Методическая разработка занятия «МАЙКА ЛИДЕРА»
(МОУ СОШ № 3 г. Лысково)
____________________________________________________________
Цель: познакомить с основными стилями работы лидера.
Задачи:
- развитие творческих и организаторских способностей;
- формирование навыков коллективной деятельности.
Реквизит:
- часы с секундной стрелкой;
- три фигуры (солнышки) оранжевого, зеленого и голубого цвета;
- большой белый лист с нарисованной в центре «Майкой лидера»;
- части от майки (зеленые): два рукава и подол (разрезанные так чтобы в середине получился треугольник);
- бумага, фломастеры;
- карточки со стилями работы лидера;
- три майки с написанными на них буками (рукава - А.Б, подол - вариант В);
- три майки с разноцветными деталями (рукав красный, рукав желтый, подол зеленый).
Участники: 3 команды по 5 – 7 человек.
Ход занятия:
Упражнение «Моя минутка»
Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Лидеру нужно и то, и другое. Прошу всех сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и по моему сигналу начать отсчитывать 1 минуту.
Результат от 57 до 63 свидетельствует о высокой работоспособности.
Сегодня мы погорим о том кто такой лидер, какими он обладает качествами, и о стилях работы лидера.
Деление на группы
Посмотрите на стены. На них висят солнышки разного цвета. Пожалуйста, подойдите к той цветной фигуре, которая в данный момент отвечает вашему эмоциональному состоянию.
Ученые доказали, что каждый цвет оказывает на человека определенное психофизическое воздействие:
- оранжевый – помогает несколько согреться, активизировать свою деятельность;
- зеленый – позволяет успокоиться, отдохнуть;
- голубой – вызывает ощущение прохлады.
Вы определились с выбором фигуры, и у нас образовались группы. Вы сейчас рядом с тем, кто чувствует себя примерно так же, как и вы. Поэтому вам легче будет найти общий язык. (Всех участников рассаживают в круги.)
Представьте, что вы в «Майке лидера». Представили? Какого она цвета, и что на ней будет написано или нарисовано, решите вы сами. Вам дается 2 минуты. (Участникам занятия раздаются части от майки (два рукава и подол майки), фломастеры.)
Итак, объясните выбор цвета, что написано или нарисовано и почему?
У нас на стенде - одна большая бесцветная «Майка лидера». Давайте соберем ее детали и придадим ей цвет. (Собирается общая «Майка лидера» путем наклеивания деталей на трафарет «Майки». В результате в середине получается галстук.)
Лидер – это человек способный повести за собой, побудить интерес к делу. А какими качествами должен обладать Лидер? Подумайте и в течение 2 минут выберите 3 самых главных качества.
Качества: активность, инициативность, общительность, наблюдательность, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность и др.
Игровая минутка
На столе лежат предметы. Выберите 3 любых предмета. А теперь, используя эти предметы, придумайте игру.
Как вы сами уже могли убедиться на личном опыте, чтобы организовать дело, лидеры, в том числе и вы, пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие предпочитают уговаривать, третьи – увлекать собственным примером, четвертые – прежде чем начать дело, обсуждают его с другими.
Частое повторение одних и тех же приемов, способов воздействия отражает стили работы лидера. (Ребятам называются стили, и предлагается рассказать о них, основываясь лишь на названии.)
- «Разящие стрелы» – руководитель единолично принимает решения, настойчиво добивается его выполнения.
- «Плывущий плот» - плывет по течению.
- «Снующий челнок» - мечется, уговаривает.
- «Возвращающийся бумеранг» - предлагает вариант, выслушивает мнения, совещается.
(Группы получают карточки с одним из стилей, на оборотной стороне написано задание:
А) какие, по – вашему, качества присущи данному лидеру;
Б) какие способы вовлечения людей в организуемую им деятельность он использует;
В) каковы положительные и отрицательные стороны данного стиля.
(Раздаются «Майки лидера», на рукавах которых выделено место под вариант ответа А и Б, на подоле В. Время 5 минут.)
После выполнения задания проводится защита своей «Майки лидера».
Подведение итогов
Вы сами раскрыли как положительные, так и отрицательные стороны каждого из стилей. Конечно, нужно учитывать, при каких обстоятельствах один способ может принести успех, а какой подведет.
Успех лидера – организатора во много зависит от того, каков его авторитет в коллективе, какие он устанавливает взаимоотношения, как использует права, предоставленные ему.
Давайте подведем итог:
- что запомнили?
- чему научились?
А теперь подойдите к солнышку вашего настроения. Оставьте на нем автограф и название вашей группы.