Подземный мир Самары в легендах
Современный подземный мир Самары задаётся геологической структурой водораздела рек Волги и Самарки, определяется обилием грунтовых вод, водонасыщенными песчаными линзами с плывунными свойствами, плотными водонепроницаемыми глинами и часто встречающимися включениями скальных пород. Всё это мало учитывает современная мифология подземного мира Самары — она ориентирована на следующую хронологию развития города.
*Первый этап* — изначально (геологические) образовавшиеся пещеры-пустоты. Возможно, их использовали уже люди каменного века. Частично сохранившимся представителем данных пустот ныне является известная пещера братье Греве, расположенная в районе современного посёлка Управленческий; и неизвестная легендарная пещера Тёпленькая, по рассказам расположенная где-то в районе ул. Пензенской или ул. Аэродромной.
*Второй этап* — пещеры-убежища — их использовали с конца ледниковой эпохи по 1586 год. Вероятно, не сохранившиеся к настоящему времени пещеры, по рассказам располагались в районе ул. Некрасовской, ул. Самарской, Куйбышевской площади и Томашева Колка.
*Третий этап* — с 1586 по 1700 годы. На месте потайного подземного скита праведных отшельников строится крепость Самара, имеющая обширную подземную часть. Из сообщаемого наиболее загадочна — так называемая Самарская Водобойня — подземный канал, соединяющий реки Самарку и Волгу (или Самарку и один из рукавов Волги?). Вероятное время строительства — 1638-1670 годы, ориентация канала вдоль Карбюраторной улицы. Карстовые образования — на улице Аэродромной, Пензенской и в районе реки Самары.
По архивным данным устанавливаются значительные карстовые пустоты в районе посёлка Кузнецова, где они использовались под скотомогильник.
Путеводители по городу Куйбышеву шестидесятых годов указывают существование старых каменоломен в Советском районе — напротив Толерубежного завода, вдоль реки Волги от первой просеки до района Поляны Фрунзе, в районе Томашева Колка.
Вдоль улицы Чернореченской предполагается наличие небольшой подземной реки. Там грунтовые воды располагаются в 0,7-1,0 метрах от поверхности земли. В среднем по городу грунтовые воды фиксируются на глубине 10-20 метров.
*Четвёртый этап* — с 1703 по 1905 год. Разрабатываются несколько каменоломен вдоль реки Самары. С 1703 по 1706 заново отстроены общегородские укрепления, проложен легендарный тоннель вдоль ул. Ленинградской.
С 1709 по 1741 годы — возможно ведётся подземное строительство администрацией Оренбургской экспедиции. (По легенде в их подземельях запрятан архив Татищева).
После "кризиса" 1765-1793 годов активное подземное строительство не ведётся, имеющиеся пустоты используются как "холерные кладбища" и "мусорные ямы", наиболее известна Видиньевская яма, находившаяся в районе посёлка Кузнецовых.
С 1804 по 1822 годы возрождается активное подземное монастырское и купеческое строительство (транспортные тоннели), для этих целей используются улицы Вилоновская, Венцека, Ульяновская и Чапаевская.
*Пятый этап* — с 1901 по 1917 годы — строительство уникальной подземной городской канализационной системы (вдоль рек Самарки и Волги), упорядочение городского подземного мира и активное использование городских каменоломен.
С 1913 года по 1967 год в городе было проложено канализационных коллекторов и сетей с 31,3 км до 384,8 км. Глубина их размещения к концу XX века достигала 28-30 м. Подобное строительство было продолжено и в последующие годы.
*Шестой этап* — с 1917 по 1953 годы — перестройка существующих подземных пустот и строительство новых спецслужбами НКВД. Наиболее известен так называемый Бункер Сталина в районе современной Площади Куйбышева (принят Государственной комиссией 16.12.1942). Известно несколько "бункеров" (ныне разрушены?) в районе ул. Водников. К этому же времени относят строительство первого легендарного "Самарского Метро", по рассказам проложенного вдоль ул. Куйбышева и соединяющего Хлебную площадь с посёлком Красная Глинка. Комплекс подземных сооружений в районе посёлка "Лагерный" на месте современного парка "Гагарина".
*Седьмой этап* — с 1953 по начало 90-х годов XX века. Возведение при различных заводах и предприятиях противоатомных убежищ и укрытий; активное строительство городских подземных коллекторов. В 1968 году был "запрос" Метрогипроекттранса на строительство Куйбышевского метро. В 1969 году появилось очень странное предложение — пневмопоезд, движущийся в специальной трубе по громадной наземной эстакаде за счёт перепада давления в несколько атмосфер на концевых участках трассы. Такая абстрактная идея, разумеется, не могла даже обсуждаться хотя бы потому, что в СССР вовсе не существовало производства подобной техники (51). (В 1886 году в Нью-Йорке была построена надземная, на металлической эстакаде, городская железнодорожная линия на канатной тяге.)
*Восьмой этап* — с начала 90-х по настоящее время. Строительство ныне действующего метро. Первый участок — в 5 км с четырьмя пассажирскими станциями — 1980-1987 годы. Второй участок — 4 км с тремя станциями — 1987-1993 годы. В настоящее время линия метрополитена с семью станциями имеет общую протяжённость 8,125 км и до настоящего времени ведутся работы по созданию ещё двух станций — "Московской" (частично введена в эксплуатацию в январе 2003 г.) и "Российской" (52).
Активная ликвидация (в ходе новой волны городского строительства) ставших бесхозными (в ходе перестройки) и случайно вскрытых старых городских подземных сооружений.
Бункер в Жигулях
Существует легенда, что в конце 30-х годов в Жигулёвских горах была возведена неприступная крепость легендарная "Белая Цитадель", оснащённая по последнему слову науки и техники своего времени. В крепости находились всевозможные экспериментальные образцы наступательно оборонительного вооружения, а также специалисты для их обслуживания.
В результате аварии на одной из таких опытных установок (проект "Зыбь") произошла катастрофа, сделавшая часть крепости недоступной. (Согласно легенде часть крепости была выброшена из своего пространства-времени. Ход времени там исказился, и теперь лишь в какие-то редкие моменты возможен контакт крепости и нашего мира).
Вероятно, крепость "Белая Цитадель" — это современная легенда, но что же породило её?
В архиве авторов имеется несколько сообщений о случайных находках в Жигулях так называемых "схронов". Например:
"Шли по лесу и едва не провалились в узкую щель, скрытую в траве. Щель была тёмная и глубокая. Из неё ощутимо тянуло холодом и сыростью. Сверху ничего не было видно. Посветили фонарём и спустились по верёвке. Под щелью была куча земли вперемешку с пожухлыми листьями. Дыра в потолке была не то вентиляционным колодцем, не то просто пробоиной. Коридор был длинный с мокрыми шершавыми стенами. Воздух тяжёлый, застоявшийся. Прошли немного. Там дальше в стене были вроде как металлические двери, закрытые. Стало страшно, вернулись назад к дыре..."
Другое место, другой рассказ:
"В лесу наткнулись на большую плиту. Она вроде как на полозьях ездила. Под плитой щель была полу прикрытая. Мы плиту ещё сдвинули, чтобы пролезть можно было. Там лестница деревянная была. Внизу большая пустая комната. Стены из огромных брёвен сложены. Вдоль стен нары из досок. В центре комнаты старый деревянный стол стоит и в нише, в стене, вроде как истлевшие полушубки висят. Всё старое, грибками и плесенью покрытое. Мы решили, что тут раньше браконьеры скрывались. И назад выбрались поскорее".
Рассказывают о "квадратном колодце", найденном "поисковиками" на склоне одного из жигулёвских холмов, среди остатков старых лагерных фундаментов. Вдоль одной из его стен вниз уходили две толстенные трубы, вдоль другой опускалась лестница, похожая на корабельный трап. Места между стеной и трапом оставалось очень мало — узкая щель. К тому же она была основательно забита каким-то дурно пахнущим мусором.
Возможно именно эти рассказы и питают легенду о "Белой Цитадели"?
Например, странствуя по жигулёвским лесам можно совсем неожиданно наткнуться на старый капонир или заросший вход в бетонный бункер. При входе в один из них ещё можно различить полустёртую надпись: "Стой! Оставь личное оружие при входе". Дальше проход упирается в тупик. Пол залит водой. Но по рассказам где-то в этих местах, если конечно повезёт, можно обнаружить старые дизельные генераторы "Сталинец" или какие-либо другие машины непонятного назначения. Технические коридоры обслуживания, где перемещаться можно лишь согнувшись. Вдоль стен и по потолку проложено множество сегодня уже ржавых труб различного диаметра. Стены этих помещений "украшены" разводкой проводов, трубами и вентилями, лопнувшими плафонами осветительных фонарей; иногда здесь даже есть прожекторные установки. В холмы надёжно вкопаны цистерны для хранения мазута и какие-то распределительные коробки с забытыми системами управления из множества разнокалиберных рычагов... Но это всё — обычно только рассказы. Хотя стоит помнить, что даже в Самаре Бункер Сталина до 1991 года был так тщательно засекречен, что открытие там "Музея" стало настоящей сенсацией...
Считается, что одним из самых весомых проявлений легенды о "Крепости в Жигулях" могут служить штольни Верблюд-горы и проходы горы Серной. Здесь входы в подземелье идут через каждые двести-триста метров. Темно, холодно. Кое-где из потолка торчат крючья с останками разбитых изоляторов. Сорванные с места, согнутые вдвое, скрюченные винтом ржавые рельсы... В одной из этих многочисленных штолен авторы статьи "Сюрпризы Верблюд Горы" обнаружили огромную крышку люка — почти метр в диаметре весом около центнера... Дальше решётки и насквозь прогнившие крепёжные столбы. Входы в штольни Серной горы в большинстве своём взорваны (53).
В 1996 году "Самарская Газета" провела небольшое расследование и выдала серию статей "Каменный крейсер Жигулёвских гор". При разработке темы было обнаружено лишь несколько косвенных документов:
"Телеграмма N 76 от 29 июня 1949 года. "Согласно постановления Совета Министров СССР N 1841 от 7 мая 1949 о ликвидации аппарата уполномоченного Госплана СССР по Куйбышевской области — прошу обеспечить контроль за передачей имущества, матценностей, денежных средств и всей документации, числящейся за объектом Особого строительства в районе посёлка Ширяево, Зольное, Гаврилова Поляна Жигулёвский район Куйбышевской области". Подписано — "Уполномоченный Госплана СССР В.Шелястин."
Другой документ: Предписание "НКО, Главное управление контрразведки "Смерш". Сов. секретно. 18 августа 1945 года. Начальнику внутренней тюрьмы НКГБ СССР полковнику Госбезопасности тов. Миронову "Выделить для проведения строительных работ (Особстроя) на территории Куйбышевской области имеющих свою специфику — особо подготовленных специалистов из числа С-Н, не содержащихся на положении особого контингента" (54).
Финансовая отчётность о затратах на "подготовительные работы" по возведению "оборонительных сооружений" в октябре 1941 года — 130 миллионов рублей, силами 4-й сапёрной армии под руководством генерала С.Круглова, заместителя наркома НКВД и члена ЦК КПСС.
"В урочище Верхние Елгуши, на большой Г-образной поляне, рядом с сосновым бором, можно найти следы окопов для орудий, скорее всего здесь во время войны в 1941-1942 годах была расположена зенитная батарея для защиты города Куйбышева и его окрестностей от возможных налётов. Ручей (длиной около 2 км), протекающий в 300 м от окопов, полностью обеспечивал воинскую часть хорошей питьевой водой..." (55).
Другое свидетельство интереса военных к Жигулям принадлежит известному советскому учёному В.В.Налимову. Оно приводится в его автобиографической книге "Канатоходец", где он пишет:
"В 47-48 годах я был начальником геофизического треста, работал на Самарской дуге, проводили геофизические замеры. Вдруг узнаю: "Секретный приказ — очистить область от ненадёжных элементов. В случае войны самому Генералиссимусу уготовано безопасное место именно в Самаре" (56).
В художественной литературе образ подземной крепости в Жигулях можно найти в романах: Т.Клэнси "Охота за Красным Октябрём", М.Гир "Звёздный Удар", Э.Тополь "Ловушка для Горби", наиболее подробно этот сюжет использован в книге В.Суворова "Контроль":
"По приказу Сталина с февраля 1933 года шло строительство подземного города в монолитной скале Жигулёвских гор".
Виктор Суворов (настоящее имя В.Б.Резун, бывший офицер разведывательного управления штаба военного округа) в своей книге "Ледокол" пишет:
"Только в ходе войны выяснилось, что в качестве запасной столицы был подготовлен не Свердловск, а Куйбышев, куда в критической обстановке перебрались многие правительственные учреждения Советского Союза и иностранные посольства. Но и Куйбышев — это не вся правда, а только полуправда. В Куйбышеве были сосредоточены те учреждения, потеря которых не оказывала влияния на устойчивость военно-политического руководства страной.
Верховный Совет с "президентом" М.Калининым, второстепенные наркоматы, посольства. Все важнейшие учреждения находились рядом, но не в Куйбышеве, а в гигантских подземных тоннелях, вырубленных в скалах Жигулей. Перед войной строительство этого гиганта было замаскировано строительством другого гиганта -Куйбышевской ГЭС" (57).
До второй мировой войны в Жигулях начались грандиозные и секретные работы по сооружению огромного бункера для правительства на случай войны. Работы для маскировки прикрывались камнедобычей и строительством ГЭС.
Подобная история почему-то характерна и для строительства Рыбинского гидроузла. Сначала, как известно, этот гидроузел намечено было построить в более удобном месте на Волге чуть выше Ярославля. Работы были начаты... И вот что сообщает путеводитель по Волге 1947 года:
"...удивительно — когда все расчёты по Ярославскому гидроузлу были закончены, группа молодых инженеров обратилась к товарищу Сталину с письмом, представив ему новый проект, по которому Рыбинск и пространство между рекой Мологой и рекой Шексной не затопляются. Товарищ Сталин со свойственной ему чуткостью и вниманием отнёсся к этому предложению. По его указанию были вновь проверены все данные, подтверждающие огромное преимущество нового проекта, и правительство решило строительство Ярославского гидроузла прекратить (как и Самарского), а строить вместо него Рыбинский" (58).
"Линия Сталина"
Известно, что в 30-х годах в СССР было развёрнуто массовое подземное строительство. Только вдоль "старой западной границы" возводилось 13 укреплённых районов (УРов). Каждый УР занимал район в 100-180 км по фронту и 30-50 км в глубину. Это была комплексная система подземных железобетонных помещений для складов, электростанций, госпиталей, командных пунктов, узлов связи и аэродромов. Подземные сооружения соединялись сложной системой тоннелей, галерей, перекрытых ходов сообщений. Каждый УР мог самостоятельно вести боевые действия в условиях полной изоляции. Эта полоса укреплённых районов получила неофициальное название — Линия Сталина.
Кроме железобетона на строительстве оборонительной системы использовалось много специальной броневой стали, а также запорожский и черкасский граниты...
Линия Сталина возводилась не только на далёких западных рубежах.
Так, например, в Москве в 1933 году начинают и к 1936 году заканчивают строительство Бункера Генштаба. Это настоящее "каменное яйцо", со всех сторон окружённое плывунами и "прикрытое" четырёхметровым железобетонным "тюфяком" общей площадью тысяча квадратных метров.
В основном Линия Сталина была закончена к 1938 году, когда было принято решение по её усилению за счёт строительства тяжёлых артиллерийских капониров. Также было начато строительство ещё 8 новых укрепрайонов — УРов. За один год было забетонировано более тысячи боевых сооружений, где самый маленький дот — это железобетонный монолит весом 350 тонн, врытый в землю "по самые глаза", а поверх были навалены гранитные глыбы. Всё это засыпано землёй, на которой уже проросли деревья для дополнительной защиты и маскировки. А вокруг — рвы и искусственные пруды...
Согласно непроверенной информации в 1936 году в различных районах страны, по указанию маршала М.Н.Тухачевского (родился — 04.02.1893, с 1935 — маршал СССР, репрессирован — 11.06.1937) — было возведено несколько подземных аэродромов. Их основу представлял огромный железобетонный цилиндр, заглублённый в грунт. В нём по периметру на вагонетках, двигавшихся по кругу, размещались лёгкие истребители. В центре цилиндра располагался склад запасных частей и ремонтные мастерские. Рядом, в системе горизонтальных штолен, ориентированных в форме ёлочного ствола, располагались несколько тяжёлых бомбардировщиков.
Предполагается, что оборонительный жигулёвский комплекс строился в эти же годы, по аналогичным разработкам, планам и методикам.
Но, после подписания пакта Молотова — Риббентропа, осенью 1939 года все строительные работы на Линии Сталина были прекращены. Гарнизоны были сначала сокращены, а затем полностью расформированы. Советские заводы прекратили выпуск вооружения и специального оборудования для фортификационных сооружений. Затем существующие УРы были разоружены, вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения, системы связи и управления огнём были демонтированы и сданы на склады.
С конца 1939 года по весну 1941 года процесс уничтожения Линии Сталина набирал скорость. Лишь некоторые боевые сооружения были переданы колхозам в качестве овощехранилищ, другие — были взорваны или засыпаны землёй.
Весной 1941 года десятки тысяч долговременных оборонительных сооружений были подняты на воздух по личному приказу Сталина... Даже сегодня мы не имеем никакого логичного ответа, зачем их уничтожали! (59).
Строительство Куйбышевской ГЭС, читай Жигулёвского комплекса было также прекращено в 1940 году, что хорошо согласуется с ликвидацией Линии Сталина.
Дискуссируя с В.Суворовым, В.Бабенков спрашивает:
"Зачем же было строить (городской) командный подземный комплекс, идти на большие затраты, если в 20 км от него был уже готовый, вполне оборудованный КП. Ведь не для того, чтобы прятать "президента" Калинина и второстепенные наркоматы?"
Ответ весьма прост! "Великолепный подземный, точнее — подскальный, КП в Жигулях создавался для решения стратегических задач управления. А система бункеров в городе — для решения тактических задач и как вспомогательный комплекс. Здания ДКА, обком ВКП(б), "Дом промышленности" служили прекрасными ориентирами для ударов с воздуха и артобстрелов. Все выходы из подземелий в этих домах были бы уничтожены после первой же массовой бомбардировки.
Что же касается значительных затрат, то для тоталитарного режима, располагающего значительными ресурсами, они просто не играют существенной роли.
Дальше В.Бабенков почему-то отождествляет "бункер в Жигулях" с системой катакомб-тоннелей Сокольих гор или берёт ещё уже — только одну Сокскую гору-холодильник.
Известняк в Сокольих горах добывали ещё в прошлом веке. В 1937 году начали оборудовать тоннели под склады с помощью заключённых. В.Суворов пишет:
"Сюда гнали тысячи зэков, тысячи тонн строительных материалов и строительную технику, и всем ясно зачем — для строительства ГЭС" (60).
И при всём при этом ГЭС, в отличие, к примеру, от Днепрогэса, очень талантливо не строили. А как нам теперь стало известно, подземные сооружения строили небольшие специализированные отряды. Так уже упоминавшийся городской бункер Сталина (на глубине 37 м) был построен всего за 8-9 месяцев отрядом в 600 строителей. Там было вывезено 25 тыс. куб. м земли, уложено 10 тыс. тонн бетона, и при этом всё оставалось незамеченным даже для жителей соседних домов. Как мы уже писали, возможно, это строительство шло по уже существующим подземным пустотам. Аналогичная история может наблюдаться и в Жигулях.
Форт "Максим Горький-3". В конце XIX века в Европе развернулась дискуссия о необходимости и возможности использования различных дорогостоящих сооружений — крепостей, фортов и батарей.
В связи с развитием дальнобойной артиллерии, ракетных комплексов и авиации подобное строительство становилось совершенно бесполезным.
Напомним, что хорошо зарекомендовали себя в борьбе с подземными сооружениями огнемётные системы. Сообщается, например, что немецкие огнемётчики 291-й пехотной дивизии сожгли более 150 бетонных советских дотов, охранявших подступы к Ленинграду.
Но ряд генералов в Царской России придерживались совершенно иной концепции.
"Обороняющийся заранее подготавливает определённый район местности. Он может изучить его значительно лучше, чем противник. Его крепостная артиллерия всегда в готовности, а высоты пристрелены", — учил генерал Ц.А.Кюи (1835-1918).
Необходимость подобного оборонительного комплекса особо ощущалась на юго-восточных рубежах империи, где ещё со времён крушения Хазарского каганата в степях к востоку от Волги не было спокойствия. А единственной преградой от ударов кочевников были казачьи станицы за Оренбургом, да старые оборонительные линии.
Угроза с Востока нарастала по мере приближения Английской колониальной империи к российским границам.
После поражения царизма в ходе неудачной Крымской войны в 1853-1856 годах было принято секретное решение о создании особых оборонительных комплексов на юго-востоке, востоке и юге.
По непроверенной информации на Самарской Луке строительные работы были начаты в 1860-1866 годах (присоединение государств Средней Азии к Российской империи), активно продолжались в 1891-1895 годах в рамках особо секретной операции "Босфор". (Операция "Босфор" — окончательный разгром Турецкой империи и овладение проливами и Константинополем.)
В эти же годы было начато строительство так называемого Севастопольского Форта, или "четырёхпушечной башенной батареи", для защиты города с моря с учётом опыта Крымской войны. Объекты возводились однотипные, на господствующих высотах, несколько изогнутой к реке/морю возвышенности, что обеспечивало орудиям круговой обстрел.
Особо активно строительство велось в период с 1912 по 1914 годы. На Севастопольском Форте к началу Первой мировой войны были подготовлены котлованы для орудийных башен, несколько подземных погребов и коридоров.
По Самарской Луке информации нет. Хотя, возможно, работы там велись до 1917 года. Любопытно отметить, что не сохранилось царской документации на эти объекты. Возможно, их вывезли в зарубежье белогвардейцы или интервенты. Новое их проектирование пришлось начать с обмеров сооружений на местности.
В конце 20-х годов строительство Севастопольского Форта было возобновлено. Оно шло с применением механизмов и частей демонтированных тяжёлых боевых кораблей Царского флота. К 1933 году эта батарея береговой обороны по мощности залпа равнялась миноносцу. Эта подземная крепость в Крыму была введена в строй под именем Форт "Максим Горький-1".
Можно предположить, что примерно в эти же годы были форсированы работы и на Самарской Луке, что явилось реакцией Советского Правительства на разработку Англией, Францией и Турцией так называемой Операции "Баку".
Операция "Баку" планировалась группой западных стран на 1939-1940 годы и предусматривала ряд этапов, включая массовые бомбардировки нефтяных месторождений Азербайджана и Астрахани, вывод танковых десантов в направлении Астрахань-Сталинград-Самара, с их последующим закреплением на естественных рубежах обороны Дон-Волга-Кама. Цель операции — отрезать центральные районы от Сибири.
Надёжно противостоять этим планам могла лишь обширная сеть современных укрепрайонов.
По непроверенной информации в те годы все подземные объекты курировались Военно-Морским Ведомством. Даже форма их гарнизонов была морская. (Возможно, отсюда и берут своё начало легенды о "подземных матросах" Жигулей?)
Севастопольским Фортом к началу Второй мировой войны командовал капитан Г.Александер. Это был чрезвычайно секретный объект.
Благодаря ему падение Севастополя было отсрочено более чем на полгода. До самого начала ведения огня ни фашисты, ни тактическое Советское Командование не знали о самом существовании Севастопольского Форта и его батареи.
Так что же представляли собой эти батареи, расположенные в Мекензиевых горах?
Калибр орудий — 305 мм. Дальность стрельбы до 42 км. Трёхметровый слой бетона. Водоснабжение — по двум вводам из внешних систем и своя артскважина. К двум режимам вентиляционных систем (дежурный и боевой) был ещё добавлен особый боевой-противохимический. Было прорублено в скалах искусственное ущелье для 75 тонного козлового крана. Огромные хранилища. Запасы продуктов. Электрифицированный камбуз, медблок, гигиенические гальюны. На некотором расстоянии от самой батареи, на глубине нескольких десятков метров, располагался командный пункт. Он разделялся на две части — бронерубку и её подземную часть, связанные электролифтом и тоннельным сообщением. Подача снарядов и зарядов из погребов в башни и орудия осуществлялась электромеханизмами в полуавтоматическом режиме. Электроснабжение предусматривало три источника — два автономных кабельных ввода извне, подземная автономная электростанция располагалась где-то в Инкерманских горах. На случай её выхода из строя в форте была своя дизель-электростанция с запасом горючесмазочных материалов в казематах-цистернах.
В течение нескольких месяцев фашисты обстреливали и бомбили Севастопольский Форт. Но взять его смогли только после ухода советских кораблей. Подземные бои продолжались ещё 19 суток. Когда были взорваны входные двери, нацисты были встречены автоматным и винтовочным огнём. В казематы был пущен газ, и только тогда в подземельях наступила тишина (61).
Уже в самом конце Великой Отечественной Войны в руки советского командования попали особо секретные архивы разведок Третьего рейха, где содержались чертежи и техническая документация на номерные советские подземные форты. Севастопольский значился под N 1.
Где-то на востоке оставались форты "Максим Горький-2" и "Максим Горький-3". Их судьба была предана забвению. (Исключение — небольшая публикация в журнале "Техника-молодёжи" в 1985 году и в книге "Тайны тысячелетий". М, 1997.)
По непроверенной информации форт "Максим Горький-3" был возведён на Волге, где для его строительства фортификаторы использовали русло одной из подземных рек. Отвели воду, а освободившееся пространство стали продувать нагретым воздухом. Возможно, таким образом было задействовано старое русло палео-Волги. Это был чрезвычайно секретный объект.
Предполагается, что Волга в доледниковое время протекала через нынешнее устье реки Сок, огибала Сокольи горы и долиной реки Падовка продолжала свой путь в южном направлении. Возможно, что занесённые останки этого древнего палеорусла и могли послужить причиной возникновения подземной системы. Эта система может иметь подземную связь с Водинскими карьерами и Сырейкинскими пещерами.
Косвенным свидетельством некоего "Большого строительства" в Жигулях может служить изображение железнодорожной ветки на старой карте "Куйбышевского Края" 1935 года. Этой Дороги нет на более ранних картах, и она исчезает с более поздних. Начинаясь от берега реки, она уходит в горы, и сделав полукольцо, поворачивает на посёлок Александровка.
Во время наших поисков на Самарской Луке мы часто находили оборванные силовые кабели, уходившие в воду безымянного озера. Местами в осевших от времени холмах-отвалах можно было угадать старые артиллерийские капониры, почему-то чаще всего обращённые фронтом на восток и юго-восток.
Многие рассказы описывают бесформенные развалины (зенитно-стрелкового комплекса?), случайно обнаруженные в жигулёвских лесах, некогда с особым старанием возведённые из "волжского бетона" и огнеупорного кирпича.
Некоторые из них уже довольно долгое время служили "нуждающимся" дачникам источником дарового строительного материала. Целыми блоками выламывали и вывозили они кирпич, обломки бетонных плит и даже легковесный керамзит. Группы современных мародёров оставили здесь множество следов охоты за цветными металлами. Вытащенные на поверхность обрывки медных и алюминиевых проводов, обожжённые кабели, какие-то основательно распотрошённые конструкции и механизмы. На открытом пространстве уничтожалось всё.
Часто во время поисков авторам проходилось забираться в самую чащу леса, где в тёмном сумраке замшелых деревьев стояла влажная тишина. Небольшой ручеёк, пробираясь сквозь стволы упавших гигантов, исчезал в овраге. Здесь хорошо было видно, что ещё относительно недавно этот овраг перекрывали массивные бетонные плиты. Они крепились на широких металлических столбах и опирались на кирпичные стены, образуя довольно большие замкнутые пространства, возможно ангары, пригодные для самого различного использования. В дальних концах этих помещений располагался небольшой тамбур. Там давно позабытые проектировщики разместили целую систему каких-то обслуживающих механизмов и агрегатов. Возможно, они предназначались для поддержания строго определённой температуры, влажности и чистоты воздуха внутри данной конструкции. Но в настоящее время исследователи видели только следы разрушения, бесформенными кучами громоздились массивные угольные фильтры и ячеистые пластины пылеуловителей.
На основательно проржавевшем постаменте ещё сохранялась тепловая установка. Сложная система труб, подходившая к ней, некогда обеспечивала забор чистого холодного воздуха, "стекавшего" по стенам оврага, а также отводила и сбрасывала отработанные выхлопные газы ниже по склону.
По окружающим отвершкам оврагов таких ангаров было несколько. В зависимости от их удалённости от "центральной просеки" сохранность этих строений была различна...
По замыслу проектировщика всю эту систему строений прикрывала сложная фортификационная сеть. Змеились между деревьями тайные ходы сообщений, некогда выкопанные в полный человеческий рост, выложенные по стенам кирпичом и перекрытые сверху бетонными плитами. Они соединяли давно покинутые пулемётно-миномётные гнёзда, наблюдательные площадки и контрольно-пропускные пункты.
Это была целая система наземно-подземного комплекса. В некоторых её частях можно протиснувшись через основательно проржавевшие перегородки с небрежно полуоткрытыми дверьми, украшенными огромными штурвальными колёсами, попасть в залы, где ещё сохранились рваные пучки толстых кабелей и жестяные короба вентиляции.
Несколько чудом сохранившихся зданий были построены так, что максимально сливались с окружающей местностью. На их крышах, как на склоне обычных холмов, росли кусты и даже небольшие деревья. Их стены — бутовый камень и водоупорный кирпич — ещё противостояли натиску безжалостного времени.
Сохранилось воспоминание одного из электриков, в начале 60-х годов работавшего на возведении Волжской ГЭС. Тогда в ходе работ было несколько попыток обеспечить растущие потребности стройки в электроэнергии. Однажды группу специалистов доставили на одну из законсервированных энергостанций в Жигулях.
"Нас привезли к небольшому деревянному строению, одиноко стоящему в лесу. Сопровождающий открыл проржавевший замок. Мы вошли и оказались внутри совершенно пустого помещения. В его центре располагалась бетонная шахта, по верху перекрытая дубовыми брёвнами. Вниз уходили кованные скобы. По ним спустились вниз. Там был большой зал. По стенам, выкрашенным синей масляной краской, за проволочной арматурой колпаков, тускло горели дежурные лампы. Всё помещение было просто забито какими-то баками, старыми насосами, компрессорами, а также трансформаторами высокого напряжения. Толстенные связки труб с вентилями, муфтами и заглушками тянулись во всех направлениях. Выходящая из зала штольня уже через несколько шагов была перекрыта наглухо стальной дверью, надёжно задраенной на винтовой запор... Осмотрев имеющееся оборудование, мы поднялись наверх."
В итоге проведённой проверки было сделано заключение о возможности использования мощностей данного объекта для частичного обеспечения потребностей строительства в электроэнергии. Но вероятно соответствующее решение принято не было, и "наше хозяйство" было подключено к другим источникам электроснабжения.
На взгляд авторов, описываемый объект — классическая подземная понижающая подстанция, где ток высокого напряжения преобразуют в низкое рабочее напряжение: 380, 220 и 120 в. Это напряжение используемое при работе электродвигателей эскалаторов, вентиляторов, насосов и систем освещения; сооружение довольно характерное для "Метростроя" 30-х годов.
Пещеры Гpeвe
Говорят, что вверх по реке Волге недалеко от города находится вход в малоизвестную пещеру. По легенде своё название пещера получила по имени братьев, сыновей самарского аптекаря Греве, которые изучали и впервые описали её среднюю часть в 1904 году. Говорят, что в одном из её гротов есть подземное озеро и множество "бездонных" колодцев, покрытых скользким льдом.
Самарский архив. Предания Самарского края.
Фонд Яковлева (Ф. 558).
Северное крыло Жигулёвских гор, называемое — "Сокольи горы", протяжённостью 70 км, которые круто спадают к Волге красивыми утёсами и, подобно Жигулёвским горам, прорезаны оврагами и ущельями. С парохода можно различить многочисленные пещеры, вымытые водой в их известковой толще (62).
В настоящее время в отрогах Сокольих гор широко известна лишь одна пещера — пещера братьев Греве. своё название она получила по имени двух братьев, впервые изучивших и описавших её в 1904 году. В книге "Поездки по Волге" П.Л.Преображенского (Самара, 1926) указывается: "Пещера Греве довольно далеко удаляется в гору. Тянется на 20 верст" (63).
Из всей совокупности пещер Среднего Поволжья — пещера Братьев, имеет одну крайне важную особенность. Она относительно легко доступна и расположена практически в зоне устойчивого обитания людей, как в древности, так и в настоящее время. В силу последнего обстоятельства она наиболее массово посещаема интересующимися.
Сохранилось описание конца XIX века двух пещер к северу от Самары, в районе Сокольих гор. Одна из них, возможно, соответствует пещере Греве. И тогда это её первое известное описание:
"Пещера находится в весьма крутом и глинистом скате с большим и малым отверстием в юго-западную сторону. Она шириной до двух саженей. Из переднего около сажени глубокого свода простираются низкие неровные своды длиною до девяти саженей в гору, и в оные можно только ползать" (64).
Пещеру Греве исследовали в середине 50-х годов. На фотографиях того времени (предположительно 1950 год) вход в пещеру сильно отличается от современного. Портал большого входа намного меньше и уже, а около входа лежит большая плита. Сохранились описания исследований группы Е.Л.Конова, датируемые маем 1956 года. Составлен план пещеры, дано описание ходов и лазов. Следующая официальная информация о ней датируется лишь 1964 годом. Группа под руководством Ю.Н.Кулакова прошла пещеру до глубины 110 м и составила её новый план. В 1968 году в пещере производили археологические раскопки под руководством Бадера. Почти все предметы, найденные в пещере — бронзовый нож, костяное острие, шило или наконечник стрелы, игла, крючки, каменные наконечники стрел, являются охотничье-рыболовецким инвентарём и характеризует пещеру как кратковременную стоянку охотников и рыболовов бронзового века. Отсутствие обычной на подобных стоянках керамики позволяет предположить использование пещеры в качестве жертвенного места.
С конца 60-х до середины 70-х пещера была закрыта для посещения завалом и образо