Основные методологические средства научно-технического творчества.
В течение всей человеческой истории ученые и изобретатели прошлого для создания нового использовали малопроизводительный метод «проб и ошибок». Бессистемно перебирая большое количество возможных (мыслимых) вариантов, они находили (иногда!) нужное решение.
При этом, чем сложнее задача, чем выше ее творческий уровень, тем больше возможных вариантов ее решения, тем больше «проб» нужно совершить. В связи с этим творческие находки имели преимущественно случайный характер.
В эпоху современной научно-технической революции потребность в новых технических решениях высокого уровня существенно возросла и продолжает увеличиваться, что постоянно повышает требования к производительности, эффективности и качеству творческого труда.
Одни ученые считают, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация, которая предполагает поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Другие утверждают, что определяющим механизмом творчества является не логика, а интуиция.
Действительно, интуиция нередко помогает в поиске правильного решения. Интуиция имеет материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате длительного накопления знаний в данной области и, следовательно, длительной подготовки. Это, скорее, итог умственной деятельности, чем начало.
Специфический акт творчества — внезапное озарение (инсайт) - заключается в осознании чего-то, всплывшего из глубин подсознания, в схватывании элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задач.
Поиск решения творческой задачи у заинтересованного и квалифицированного ученого всегда продолжается в подсознании, в результате чего могут быть решены самые сложные задачи, причем сам процесс обработки информации при этом не осознается. В сознании отражается лишь результат (если он получен). Поэтому исследователю иногда кажется, что на него ниспослано озарение, что удачная мысль пришла неведомо откуда.
Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение.
Различают три типа воображения:
- логическое воображение (выводит будущее из настоящего путем логических преобразований);
- критическое воображение (ищет, что именно в современной системе несовершенно, и нуждается в изменении);
- творческое воображение (рождает принципиальные новые идеи и представления, опирающиеся на элементы действительности, но не имеющие пока прообразов в реальном мире).
Огромное значение в творчестве имеет использование системных методов (подходов).
Системное исследование технического объекта требует рассмотрения объекта как системы, среды, окружающей объект, надсистемы (в которую среда входит) и ее элементов (подсистем) на разных иерархических уровнях, а также связей, структуры и организации системы (управления, цели). При системном подходе решающее значение следует придавать внутренней организации системы, ее многоуровневости.
Любая система представляет собой комплекс взаимодействий, посредством которых она проявляется как нечто определенное и целостное. Всякое взаимодействие представляет собой процесс обмена систем веществом, энергией, информацией и т. п., имеет переменный характер, противоречие (борьба) периодически чередуется с содействием (сотрудничеством Противоречия выступают в качестве внутреннего импульса, источника движения и развития природы, общества, мышления, техники).
В процессе решения научно-технических задач последовательно выявляются вначале внешние противоречия, а затем внутренние противоречия на все более углубляющемся уровне.
Внешние противоречия предшествуют научно-технической задаче и создают мотивы для ее выявления и решения.
Среди внутренних противоречий (противоречий самой структуры системы) выделяют основные и главные технические и физические противоречия.
Технические противоречия возникают между элементами системы и их частями, между техническими параметрами и свойствами. Они состоят в том, что, например, увеличение мощности полезного агрегата может вызвать недопустимое ухудшение экологической обстановки или требуемое повышение прочности вызывает недопустимое увеличение массы конструкции и т. д.
Физические противоречия состоят в наличии у одного и того же элемента системы (ее мысленной модели) взаимно противоположных физических свойств или функций.
Путь к решению задачи, к созданию качественно новой технической системы, лежит через выявление все более глубоких противоречий и нахождение способов их разрешения.
Приведенные элементы теории познания являются основными методологическими средствами научно-технического творчества. Однако, имеются и некоторые конкретные приемы и методы активизации творческого труда. Рассмотрим некоторые из них.