Силовые и кинематические параметры
Мощность на ведомом валу:
, кВт,
где – коэффициент полезного действия (ориентировочное значение КПД для зубчатой передачи = 0,97), – мощность на ведущем валу.
Крутящие моменты:
, Н∙м;
, Н∙м;
где – передаточное число передачи.
Частота вращения ведомого вала:
, мин־¹;
Окружные скорости:
, сек־¹;
, сек־¹.
Расчет межосевого расстояния аW и выбор основных параметров передачи(рис. 1)
Рис. 1. Основные параметры и размеры, полученные в результате расчета цилиндрической передачи
Расчетное межосевое расстояние :
,
где – числовой коэффициент: = 495 для прямозубых передач, = 430 для косозубых; – передаточное число; – крутящий момент на колесе; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки, принимается от твердости рабочих поверхностей зубьев, расположения опор (табл.5) и коэффициента ширины шестерни относительно ее диаметра (табл.4); – коэффициент ширины шестерни относительно межосевого расстояния ; – допускаемое контактное напряжение; – коэффициент внешней динамической нагрузки (табл. 6).
Таблица 4
Рекомендуемые значения коэффициента ψbd ширины шестерни относительно ее диаметра
Расположение колес относительно опор | Твердость рабочих поверхностей зубьев | |
НВ1(2) ≤ 350 | НВ1(2) ≥ 350 | |
Симметричное Несимметричное Консольное | 0,8…1,4 0,6…1,2 0,3…0,4 | 0,4…0,9 0,3…0,6 0,2…0,25 |
Таблица 5
Значения коэффициента
При твердости шестерни ≤ НВ 350 или колеса ≤ НВ 350 | При твердости шестерни > НВ 350 или колеса > НВ 350 | |||||
I | II | I | II | |||
0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 | 1,16 1,35 1,55 1,90 2,3 – | 1,03 1,06 1,10 1,16 1,2 1,26 | 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 | 1,16 1,35 1,55 1,90 2,3 – | 1,03 1,06 1,10 1,16 1,2 1,26 | 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 |
Примечание. Графа I относится к случаю консольного расположения зубчатых колес относительно опор, II – к несимметричному расположению, III – к симметричному расположению.
Таблица 6
Значение коэффициента внешней динамической нагрузки
Режим нагружения двигателя | Режим нагружения ведомой машины | ||||
Равномерный С малой неравномерностью Со средней неравномерностью Со значительной неравномерностью | 1,00 1,10 1,25 1,50 | 1,25 1,35 1,50 1,75 | 1,50 1,60 1,75 2,00 | 1,75 1,85 2,00 2,25 | |
Характерные режимы нагружения двигателей: 1. Равномерный – электродвигатели; 2. С малой неравномерностью – гидравлические двигатели; 3. Со средней неравномерностью – многоцилиндровые ДВС 4. Со значительной неравномерностью – одноцилиндровые. Характерные режимы нагружения ведомых машин: 1. Равномерный – равномерно работающие ленточные, пластинчатые конвейеры, легкие подъемники и т. д. 2. С малой неравномерностью – неравномерно работающие ленточные и пластинчатые транспортеры, тяжелые подъемники, крановые механизмы и т. д. 3. Со средней неравномерностью – мешалки для резины и пластмасс, легкие шаровые мельницы и т. д. 4. Со значительной неравномерностью – экскаваторы, дробилки, тяжелые шаровые мельницы, буровые машины и т.д. | |||||
Величину округляют до ближайшего значения , мм ( ≈ ) в соответствии с ГОСТ 2185 (табл. 7).
Таблица 7
Значение межосевых расстояний
Ряд | Межосевое расстояние , мм |
40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000… | |
71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900… |
Примечание. 1 –й ряд следует предпочитать 2 –му.
Ширины венцов, мм:
– зубчатого колеса ;
– шестерни .
Величины округляют до целых чисел.