Классификация заводов и особенности их размещения
Асфальтобетонный завод (АБЗ) - смонтированный комплекс технологического, энергетического и вспомогательного оборудования, предназначенного для выполнения операций по приготовлению асфальтобетонных смесей. При строительстве автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием по месту расположения различают два типа АБЗ: прирельсовые и притрассовые.
Прирельсовые АБЗ устраивают у железной дороги. Они включают в себя ряд отделений и цехов основного и вспомогательного назначения:
склады каменных материалов, состоящие из приемных устройств для разгрузки железнодорожных вагонов и укладки материалов в штабели, машин и устройств для погрузки каменных материалов из штабелей в расходные бункеры смесительных установок;
склады минерального порошка, состоящие из приемных устройств, разгрузчиков вагонов, оборудования для транспортирования минерального порошка на склады и от них в расходные емкости асфальтосмесительных установок;
склады битума, состоящие из приемных устройств и оборудования для разгрузки, хранения и предварительного подогрева битума, из оборудования для обезвоживания и нагрева битума до рабочей температуры и смешения его с поверхностно-активными веществами, а также подачи готового битума к асфальтосмесительной установке;
асфальтосмесительные установки с расходными бункерами для каменных материалов и минерального порошка, технологическим оборудованием для сушки и нагрева минеральных материалов и битума, дозирования и перемешивания минеральных материалов и вяжущих, выдачи готовой смеси в накопительные бункеры и транспортные средства;
вспомогательные отделения - передвижные электростанции или трансформаторные подстанции, парокотельные и компрессорные устройства, устройства водоснабжения и канализации, служебные помещения.
В отдельных случаях на АБЗ предусматривают отделения для дополнительного домола и приготовления минерального порошка, сортировки щебня или гравия, приготовления поверхностно-активных веществ.
Притрассовые АБЗ организуют вблизи мест укладки асфальтобетонной смеси. Предназначены для кратковременного использования (1-2 года) на одном месте. Притрассовые АБЗ включают асфальтосмесительную установку, расходные склады минерального порошка и емкости для битума (с запасом материалов на одну-пять смен работы АБЗ), передвижные компрессорные установки и электростанции.
Для притрассовых АБЗ характерна доставка каменных материалов с прирельсовой базы автомобилями-самосвалами, а минерального порошка и битума - автоцементовозами и битумовозами.
По принципу работы технологического оборудования АБЗ смесители подразделяются на две категории: циклического и непрерывного действия. В смесителях циклического (периодического) действия используются порционные дозаторы для дозирования компонентов смеси. На АБЗ непрерывного действия операции дозирования, перемешивания и выдачи готовой смеси совмещены во времени.
По мощности асфальтосмесительных установок АБЗ подразделяются на следующие типы: малой производительности - до 25 т/ч; средней 25-50 т/ч; большой 50-100 т/ч; сверхмощные 200-400 т/ч.
По компоновке технологического оборудования в вертикальной плоскости асфальтосмесительные установки делятся на башенные и партерные (ступенчатые). Наибольшее распространение получили установки с башенным расположением агрегатов.
По степени инвентарности установки подразделяются на три типа: стационарные, сборно-разборные и мобильные.
Место размещения АБЗ выбирают с учетом его назначения и минимального времени транспортирования горячих смесей. При температуре воздуха +10°С время транспортирования горячих смесей не должно быть более 1,5 ч.
Критерием оптимального размещения АБЗ при строительстве автомобильных дорог является минимум суммарных затрат на производство и транспортирование асфальтобетонных смесей к месту укладки с учетом расходов на строительство и перебазирование АБЗ.
При выборе мест размещения АБЗ помимо стоимостных показателей необходимо учитывать удобство примыкания АБЗ к железнодорожной станции, наличие в районе строительства карьеров щебня и песка, источников получения вяжущих материалов и воды, возможность подведения электроэнергии от высоковольтных линий и газового топлива от газопровода, наличие действующих автомобильных дорог и типы их покрытий, близость городов и поселков и др.
Определение оптимального размещения АБЗ путем обычных сравнительных методов трудоемко, так как возникает необходимость одновременного учета и сравнения ряда показателей в сложной зависимости. Объективное решение задачи возможно лишь на базе экономико-математических методов и ЭВМ.
26.2. Генеральный план АБЗ
Уровень основных технических решений вновь строящихся прирельсовых и притрассовых АБЗ должен соответствовать действующим типовым проектам. Способы приемки щебня (гравия), песка и минерального порошка, их складирование и внутризаводское транспортирование должны исключить возможность снижения их качества и загрязнения окружающей среды. Методы выгрузки битума из вагонов и схема битумохранилища должны исключить возможность его обводнения и загрязнения.
На территории АБЗ, кроме основных отделений, размещаются: механическая мастерская, материально-технический склад, трансформаторная подстанция или передвижная электростанция, контора, лаборатория, мастерская, склад горюче-смазочных материалов, столовая, контора, бытовые помещения, медпункт и т.д.
Проектные решения АБЗ необходимо составлять с учетом требований противопожарных норм проектирования зданий и сооружений. Пожароопасные участки технологических линий АБЗ оборудуют средствами тушения по согласованию с местной пожарной инспекцией. Решение генеральных планов прирельсовых АБЗ подчиняется общим требованиям, предъявляемым к производственным предприятиям дорожного строительства с учетом специфики работы АБЗ (рис. 26.1):
получения по железной дороге фракционного щебня (гравия) и песка и резервирования в отдельных случаях на площадке завода территории для сортировочно-моечного отделения;
обеспечения нормативных сроков разгрузки поступающих по железной дороге заполнителей, битума и минерального порошка;
использования для хранения заполнителей открытых площадок, а для хранения минерального порошка - складов силосного типа, оборудованных системой пневмотранспорта;
обеспыливания мест пылеобразования при погрузочно-разгрузочных работах системами пылеулавливания;
использования для хранения битума крытых битумохранилищ ямного или полуямного типов с приемными устройствами и системами подогрева и перекачки вяжущих;
резервирования в отдельных случаях на площадке АБЗ территории для размещения установок приготовления ПАВ;
обеспечения минимального объема строительно-монтажных работ при строительстве АБЗ и монтаже-демонтаже его оборудования и строительных конструкций при перебазировании.
Территория, на которой располагается прирельсовый АБЗ, должна быть благоустроена и иметь подъездные пути, водоотвод, ограду и освещение для работы в темное время суток и при плохой видимости.
Рис. 26.1. Генеральный план прирельсового АБЗ:
Склад каменных материалов; 2 - отделение подачи каменных материалов; 3 - асфальтосмесительная установка; 4 - накопительный бункер готовой смеси; 5 - компрессорная установка; 6 - склад минерального порошка; 7 - склад мазута; 8 - битумохранилище; 9 - склад ГСМ; 10 - склад резиновой крошки; 11 - ремонтные мастерские; 12 - подрельсовый бункер; 13 - стоянка для автотранспорта; 14 - административный корпус; 15 - весовая и пункт контроля; 16 - туалет; 17 - трансформаторная подстанция
Покрытие на открытых площадках для хранения заполнителей и на основных проездах рекомендуется устраивать как из монолитного и сборного бетона, так и из асфальтобетона.
Охлаждение сжатого воздуха, направляемого к объектам потребления, предусматривается шестирядным трубчатым охладителем с пропускной способностью 30 м3/мин. Для очистки сжатого воздуха от влаги и масел трубопровод сжатого воздуха оборудуют комплектом из трех влагомаслоотделителей производительностью 50 м3/мин каждый.
В проектном решении прирельсового АБЗ предусматривается размещение вспомогательных отделений в сборно-разборных зданиях и сооружениях; для технического обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования, инженерных сетей и коммуникаций - ремонтно-механическая мастерская.
Для систематического контроля технологического процесса приготовления асфальтобетонной смеси и качества исходных материалов, поступающих на завод, в составе АБЗ должна быть предусмотрена лаборатория. Оборудование лаборатории обеспечивает проведение комплекса всех испытаний материалов, предусмотренных ГОСТ 9128-97.
Притрассовые АБЗ организуются на базе асфальтосмесительных установок мобильного типа (рис. 26.2). Доставка материалов на притрассовый асфальтобетонный завод предусматривается преимущественно автомобилями с прирельсовых баз. Подача каменных материалов на питатели асфальтосмесительной установки обеспечивается одноковшовыми погрузчиками на пневмоколесном ходу.
Рис. 26.2. Генеральный план притрассового АБЗ:
Склад каменных материалов; 2 - отделение подачи каменных материалов; 3 - смеситель; 4 - расходный бункер цемента; 5 - кабина обслуживания и управления; 6 - емкости с водой; 7 - отделение приготовления добавок; 8 - контора с лабораторией; 9 - спортивная площадка; 10 - материально-технический склад; 11 - резервуары противопожарные; 12 - ремонтно-механическая мастерская; 13 - площадка для открытых ремонтных работ; 14 - бытовые помещения; 15 - баня; 16 - столовая; 17 - трансформаторная подстанция; 18 - туалет; 19 - артезианская скважина; 20 - передвижная компрессорная установка; 21 - отделение лаборатории; 22 - весовая с автоматическими весами грузоподъемностью 30 т; 23 - канализационные очистные сооружения; 24 - склад ГСМ
На территории АБЗ рядом со смесительной установкой располагается склад песка и фракционного щебня открытого типа с разделительными стенками на площадке, имеющей твердое покрытие. Щебень и песок должны доставляться чистыми, а щебень рассортирован на фракции.
Активированный минеральный порошок хранят в металлических расходных силосных емкостях. Для подачи минерального порошка используют средства пневматического транспорта. К инвентарному расходному складу минеральный порошок доставляется автоцементовозами.
Битум хранят в крытых битумохранилищах или цистернах, вмещающих до 100 т битума. Битумное хозяйство имеет оборудование для поддержания рабочей температуры битума, обогреваемый битумный насос, битумопроводы с битумными кранами.
К смесительной установке прокладывают подъездную дорогу с твердым покрытием. Движение организуют по кольцевой схеме без встречных автомобилей.
В состав притрассового АБЗ включаются отделения энергетического и вспомогательного назначения - электростанции или трансформаторные подстанции, компрессорные и парокотельные установки, устройства водоснабжения, склады различных материалов, системы битумо- и мазутопроводов, комплекс служебных и вспомогательных помещений.
В отличие от прирельсовых АБЗ размещение основных отделений вспомогательного назначения на притрассовых АБЗ предусматривается в мобильных зданиях и сооружениях контейнерного типа.
В отличие от предприятий стационарного типа рассмотренные прирельсовые и притрассовые АБЗ запроектированы с учетом возможности максимального сокращения объемов работ на их сооружение, то есть для хранения каменных материалов на АБЗ широко используются открытые площадки, а для хранения минерального порошка взамен бункерных складов - склады силосного типа. Транспортные операции по подаче каменных материалов осуществляются одноковшовыми фронтальными погрузчиками типа ТО-18Д.