Основные приемы и методы активизации научного и научно-технического творчества

Для активизации творческой деятельности используются следующие конкретные приемы и методы.

Приемы дробления и объединения (час­тей или операций). Например, гайка, резьба и корпус которой выполнены отдельными деталями, может быть снята с болта без свинчивания, а объединение в автомо­бильном колесе двух шин позволяет намного повысить его надежность.

Прием вынесения (отделения мешающей части или выделения единственно нужной). Например, при флюорографии для защиты от рентгеновских лучей мно­гих органов на пути излучения ставят защитные барьеры, оставляя доступными для него только нужные час­ти грудной клетки.

Прием инверсии (вместо диктуемого условиями задачи действия использовать противодействия). Напри­мер, в устройстве для тренировки пловцов навстречу подается вода, а сам пловец остается на месте.

Прием перехода в другое измерение ис­пользован, например, в предложении хранить бревна в воде в виде пучков диаметром, превышающим длину, и устанавливать пучки в вертикальном положении.

Прием универсальности (ручка портфеля может одновременно служить эспандером).

Прием обращения вреда в пользу может быть реализован, например, при разливах рек и опасно­сти наводнения путем размещения на берегах серии больших резиновых резервуаров, которые заполняют с помощью помпы «лишней» водой из реки. Такие водя­ные дамбы строятся и убираются буквально за минуты.

Прием самообслуживания использован, на­пример, в предложении повысить стойкость плит корпуса дробеметного аппарата путем придания им свойства магнита, удерживающего на своей поверхности постоян­но обновляющийся слой дроби.

Важным общенаучным методом познания является аналогия.

На практике используются в основном четыре вида аналогии: прямая, символическая, личная и фантастиче­ская.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее схожим из дру­гой области техники или живой природы.

Символическая аналогия (обобщенная, аб­страктная) требует формулировки в парадоксальной форме сути явления или понятия. Например, пламя — видимая теплота; прочность — принудительная целост­ность и т. п.

Личная аналогия представляет собой отожде­ствление себя с исследуемым объектом. Для этого ре­шающий задачу должен вжиться в образ совершенствуе­мого объекта с целью выяснения возникающих при этом ощущений, т. е. «прочувствовать» задачу.

При фантастической аналогии в объект вводятся какие-либо фантастические средства, выполня­ющие то, что требуется по условиям задачи. Например, «волшебная палочка», «золотая рыбка» и т. д.

Исследователи и изобретатели в своей практике дав­но используют физическую и математическую аналогии.

Совершенно сходными являются, например, структу­ры формул для определения силы тяготения и силы электростатического взаимодействия. Аналогия лежит в основе физического и ма­тематического моделирования.

В научно-техническом творчестве обязательно исполь­зуется такой общенаучный метод, как анализ. Широкое распространение в творческой деятельности получил, на­пример, морфологический анализ, состоящий в систематическом исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из закономерностей строения (т. е. морфологии) совершен­ствуемой системы. Метод предусматривает формулировку задачи; составление списка характер­ных параметров (или признаков) объекта. По каждому признаку записы­вают возможные варианты. В заключение необходимо выбрать наиболее прием­лемое решение.

Наиболее целесообразно использовать морфологиче­ский анализ при решении конструкторских задач обще­го плана, проектировании машин и поиске компоновоч­ных или схемных решений. Он может применяться для прогнозирования развития технических систем, при оп­ределении возможности патентования оригинальных комбинаций основных параметров.

Просты и весьма эффективны ассоциативные методы активизации творческого мышления. Основными источниками для генерирования идей служат произвольное перенесение свойств случайно выбранных предметов и явлений на совершенствуемый объект, анализ получаемых ассоциаций (связей) и выбор наиболее рациональных вариантов.

Интерес представляют также методы психологиче­ской активизации коллективной творческой деятель­ности. Одним из них является «мозговая атака» («моз­говой штурм»). Для устра­нения психологических препятствий, вызываемых, на­пример, боязнью критики, процессы выработки идей и их критической оценки в мозговой атаке разделены во вре­мени и проводятся, как правило, разными группами лю­дей. Первая группа только выдвигает различные пред­ложения и варианты решений без критики. В нее жела­тельно включать людей, склонных к абстрагированию, к фантазии. Вторая группа — это «эксперты», выносящие суждение о ценности выдвинутых идей. В ее состав луч­ше включать людей с аналитическим и критическим складом мышления.

Вышеперечисленные методологические средства твор­ческого поиска могут использоваться исследователем в разных сочетаниях и последовательностях.

Оформление и представление результатов исследований.

Результаты законченной научной работы оформляются в виде отчета, статьи, доклада, диссертации и т. д., которые называют научными трудами.При подготовке научных трудов необходимо знание и соблюдение некоторых требований, предъявляемых к содержанию научной рукописи. Особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.Текст рукописи следует делить на абзацы, т. е. на части, начинающиеся с красной строки.Правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием такого деления является смысл написанного - каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. Однако не следует, и отказываться совсем от такого материала, поскольку по нему читатели могут проверить результаты, полученные в исследовании.Весь вспомогательный материал лучше привести в отчете в виде приложения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные ссылки на источники.Необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые должны соответствовать принятым стандартам.

Основными составляющими научного труда являются следующие элементы.

Название (заглавие) работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, так как по нему научная работа будет классифицирована в предметном каталоге.Название работы выносится на титульную страницу. Кроме того, на титульной странице указываются:

- полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в именительном падеже;

- должность, занимаемая автором (авторами) в момент написания работы;

- название учреждения и города, где была выполнена работа;

- год оформления;

- фамилия, должность и ученое звание руководителя.

Оглавление (содержание) работы предназначено для раскрытия в краткой форме содержания работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукописи. Содержание в рукописи помещается либо в начале ее, либо в конце.

Иногда при оформлении научной работы возникает необходимость написать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда:

- чем вызвано его появление;

- когда и где была выполнена работа;

- перечисляются организации и лица, оказывавшие содействие при выполнении данной работы.

Введение, где авторы вводят читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить читателя к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются:

- значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы;

- состояние проблемы на данный момент времени.

Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах научной работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу.

Основная часть работы включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела необходимо представить себе вопросы по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) с соблюдением особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму.

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер либо для всей работы (Таблица 27), либо для данного раздела (главы), например, десятой (Таблица 10.3). Особое внимание надо обратить на заголовки граф таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они означают.

В конце работы как итоговый материал пишутся выводы в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений).В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, показывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться.В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Все источники должны быть описаны и пронумерованы в порядке, принятом в соответствующем ГОСТе.В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилии и инициалы автора, наименование книги, издательство (например, М.: Стройиздат), год издания, объем в страницах (например, 523 с.).Если ссылка дается на журнал, то следует указывать фамилию и инициалы автора, наименование статьи, наименование журнала, год издания, номер журнала и страницы, которые занимает в журнале статья (например, С. 21...30).В каких случаях в начале позиции указываются фамилии авторы, а в каких случаях название, какие знаки препинания ставятся, определяется ГОСТом. Обычно при числе авторов три и менее в начале указываются фамилии авторов. При числе авторов более двух – в начале указывается название.В тексте научной работы достаточно ссылаться только на номер источника, ставя его в прямые скобки.Если требуется ссылка на определенную страницу, то, например, [24, с. 189] означает, что ссылка сделана на страницу 189 работы, которая в списке литературы значится под номером 24.

Список литературы составляется либо по алфавиту по буквам в начале ссылки (при этом вначале указываются русские источники, а затем иностранные), либо по хронологическому признаку. Часто (обычно в статьях) список литературы составляют и по порядку ссылок на литературные источники в данной работе.

Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит 1700... 1800 знаков, печатный лист - 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы.

В научных трудах часто возникает необходимость в конце работы приводить приложения, куда входят вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу (таблице, графику и др.) надо присвоить самостоятельный порядковый номер, который при необходимости можно указать в тексте при ссылке на те, или иные вспомогательные материалы.

Часто о работе приходится готовить аннотацию или реферат.Аннотация - это краткая характеристика научной работы с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация выполняет прежде всего сигнальные функции и должна отвечать на вопрос: «О чем говорится в первичном документе?» Поэтому аннотации включают в себя преимущественно фразы в форме страдательного оборота, где сказуемое выражено глаголом в возвратной форме («рассматривается», «обсуждается», «исследуется» и т. п.) или в пассивной глагольной форме («рассмотрен», «исследован», «доказан» и т. п.).Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат, в отличие от аннотации, выполняет не сигнальную, а познавательную функцию, отвечая на вопрос: «Что говорится в первичном документе?» Поэтому реферат может включать в себя фразы, выраженные любой грамматической формой. Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах.Основные требования к оформлению научно-технического отчета о НИР содержит ГОСТ 7.32-2001.Согласно этому нормативному документу отчет включает в себя:

- аннотацию и реферат с кратким изложением задач исследования и полученных результатов;

- введение с характеристикой отечественных и зарубежных достижений по исследуемой проблеме;

- текст отчета.

В текст отчета входят:

- постановка задачи;

- формулировка технического задания;

- анализ известных методов и способов решения задачи;

- обоснование принятого решения по методам (способам) решения задачи;

- расчеты и результаты экспериментов (приводятся в форме, дающей возможность читателю проанализировать справедливость полученных результатов);

- выводы с сопоставлением и анализом полученных в процессе исследования теоретических и экспериментальных данных;

- заключение с оценкой результатов и указанием путей их использования.

Основной текст отчета делится на разделы (их обозначают цифрами 1, 2,), подразделы ( их обозначают 1.1, 1.2, ……, 2.1, 2.2. …….) и пункты ( 1.1.1, 1.1.2, …….). Нумерация таблиц и рисунков осуществляется в пределах разделов, например, рис. 3.2 – рисунок № 2 раздела 3.

Важным этапом работы над рукописью отчета или другого материала, готовящегося к печати, является редактирование произведения, которое осуществляется первоначально автором при работе над рукописью (авторский этап издательского процесса) и затем редактором (редакционный этап издательского процесса).Основная цель редактирования - это критический анализ предназначенной к изданию работы с целью совершенствования содержания и формы.Важным составляющим элементом рукописи являются иллюстрации. Иллюстрации является изображением, служащим пояснением или дополнением к какому-либо тексту. Ссылку на иллюстрацию помещают в тексте вслед за упоминанием предмета, ставшего объектом изображения. Повторные ссылки на иллюстрации сопровождаются сокращенным словом см. (см. рис. 3.1). Могут быть ссылки и на часть иллюстрации, обозначенную буквой, например: рис. 3.1,в.При редактировании текста необходимо обращать внимание на языково-стилистическую его сторону, то есть на правильность построения фраз и грамматических оборотов, на целесообразность использования тех или иных слов.На первом этапе редактирования проводится первичное редактирование рукописи. На этом этапе рукопись часто многократно переделывается, сокращается и дополняется. Желательно после некоторого промежутка времени заново прочитать свою рукопись и попытаться оценить ее в целом и по частям, как бы с точки зрения читателя (вторая ступень). Следующая ступень - детальное прочтение для выявления ошибок в тексте, соответствия иллюстраций, единообразия терминологии, обозначений и т. д. Только после выполнения всего этого рукопись можно сдавать в издательство.Если работа оформляется в виде статьи в журнал, то она должна быть отправлена в редакцию в законченном виде в соответствии с требованиями, которые обычно публикуются в отдельных номерах журналов в качестве памятки авторам.Объем публикаций зависит от конкретного журнала. Для статей и обзоров он, как правило, не превышает 20...25 страниц текста, для информационных сообщений - 3...5 страниц.

Наши рекомендации