Система культурно-бытового обслуживания и зоны общественно-деловой застройки

Развитие современного постиндустриального общества неотъемлемо связано с развитием системы культурно-бытового обслуживания как составной части сферы нематериального производства. Современное состояние сферы услуг, предоставляемых населению – отражение качества и условий жилой среды.

Сегодня система культурно-бытового обслуживания Токсовского городского поселения не удовлетворяет современным потребностям общества, так как наблюдается острая нехватка общедоступных учреждений для проведения культурных мероприятий, занятий спортом детей и взрослых, дополнительного образования детей.

Цель проекта – удовлетворение потребности населения Токсовского городского поселения в учреждениях обслуживания с учетом прогнозируемых характеристик социально-экономического развития и согласно существующим социальным нормативам.

Нормирование и определение проектом потребности* в объектах культурно-бытового обслуживания в первую очередь касается социально значимых бюджетно-зависимых отраслей сферы обслуживания (образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, искусства, физкультуры и спорта). Емкость ненормируемых видов, таких как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, формируется под влиянием сбалансированного спроса и предложения, потребность в них в проекте определяется для расчета выделения необходимых территорий общественно-деловых зон.

Основные направления формирования и развития системы культурно-бытового обслуживания в Токсовском городском поселении на перспективу определяются особенностями положения его в системе расселения, его функциональной ролью. Непосредственная близость и достаточно удобная транспортная доступность до Санкт-Петербурга позволяют прогнозировать, что как в настоящее время, так и в перспективе жители муниципального образования будут пользоваться объектами эпизодического спроса Санкт-Петербурга – уникальными учебными заведениями, учреждениями культуры мирового значения, медицинскими учреждениями высокого класса.

В то же время для жителей Санкт-Петербурга Токсовское городское поселение останется чрезвычайно привлекательным с точки зрения рекреационного использования как для кратковременного отдыха (загородные прогулки), сезонного проживания (садово-дачные кооперативы), так и для активного отдыха в специализированных спортивных, туристических и прочих рекреационных центрах поселения.

В системе межселенного обслуживания на базе г.п. Токсово должен быть сформирован комплекс объектов периодического спроса** (подчеркнуты объекты, отсутствующие на современном этапе):

­ административно-управленческие организации, отделения связи, милиции, банков, юридические и нотариальные конторы, жилищно-коммунальные службы,

­ объекты дополнительного образования детей,

­ учреждения клубного типа, центральная библиотека,

­ участковая больница, поликлиники для взрослых и детей, подстанция скорой помощи, аптеки,

­ центр социальной помощи семье и детям,

­ стадионы, спортивные комплексы,бассейны, детские спортивные школы,

­ торговые центры, предприятия торговли, ярмарки, предприятия общественного питания.

­ предприятия бытового обслуживания, прачечные-химчистки самообслуживания, бани, пожарные депо, общественные туалеты

Помимо этого, на территории Токсовского городского поселения сегодня и в перспективе будут размещаться спортивные, туристические, рекреационные и прочие виды обслуживания не только местного населения, но и населения Санкт-Петербурга.

В д. Рапполово и п. Новое Токсово, с учетом прогнозного увеличения численности населения, должны располагаться объекты повседневного спроса:

­ отделение связи, банка, предприятия ЖКХ, опорный пункт охраны порядка,

­ учреждения общего и дошкольного образования,

­ объекты культуры клубного типа, филиалы библиотек,

­ фельдшерско-акушерские пункты, аптеки,

­ стадион, спортивный зал,

­ магазины продовольственных и промышленных товаров повседневного спроса, пункты общественного питания,

­ предприятия бытового обслуживания, приемные пункты прачечных-химчисток, бани.

В д. Кавголово необходимо размещение объектов первой необходимости – объектов торговли, спортивных площадок. Основные услуги объектов повседневного спроса жители д. Кавголово смогут получать в д. Рапполово, расположенной в 2,5 км.

Обслуживание жителей д. Аудио будет полностью обеспечено за счет объектов, расположенных в г.п. Токсово.

Значительное влияние на проектирование системы социальной инфраструктуры в Токсовском городском поселении оказывает наличие большого контингента сезонного населения. Дополнительный спрос со стороны сезонного населения вызывает необходимость расширения учреждений культурно-бытового обслуживания. Предоставление услуг возможно на платных условиях.

В соответствии со Схемой территориального планирования Всеволожского муниципального района Ленинградской области предлагается увеличение нормативной ёмкости учреждений образования, культуры, спорта за счет 20% охвата сезонного населения, проживающего в жилых функциональных зонах (учтено в расчетах – см. таблицу 5.2). Дополнительная потребность также возникает в объектах потребительского рынка.

В сферу полномочий Токсовского городского поселения в рамках организации культурно-бытового обслуживания согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит:

- организация библиотечного обслуживания населения,

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры,

- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта,

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения,

- создание музеев поселения.

При этом организация дошкольного, общего и дополнительного образования, организация оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях – находится в полномочиях Всеволожского муниципального района.

Таким образом, расчеты по развитию системы образования, здравоохранения, социальной защиты в Токсовском городском поселении носят рекомендательный характер и утверждаются на уровне Схемы территориального планирования Всеволожского муниципального района. В Генеральном плане Токсовского городского поселения данные расчеты выполнены как неотъемлемая часть прогноза развития системы культурно-бытового обслуживания, а также определены возможные площадки размещения объектов образования, здравоохранения, культуры на территории муниципального образования.

Учреждения образования:

В системе общего образования работают детские сады, школы, школы искусств, дома детского творчества и другие учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение высокого уровня образованности детей и подростков.

В структуру системы образования Токсовского городского поселения входят следующие муниципальные объекты местного (районного) значения:

- МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19» г.п. Токсово (лицензионная мощность – 180 мест, амортизационный износ здания 26%),

- МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» д. Рапполово (80 мест, 51%)

- МОУ «Токсовская средняя общеобразовательная школа» г.п. Токсово (762 места, 68%)

- МОУ «Лехтусинская начальная общеобразовательная школа» – военный городок Лехтуси (построенная на внебюджетные средства Космических войск в 2006 г.).

Также на территории военного городка Лехтуси расположен детский сад, находящийся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.

На сегодня население Токсовского городского поселения полностью обеспечено учреждениями общего образования, вместе с этим отмечается нехватка мест в учреждениях дошкольного образования, в том числе с учётом сезонного населения, проживающего в жилых функциональных зонах в населенных пунктах Токсовского городского поселения.

Важным минусом системы образования в Токсовском городском поселении является отсутствие полноценного учреждения дополнительного образования, расположенного в отдельно стоящем здании.

На перспективу увеличение численности населения муниципального образования потребует нового строительства учреждений общего образования на территории Токсовского городского поселения.

Важный аспект при размещении новых школ и детских садов – соблюдение нормативно требуемых радиусов пешеходной доступности в зависимости от типа застройки (300–500 метров для детских садов, 500-750 метров для школ). Так в условиях развития индивидуального жилищного строительства детские дошкольные учреждения должны быть небольшой вместимости и максимально приближены к месту проживания.

Наши рекомендации