Устройства оснований и покрытий
Гравийные и щебеночные основания и покрытия, устраиваемые без применения вяжущих материалов, могут быть построены из местных материалов с использованием просто технологии и с помощью средств механизации для выполнения всех технологических операций.
Основные недостатки этих оснований и покрытий – большая пылимость, недостаточная связность и сравнительно быстрый и неравномерный износ. Поэтому их чаще всего используют в качестве оснований под цементо –и асфальтобетонные покрытия или укрепляют вяжущими материалами, что почти устраняет указанные недостатки. В ряде случаев гравийные и щебеночные покрытия могут быть построены для временной эксплуатации с последующим использованием в качестве основания под капитальные типы покрытий. Их также применяют на сопряжениях ИВПП с концевыми и боковыми полосами безопасности и на старто-финишных площадках грунтовых аэродромов.
Основания и покрытия, в которых органические вяжущие материалы (жидкие нефтяные и сланцевые битумы, битумные эмульсии, каменноугольные дегти) с различного рода добавками в результате тщательного перемешивания или глубокой пропитки и уплотнения покрывают (обвалакивают) отдельные частицы минерального материала, образуя вокруг них тонкие замкнутые оболочки, характеризуются достаточно высокой прочностью и связностью, плотностью и водонепроницаемостью, износостойкостью и беспыльностью во все периоды года.
Основания и покрытия, получаемые способом смешения на месте, устраивают одно – или двухслойными. Толщина однослойных и верхнего слоя двухслойных покрытий и оснований может быть 8 – 12 см. Двухслойные покрытия устраивают при расчетной толщине 14 – 25 см. Допускается устройство нижних слоев без обработки вяжущим. Такого рода основания и покрытия на естественном грунтовом основании, уплотненном до плотности не менее 0,95 от максимальной.
Способ поверхностной обработки состоит в том, что на поверхность покрытия наносят (разливают) вяжущее (битум или деготь), а затем рассыпают каменную мелочь и прикатывают. В результате образуется коврик толщиной 0,5 – 4,0 см, обеспечивающий: повышение несущей способности; сохранение покрытия от износа (слоя износа) или защиту временного характера на еще несформировавшихся покрытиях (защитные слои; повышение водонепроницаемости покрытия и улучшение санитарно-гигиенических условий вследствие уменьшения образования пыли и грязи; уменьшение сопротивлению движения перемещающихся транспортных средств.
В зависимости от свойств применяемых вяжущих, главным образом от их вязкости, поверхностная обработка может производиться при горячем или холодном состоянии вяжущего.
Розлив вяжущего и россыпь мелкого каменного материала выполняется в один, два или три приема, что характеризует одиночную, двойную и тройную поверхностные обработки.
При одиночной поверхностной обработке создается битумно-каменный коврик толщиной 0,5 – 1,5 см. Одиночная обработка применяется при ровных и плотных покрытиях, основной целью которой является укрепление поверхности. При двойной поверхностной обработке коврик имеет толщину 1 – 3 см. Такая обработка целесообразна на сильно шероховатых поверхностях, например, гравийных и грунтовых покрытиях и когда одиночная поверхностная обработка при интенсивной эксплуатации (на подъездных дорогах) быстро изнашивается (служит менее 1 года).
Основная цель двойной обработки – защита от износа покрытий. При тройной поверхностной обработке создается коврик толщиной 2,5 – 4 см, укладываемый в тех же условиях, что и при двойной обработке, но при более неровных поверхностях и холодной погоде в целях скорейшего формирования и улучшения качества покрытия.
Способ смешения в установках применяется в том случае, когда к прочности основания или покрытия предъявляется повышенные требования.
Способ смешения на месте применяется при использовании местных минеральных материалов, разнообразных по происхождению и прочности, в том числе различных грунтов, а также слабых каменных пород, которые практически, нецелесообразно обрабатывать другими способами.
Способ пропитки применяется только при строительстве новых покрытий из достаточно прочных щебеночных материалов, а также при их реконструкции и капитальном ремонте.
При выборе способа обработки минеральных материалов органическими вяжущими следует учитывать, что при равных условиях горячая обработка (с подогревом вяжущего) обеспечивает большую прочность, устойчивость и быстроту формирования покрытий и основания, чем холодная обработка.
Среди разнообразных типов покрытий, устраиваемых с применением органических вяжущих материалов, наиболее совершенны асфальтобетонные, которые относятся к высшему типу покрытий этого класса. Асфальтобетоном называют материал, полученный в результате подобранной в определенных соотношениях смеси из щебня (гравия), природного или дробленного песка, минерального порошка и битума. Смесь составляющих асфальтобетон материалов перемешивается в смесительных установках в нагретом состоянии.
Горячие асфальтобетоны (щебеночные и гравийные) в зависимости от наибольшего размера зерен щебня (гравия) подразделяются на крупнозернистые с зернами размером до 40 мм, среднезернистые до 20 мм и мелкозернистые – до 15 (10) мм. Песчаные асфальтобетоны могут содержать зерна размером до 5 мм, холодные могут быть только мелкозернистыми и песчаными.
Горячие и теплые асфальтобетоны в зависимости от их назначения могут быть:
плотными, обладающими остаточной пористостью 2,5 – 5 %, применяется в верхних слоях покрытия;
пористыми, обладающими остаточной пористостью 5 – 10 %, применяются в нижних слоях покрытия.
Асфальтобетоны плотные в зависимости от качества применяемых в них минеральных материалов (прочности, класса, модуля крупности) и количества щебня (гравия) или песка (типа асфальтобетона) подразделяются на четыре марки (I, II, III и IV), а холодные – на две марки (I, II).
Асфальтобетонные покрытия могут устраиваться в один или несколько слоев. Однослойные покрытия имеют обычно толщину 4 – 6 см, двухслойные – 8 – 11 см, трехслойные – 12 – 15 см.
Содержание аэродромов
Работы по содержанию
Иногда бывает трудно определить, какие работы можно отнести к содержанию и какие к улучшению покрытия. К улучшению относятся все работы, которые требуют дополнительных капитальных затрат.
В состав работ по содержанию аэропортов входить:
1. ремонт и содержание покрытия;
2. содержание обочин и водоотводов;
3. уборку снега и льда;
4. содержание в исправности дорожных знаков, светофоров и маркировок;
5. покраска, уход за зданиями и их текущий ремонт, если они являются частью аэропорта;
6. содержание части аэропорта без взлетно-посадочных полос;
А) скашивание трав;
Б) специальный уход, требуемый ландшафтом или другими условиями;
7. разное.
Содержание покрытий
Содержание покрытий включает следующее:
1. поверхностную обработку покрытий органическими вяжущими;
2. заделку швов и трещин бетонных покрытий;
3. мелкий ямочный ремонт отдельных участков
4. планировку и исправление поперечного профиля покрытия путем перемешивания и утюжки;
5. россыпь хлористого кальция или хлористого натрия по их поверхности;
6. восстановление покрытия, построенного с применением битума, путем вскирковки, смешения и укладки нового материала;
7. ремонт просевших плит бетонного покрытия нагнетанием жидкого раствора;
8. уширение существующих покрытий;
9. обработку клинкерных, бетонных или асфальтобетонных покрытий битумными или дегтевыми смесями.
Известно, что два последних вида работ не могут рассматриваться как работы по содержанию, но как работы небольшого объема они могут иногда выполняться ремонтными бригадами.
Территория аэродрома
Содержание этого участка включает следующее: предотвращение разрушения от размыва, внешнее оформление этих участков, удаление сорных трав, создание хорошего ландшафта.
Для борьбы с размывом необходимо прибегать к одерновке откосов, засеву придорожной полосы или устройству различных типов защитного слоя. Проблема эта может быть разрешена соответствующей конструкцией и надлежащим содержанием водоотводов.
Работу по созданию хорошего ландшафта необходимо выполнят постепенно по мере разработки данного участка. Особое внимание следует уделять сохранению окружающей природы. Необходимо также следить за тем, чтобы зеленые насаждения не препятствовали движению. Правильные насаждения являются как бы естественным ветроломом и защитой против снежных заносов. Насаждения на разделительной полосе двухполосных дорог с движением в разных направлениях значительно уменьшают ослепляющий свет фар.
Зимнее содержание
Уборка снега и льда. В районах больших снегопадов и гололедов, препятствующих свободному и безопасному движению, уборка снега и льда – серезная проблема для обслуживающих бригад. Эффективная снегоуборка должна быть организована на протяжении всего времени снежных заносов.
Снегоочистители. Снегоочистители бывают двух типов – отвальные и роторные. Роторный снегоочиститель применяют для очень глубокого снега, при сильных заносах или отсутствии места для отвала снега, например, в выемках или на других ограниченных участках.
Борьба с гололедом. Уплотнившийся снег и лед на покрытии аэродрома опасны. Абразивные материалы, например песок, зола, шлак, равномерно рассыпают по покрытию для устранения скольжения. Материал необходимо пропускать через сито с отверстиями 0,9 мм и обрабатывать хлористым кальцием или хлористым натрием.
Для полного удаления льда рекомендуется прибегать только к химикалиям. Талый снег в результате такой обработки следует немедленно удалять механическими средствами до вторичного замерзания.
ЛИТЕРАТУРА
- Д. А. Могилевский и др.
Изыскания и проектирование аэродромов
- Г. И. Глушков, Б. С. Раев-Богословский
Изыскания и проектирование аэродромов
- А. Легольт
Строительство дорог и аэродромов
- Б. В. Шереметов
Строительство сборных дорожных и аэродромных покрытий
- М. Н. Першин и др.
Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов
- СНиП 2.05.08-85 Аэродромы
- СНиП 3.06.06-88 Аэродромы
- Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для
устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов
СН 25-74