Определение потребности строительства в материально-технических ресурсах
Одним из важных элементов проектирования организации строительства и производства дорожно-строительных работ является определение потребности строительства в материально-технических и трудовых ресурсах. Указанную потребность возможно разделить на следующие основные виды:
потребность строительства в материалах, изделиях, конструкциях и полуфабрикатах, необходимых для непосредственного выполнения дорожно-строительных работ (песок, щебень, битум, цемент, асфальтобетонная, цементобетонная смеси и т.д.);
потребность строительства в дорожно-строительных машинах, оборудовании и транспортных средствах;
потребность строительства во вспомогательных ресурсах, к которым относятся горюче-смазочные материалы, а также энергетические ресурсы - электроэнергия, сжатый газ, воздух, пар и т.д., необходимые для эксплуатации машин, механизмов и оборудования, а также временных или постоянных производственных баз (асфальтобетонных и цементобетонных заводов, полигонов железобетонных конструкций и т.д.);
потребность строительства в трудовых ресурсах, включающую не только водителей, машинистов и рабочих, занятых непосредственно на производстве работ, но и инженерно-технических работников, младший обслуживающий персонал и охрану.
Потребность строительства в материально-технических ресурсах рассчитывается на основании принятых проектных решений по конструкциям элементов дороги (искусственные сооружения, земляное полотно, дорожная одежда, обстановка дороги и т.д.) и их физических объемов.
Потребность строительства в дорожно-строительных машинах, оборудовании и транспортных средствах рассчитывается при составлении календарного графика строительства объекта и определении составов специализированных отрядов для выполнения строительных работ в зависимости от видов и объемов работ, условий их осуществления и необходимой продолжительности их выполнения (разд. 13.2; 13.3; 32.2; 32.3).
В составах специализированных отрядов содержатся типы и количество основных и вспомогательных машин, определяющие темп выполнения работ, однако определение количества некоторых машин, производительность которых зависит от конкретной дальности транспортировки доставляемых или материалов, полуфабрикатов, требуют дополнительных расчетов, основные из которых изложены ниже.
Необходимое количество типа машин определяется по формуле
шт., где (33.11)
W - сменный объем работ, выполняемый машинами этого типа в натуральных показателях - м3; т и т.д.;
Р - сменная производительность машин данного типа с конкретными характеристиками - м3/смена; т/смена и т.д.
Сменная производительность типа машин может определяться по формулам:
Автомобилей-самосвалов:
т/смена, где (33.12)
Т - продолжительность рабочей смены, час;
К - коэффициент внутрисменной загрузки;
q - грузоподъемность, т;
V - средняя скорость движения, км/час;
t - время простоя под погрузкой и разгрузкой, час;
L - расстояние транспортировки материала, км.
Поливомоечных машин:
т/смена, где (33.13)
Т - продолжительность рабочей смены, час;
К - коэффициент внутрисменной загрузки;
q - грузоподъемность, т;
V - средняя скорость движения, км/час;
t1 - время заполнения цистерны водой, час;
t2 - время слива воды с учетом технологического темпа работы отряда, час.
Автогудронаторов:
т/смена, где (33.14)
Т - продолжительность рабочей смены, час;
К - коэффициент внутрисменной загрузки;
q - грузоподъемность, т;
V - средняя скорость движения, км/час;
t1 - время маневрирования на базе за 1 час, час;
t2 - время заполнения цистерны битумом, час;
t3 - время подготовки к розливу и розлив битума с учетом технологического темпа работы отряда, час.
Автоцементовозов (при работе с распределителем цемента):
т/смена, где (33.15)
Т - продолжительность рабочей смены, час;
К - коэффициент внутрисменной загрузки;
q - грузоподъемность, г,
V - средняя скорость движения, км/час;
t1 - подготовка к загрузке автоцементовоза цементом с учетом времени на маневрирование, час;
t2 - продолжительность загрузки автоцементовоза и подготовка к перегрузке цемента на месте производства работ, час;
t3 - продолжительность перегрузки цемента, час;
t4 - время на ожидание автоцементовозом в период введения в грунт цемента из бункера распределителя, час.
Потребность строительства во вспомогательных ресурсах определяется отдельно по каждому типу ресурса по формуле
где (33.16)
h - суммарное количество машино-смен работы конкретного типа машин (оборудования), смен;
ρ - нормированный показатель сменного ресурса для данного типа машин (литр/смена, м3/смена, кВт×час/смена и т.д.).
Потребность в горюче-смазочных материалах для автомобильного транспорта определяется по формуле:
где (33.17)
L - суммарный пробег данного типа автомобиля, км;
ρ - нормированный показатель расхода горюче-смазочных материалов для данного типа автомобиля на 100 км пробега, литр.
Потребность строительства в трудовых ресурсах (рабочих, водителей, механизаторов, мотористов и т.д.) осуществляется исходя из принятых в проекте составов специализированных отрядов с учетом последовательности (или параллельности) выполнения работ и возможного совмещения (или замещения) профессий. Потребность в инженерно-технических работниках, младшем обслуживающем персонале и охране определяется в соответствии с нормативами численности этих категорий для дорожной отрасли в строительстве.