Анализэффективностикапитальныхвложенийвразвитиитаможенныхорганов
Эффективность капитальных вложений в развитие таможенных органов можно отождествить с эффективностью деятельности таможенных органов в целом, так как идет прямая зависимость между данными понятиями.
И для того чтобы оценить эффективность деятельности таможенных органов нужно проанализировать показатели эффективности деятельности таможенных органов. Но для начала стоит разобраться с тем, что такое показатели эффективности в целом.
Показатель эффективности –это количественный индикатор, характеризующий результативность самой деятельности, а также успешностьдостижения поставленных целей. И стоит отметить также, что внедрение системы механизмов оценки имеет существенные сложности, которые связанны с необходимостью использования огромное числа индикаторов, а также взаимосвязью количественных и качественных оценок и сочетаниясистемы оценивания с особенностями деятельности организации на различных уровнях системы таможенных органов и др.
Система показателей работы таможенных органов, которая указана в ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, количественно выраженных характеристик основных критериев оценки работы таможенных органов.
Система показателей согласно ФЗ№ 311 включает в себя:
1.Основные показатели работы таможенных органов.
2.Показатели работы региональных таможенных управлений и показатели работы таможен и таможенных постов, определяемые Федеральной таможенной службой.
В соответствии со ст. 18 311-ФЗ основными критериями оценки работы таможенных органов являются (табл.3):
Таблица 3
Исполнение основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации в 2014-2016 гг.
№ п/п | Наименование показателя | Значение показателя | |||
Критерий 1. Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций | |||||
1.1 | Время совершения таможенными органами Российской Федерации операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (минут): для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю, − для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений, − | 39,4 27,7 | 32,5 21,4 | 29,5 18,2 | |
1.2 |
за исключением следующих случаев: помещение товаров на временное хранение; неисполнение положений, установленных статьями 190 – 192 Таможенного кодекса Таможенного союза; неисполнение декларантом условий выпуска товаров | 354,8 | 419,1 | ||
1.3 | Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов) | 99,2 | 99,72 | 99,95 | |
1.4 | Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях | 98,73 | 99,4 | 99,9 | |
Продолжение таблицы 3 | |||||
Критерий 2. Своевременность и полнота поступления таможенных платежей | |||||
2.1 | Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (процентов) | 101,1 | 101,14 | ||
2.2 | Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (процентов) | 0,004 | 0,02 | 0,01 | |
2.3 | Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (процентов) | 0,17 | 0,15 | 0,1 | |
Критерий 3. Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям | |||||
3.1 | Доля товарных партий, ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары (процентов) | 4,3 (0,7) | 4,4 (0,6) | 4,2 (0,5) | |
3.2 | Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров (процентов) | 22,2 | 33,4 | 39,3 | |
3.3 | Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок (процентов) | 82,6 | 83,1 | 87,0 |
Продолжение таблицы 3 |
Рис.4 Динамика времени на совершение таможенных операций
Согласно рис.4. прослеживается положительная тенденция с 2014 г. по 2016г. по времени совершения таможенных операций. Так, по времени совершения таможенными органами Российской Федерации операций для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю с 2014 г. по 2016г. произошло сокращение минут с 27,7 до 18,2 минут (то есть на 9,5 минут или 34,3%). Что говорит о благоприятном исходе. Относительно товаров, по которым не выявлены риски нарушений, то здесь также произошло сокращение с 39,4 до 29,5 минут (на 9,9 минут или 25,1%). Исходя из этого, можно заметить близкое друг к другу процентное изменение времени на совершение таможенных операций в отношении данных товаров.
Рис.5 Динамика доли деклараций и стоимости товаров оформленных в электронном виде
После введения в 2014 году обязательного электронного декларирования огромная доля деклараций и стоимости товаров оформляются в электронном виде, и с каждым последующим годом эта доля растет, что можно заметить по представленным данным и их графическому интерпретированию.
Рис.6 Динамика показателей по противодействию преступлениям и административным правонарушениям
Согласно представленным данным можно констатировать положительный тренд показателя, который с 2014 года возрос почти в 2 раза, с 22,2 до 39,3 %. Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства, также имеет положительную тенденцию, согласно данным, с 2014 года произошло снижение доли с 4,3 до 4,2 % , что показывает эффективность деятельности таможенных органов в отношении противодействия преступлениям в области таможенного дела.
Таким образом, рассмотрев 3 критерия эффективности работы таможенных органов, в числе которых:
¾ Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
¾ Своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
¾ Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям,
можно сделать вывод о довольно эффективной работе таможенных органов.
Также стоит отметить, что основой эффективной деятельности таможенных органов является степень выполнения ими установленного задания по взысканию таможенных платежей в доход федерального бюджета (табл.4)
Таблица 4
Исполнение таможенными органами контрольного задания по общей сумме администрируемых ими поступленийдоходов в бюджет по годам, млрд. рублей(2012–2016гг.)
Наименование данных | |||||
Установленное Минфином России контрольное задание для ФТС России по перечислению таможенных и иных платежей | 6554,7 | 6462,0 | 7 100,6 | 4958,6 | 4358,9 |
Объем таможенных и иных платежей, поступивших в федеральный бюджет | 6581,0 | 6565,4 | 7100,6 | 5008,2 | 4406,9 |
Значения показателя № 1 «Исполнение контрольного задания по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами %» | 100,4 | 101,6 | 101,1 |
Анализ контрольного задания и его выполнения показывает, что за пять прошедших лет работа таможенных органов по реально перечисленным платежам в доход федерального бюджета оказывается в плюсе. Несмотря на нестабильную финансово-экономическую ситуацию в стране и в мире, таможенные органы выполнили контрольное задание в 2016 г. на 101,1% относительно предшествующего года. В этом прослеживается четкая тенденция к увеличению собираемости таможенных платежей в 2011 году, и ее снижение в последующих 2012-2017 гг., что является отрицательным влиянием нестабильной финансово-экономической ситуации в стране и в мире.
Также исследование эффективности деятельности таможенных органов целесообразно вести в плане анализа параметров их внешнеэкономической деятельности (табл.5).
Таблица 5
Динамика экспортно-импортных операций в период 2013-2016 гг, млн.долл.США
Показатель | Отклонение | |||||||||
2014/2013 | 2015/2014 | 2016/2015 | ||||||||
Ед. | % | Ед. | % | Ед. | % | |||||
Общий товарооборот | 842,2 | 782,9 | 530,8 | 471,1 | -59,3 | -7 | -252,1 | -32,2 | -59,7 | -11,2 |
Экспорт | 527,3 | 496,9 | 346,5 | 287,6 | -30,4 | -5,8 | -150,4 | -30,3 | -58,9 | -17 |
Импорт | 314,9 | 184,3 | 183,6 | -28,9 | -9,2 | -101,7 | -35,6 | -0,7 | -0,4 |
Исследование данных общего товарооборота, экспортно-импортных операций демонстрирует тенденцию снижения в период в 2013-2016 гг. по всем показателям. За исследуемый период величина общего товарооборота уменьшилась, максимальное значение за анализируемый период достигало в 2013 году, оно составило 842,2 млн. долл., минимальное значение в 2016 году и составило 471,1 млн. долл., тем самым произошло изменения в отрицательную сторону на 44,1 %.
Сокращение экспорта в период с 2013 года по 2016 год явилось следствием снижения контрактных (экспортных) цен при поставках за рубеж большинства товарных групп. Одной из главных причин уменьшения экспорта является снижение цен на мировом топливно- энергетическом рынке, в первую очередь, на сырую нефть.
Также в рассматриваемый период имело место сокращение спроса отечественного рынка на импортные товары. Это обусловлено в первую очередь, уменьшением потребительского спроса из-за падения реальных доходов населения и снижением объемов его кредитования на потребительские цели, а также сокращением инвестиционной активности. Плюс ко всему был введен запрет на ввоз отдельных видов продовольствия в Россию из тех стран, которые ввели экономические санкции относительно нашей страны. В период с 2013 года по 2016 год импорт сократился на 42%.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что несмотря на негативное влияние внутре- и внешнеэкономических факторов на количество администрируемых доходов от работы таможенных органов, уровень эффективности деятельности таможенных органов является достаточно высоким. Из этого следует, что капитальные и финансовые вложения в развитие таможенных органов являются эффективными. Таможенные органы являются государственными предприятиями, и несмотря на то, что они образуют федеральный бюджет, капитальные и финансовые вложения должны быть рациональны.