Изыскания мостового перехода
В подготовительный период собираются и изучаются материалы, характеризующие район расположения мостового перехода и режим данного водотока. При проектировании трассы железной дороги на основе картографического материала (камерального трассирования) назначается место пересечения трассы дороги и водотока. Намечаются возможные варианты положения перехода. Основой для решения этих вопросов служат карты района проектирования масштаба не мельче 1:100 000. Для окончательного решения по определению места перехода производится комбинированное трассирование, т.е. определенное положение перехода при камеральном (по картам) трассировании уточняется непосредственно на месте, в полевых условиях.
Устройство мостового перехода не должно вызвать каких-либо ухудшений режима реки. Основными характеристиками реки являются расход воды, форма и строение русла. Поэтому при изысканиях мостовых переходов основное внимание должно быть направлено на выявление возможных максимальных расходов воды, русловых деформаций и их возможных изменений при возведении на реке того или иного инженерного сооружения. Выбор места перехода является важнейшей задачей. Для
обеспечения всех необходимых требований, предъявляемых к мостовому переходу, и выявления всех исходных данных, необходимых для проектирования сооружения, при изысканиях мостовых переходов выполняют следующие работы: топографические съемки, гидрологические обследования реки, гидрометрические работы, инженерно-геологические обследования.
Топографо-геодезические работы на изысканиях мостовых переходов производятся с целью выявления рельефа и ситуации речной долины для обоснования выбора места перехода и проектирования инженерных сооружений на нем. Они включают в себя: съемки генерального плана мостового перехода в границах разлива с запасом 1—2 м над уровнем высоких вод вдоль долины реки вверх по течению на 1—1,5 ширины разлива и вниз по течению на 0,7—1,0 ширины разлива; съемки детальных планов полосы, непосредственно прилегающей к оси перехода, на всю ширину разлива реки поперек ее долины и вдоль реки на 1—1,5 длины отверстия моста выше и ниже по течению. Масштаб съемки генеральных планов мостовых переходов больших рек принимается от 1:10000 до 1:25 000, для средних рек — от 1:5000 до 1:10 000. Масштаб съемки детальных планов принимается от 1:1000 до 1:2000 с сечением горизонталей 1 или 0,5 м. Для съемки генеральных планов мостовых переходов больших рек применяется аэрофотосъемка.
Инженерно-гидрологические обследования производятся с целью изучения режима реки и определения необходимых расчетных данных для проектирования сооружений мостового перехода. Для ответственных мостовых переходов, независимо от степени изученности реки, наряду с полевыми обследованиями важное значение имеет экспериментальное изучение ожидаемых русловых процессов и выявление условий проектирования мостовых переходов на крупномасштабных моделях. Такое гидравлическое моделирование в сложных случаях производится совместно с соответствующими научными учреждениями.
Гидрометрические работы на изысканиях мостовых переходов включают съемку живых сечений и комплекс измерений, характеризующих режим данного водотока: наблюдения за уровнями воды, измерение скоростей и уклонов поверхности воды, установление режима судоходства и ледового режима.
Промеры глубин водотока для получения поперечных (живых) сечений, если глубина водотока не превышает 4—6 м, производят гидрометрической штангой (шест с делениями), при больших глубинах применяется лот-линь (мягкий стальной трос с разметкой через 0,1 м и грузом на
конце). При промерах с лодки, находящейся в снимаемом створе, ее положение засекают теодолитом, установленным на берегу (засеченном пункте). При известном базисе (расстояние от створа до теодолита) и угле α определяют расстояния между точками промера глубин. Абсолютные отметки дна русла определяют по отметке уреза воды и данным промера глубин на мостовом переходе.
На больших реках глубины определяют с помощью эхолотов. Принцип действия эхолота основан на измерении времени, необходимого для прохождения ультразвукового импульса от излучателя до дна реки и обратно к приемнику. Для наблюдения за уровнем воды на обоих берегах реки устанавливают временные водомерные посты в виде водомерных реек. Наблюдение за уровнем воды производят не менее трех раз в сутки в одни и те же часы. На основании журнала наблюдений составляют график колебания уровней воды за время работы гидрометрической партии.
Одним из важных элементов гидрометрических работ является измерение скорости водного потока, от которой зависит расход воды в реке. Скорости течения определяют гидрометрическими вертушками или поплавками. Вертушка может опускаться на любую глубину и показывать скорости на разных глубинах. Поплавок представляет собой деревянный диск диаметром 25 см и толщиной 5 см. В центре диска укрепляется стержень с белым флажком высотой 15 см; для придания поплавку устойчивости в ветреную погоду к нему прикрепляют небольшой груз.
Инженерно-геологические исследования проводятся для того, чтобы установить геологические условия и получить геологический разрез в месте перехода. В зависимости от результатов инженерно-геологических исследований решаются такие вопросы, как выбор оснований под опоры, глубина заложения опор, назначение допустимой скорости течения под мостом и размеров допускаемого размыва русла под мостом. При геологических исследованиях изыскиваются также местные строительные материалы.
2.4. Выбор типа и определение размеров малых водопропускных сооружений
При необходимости пропуска периодического водотока через тело железнодорожной насыпи применяются:
• железобетонные круглые трубы;
• железобетонные и бетонные прямоугольные трубы с плоскими железобетонными перекрытиями;
• мосты малых отверстий.
При необходимости пропуска водотока через выемку применяются:
• дюкеры;
• акведуки.
Выбор типа малого искусственного сооружения зависит в основном от следующих факторов:
• потребной водопропускной способности сооружения;
• высоты насыпи (или глубины выемки);
• сроков строительства;
• наличия строительных материалов, годных для постройки искусственного сооружения.
Водопропускная способность искусственных сооружений является определяющим фактором при выборе их типа.
Круглые железобетонные трубы изготавливают диаметром от 1 до 2,5 м. Круглая железобетонная труба диаметром 2,5 м имеет пропускную способность 15 м3/с. Кроме того, трубы могут устраиваться двух- и трехочковыми. При этом водопропускная способность трубы, соответственно, удваивается или утраивается.
Прямоугольные бетонные трубы изготавливают отверстием от 2,0 до 6,0 м. Прямоугольная труба отверстием 2,0 м пропускает расход 26,0 м3/с, а труба отверстием 6,0 м — расход 78 м3/с; такая двухочковая труба будет иметь водопропускную способность равную 156 м3/с.
При требуемой пропускной способности больше 156 м3/с только мост может обеспечить пропуск пересекаемого водотока.
Водопропускная способность труб под железнодорожными насыпями существенно зависит от режима работы трубы (рис. 2.13). В зависи-
Рис. 2.13. Схемы режимов протекания воды в трубах:
а — безнапорного; б — полунапорного; в — напорного при необтекаемом
оголовке; г — напорного при обтекаемом оголовке; b — ширина основной
площадки земляного полотна; l — длина трубы
мости от режима работы трубы делятся на безнапорные, работающие неполным сечением; полунапорные, работающие полным сечением на входе и неполным на остальном протяжении трубы; напорные, работающие полным сечением на всем протяжении трубы. Наибольшая пропускная способность трубы обеспечивается напорным режимом. Возможность работы трубы при том или другом режиме зависит от величины подпора, формы и размеров отверстия и типа оголовков.
Трубы и малые мосты изменяют режим естественного водотока (стесняют его), в результате чего перед трубами горизонт воды повышается, а аккумулируемая в русле вода образует перед сооружением пруд, что обеспечивает более или менее значительный подпор воды.
На основе многолетнего опыта проектирования железных дорог современными нормами установлено, что гидравлические расчеты малых мостов и труб, а также насыпей на подходах к ним, должны производиться по двум расходам и соответствующим уровням воды — расчетному и наибольшему. Расчетным расходом называется расход повторяемостью один раз в 100 лет. На пропуск этого расхода и определяется отверстие сооружения. Наибольшим расходом называется расход больший, чем расчетный, с меньшей повторяемостью (один раз в 300 лет). На пропуск этого расхода проверяется высота насыпи на подходах к сооружению и сохранность элементов сооружения.
В соответствии со СНиП 2.05.03-84 расчетный расход принимается для дорог I и II категорий вероятной повторяемостью 1 раз в 100 лет (Q100), а для дорог III и IV категорий — 1 раз в 50 лет (Q50). Наибольший расход, на пропуск которого производятся поверочные расчеты, гарантирующие безопасность и бесперебойность движения поездов, для дорог всех категорий принимается с вероятной повторяемостью 1 раз в 300 лет (Q300).
В пределах водопропускных искусственных сооружений профиль и план пути должны быть запроектированы так, чтобы обеспечивался беспрепятственный пропуск паводковых вод, не допускалась возможность размыва и затопления земляного полотна и были созданы благоприятные условия постройки и эксплуатации искусственного сооружения.
Идеальными условиями являются следующие: искусственные сооружения размещаются в плане на прямой, в профиле — на горизонтальной площадке, ось искусственного сооружения располагается под прямым углом к направлению струй воды в водотоке.
Что касается беспрепятственного пропуска высоких вод и недопущения затопления земляного полотна в пределах искусственных сооружений и на подходах к ним, то вопрос этот решается различно для мостов и труб.
Для мостов (рис. 2.14) отметка бровки насыпи (H min) должна быть не меньше наибольшей, полученной из расчета по следующим формулам:
Н >Н 1:300+ а' +с -d(м),
Н >Н +а +с-d(м),
где Н 1:300 — отметка наивысшего уровня высоких вод с учетом подпора (ГВВ);
d — возвышение низа пролетных строений над ГВВ;
с — расстояние от низа пролетных строений до подошвы рельса;
Нрасч — отметка расчетного уровня воды, т.е. уровня, соответствующего расходу повторяемостью один раз в 100 лет для дорог I и II категорий и повторяемостью один раз в 50 лет для дорог III и IV категорий;
а — возвышение низа пролетных строений над расчетным уровнем воды;
d — расстояние от подошвы рельса до бровки основной площадки земляно-
полотна. |
го
Для балочных мостов через несудоходные и несплавные реки при глубине подпертой воды до 1 м и менее:
а = 0,50 м; d = 0,25 м;
при глубине более 1 м:
а = 0,75 м; d = 0,25 м.
Высоты насыпи, минимально необходимые для размещения труб, зависят от их типа и отверстия. Минимальная требуемая высота насыпи
Рис. 2.14. Наименьшая требуемая высота насыпи у моста
по конструктивному условию равна расстоянию от обреза фундамента до бровки земляного полотна и складывается из высоты трубы и толщины слоя засыпки трубы, обеспечивающей сохранность трубы и ее изоляции с учетом толщины балластной призмы. Толщина засыпки должна быть менее 1 м. Минимальная требуемая высота насыпи по гидравлическому условию определяется по формуле
Н >h300 +0,5. где Н — наименьшая требуемая высота насыпи по гидравлическому условию;
h 300 — величина подпора при наибольшем расходе воды повторяемостью 1 раз в 300 лет;
0,5 — запас по СНиП.