 | 10,78 | ||
L 90 C | 2,5 | 3,75 | 2,8 | 14,5 | ||
L 150 C | 3,8 | 5,7 | 2,96 | 22,7 | ||
L 180 C | 4,8 | 7,2 | 3,07 | 25,9 |
Таблица 39.5
Битумовозы
Производитель, страна | Индекс машины, тип | Базовая машина | Вмести- мость, т | Ско- рость на- грева, °С/ч | Наличие насоса | Масса, т |
ОАО «Кургандор- маш», Россия | ДС-138Б-01 на автошасси АЦБ-12-05 полуприцеп ДС-164 полуприцеп ДС-39Б-05 раздатчик | КамАЗ-53213 КамАЗ-5410 КамАЗ-54112 ЗИЛ-433362 | + + + + | 9,6 14,2 14,4 5,8 | ||
ЗАО «Бецема», Россия | ППЦ-21 полуприцеп БЦМ-96042 полуприцеп | МАЗ-54323 МАЗ-54323 | - + | 8,2 без тягача 12,7 без тягача | ||
ОАО «Грабовский AЗ», Россия | ППЦБ-12,3 полуприцеп | КамАЗ-5410 | 12,3 | н/д | + | 4,6 без тягача |
ОАО «Нефтекам- ский AЗ», Россия | 9638 полуприцеп | КамАЗ-54112 | 18,5 | - | 7,5 без тягача | |
ОАО «Иркутский завод дорожных машин», Россия | Б 62 М20-3 полуприцеп Б 62 М20-4 полуприцеп | КамАЗ-54112 КамАЗ-54112 | 15,0 20,0 | - - | 12,26 14,5 | |
ОАО «Кредмаш», Украина | АБ-30,5 полуприцеп | МАЗ-64229 | 30,5 | н/д | - | 20,8 |
Таблица 39.6
Цементовозы
Производи- тель, страна | Индекс машины, тип | Базовая машина | Вмести- мость, м3 (т) | Производи- тель ность загрузки, кг/мин | Производи- тельность разгрузки, кг/мин | Масса, т |
ЗАО «Бецема», Россия | ТЦ-26 полуприцеп | ЗИЛ-441510, ЗИЛ-442100 | 7,5(10,9) | 3,3 без тягача | ||
ТЦ-15 полуприцеп | МАЗ-5433 | 12,3(14,0) | 4,1 без тягача | |||
ТЦ-25 полуприцеп ТЦ-12 полуприцеп | КамАЗ-5410 КамАЗ-54112 | 13,1(15,0) 16,0 (20,0) | - - | 5,1 без тягача 6,0 без тягача | ||
ТЦ-21 полуприцеп | МАЗ-54329 | 24,4 (28,0) | - | 7,0 без тягача |
Основные производители фронтальных пневмоколесных погрузчиков в мире: Caterpillar (США), Коmatsu и Hitachi (Япония), Volvo (Швеция), Case (Франция и США), ICB (Англия), Hyundai (Южная Корея) и многие другие фирмы. В России и странах СНГ основные производители: ОАО «Погрузчик», ЗАО «Челябстройдормаш», ОАО «Донецкий экскаватор» (Украина) и ОАО «Амкодор» (завод «Ударник»), Беларусь.
Для подачи к линейным грунтосмесителям, карьерным смесителям и асфальтосмесителям органических вяжущих (битума и битумной эмульсии) используют битумовозы, а для подачи к линейным грунтосмесителям, карьерным смесителям и бетоносмесителям цемента используют цементовозы.
Битумовозы и цементовозы различаются по вместимости цистерны, марке бакового автошасси (табл. 39.5 и 39.6).
Битумовозы выпускают несколько заводов России. Цементовозы в России в основном выпускает ЗАО «Бецема».