Забытая техника старых штолен
Один из самарских краеведов рассказывал авторам, что сам в начале тридцатых годов видел, как из подобной трубы, поднимавшейся со дна мелководного озера периодически выбрасывалась вода. Словно подводная лодка продувала баки.
На северо-западе Китая, в провинции Цинхай Тибетского автономного района, неподалёку от города Их-Цайдам, есть гора Байгонг. Около горы два озера, одно пресное, другое солёное. На берегу солёного озера есть скала, похожая на пирамиду, в ней три пещеры. Две из них обрушены и проникнуть туда невозможно. Вход в третью пещеру находится на высоте около 2 м. Её глубина около 6 м. По непроверенной информации в дальнем конце пещеры из верхней части стены наклонно выступает железная, покрытая ржавчиной труба диаметром 40 см. Ещё одна такая же труба уходит под землю, но над полом пещеры выступает только её верхняя часть У входа в пещеру в скалах имеется 12 труб диаметром от 10 до 40 см. Довольно много подобных труб найдено на берегу и в глубине солёного озера. Предполагается, что эти трубы очень древние.
Сегодня подобные трубы и ржавое железо местные жители априори приписывают деятельности геологов, газовиков или нефтяников Хотя разработка жигулёвских богатств началась значительно раньше. Так, например, рядом с относительно известными Ширяевскими катакомбами расположена Серная гора (впервые названная так Паласом в 1769 году).
Необходимо отметить, что сама Серная гора точно не конкретизирована. Местные жители под этим названием указывают различные вершины довольно протяжённого участка Жигулёвских гор от села Гаврилова Поляна до Крестовой Поляны До сих пор неизвестно, что это — обычные пещеры, расширенные при добыче серы, или штольни, превращённые потоком воды в пещеры? Подземные лабиринты горы изобилуют окнами — колодцами, вертикальными проходами Самарские спелеологи рассказывали:
"Исследуешь на Серной две пещеры, разделённые тонкой стенкой. Организуешь новый лаз, расчистив трещину. Попадаешь не в соседнюю пещеру (там должен быть узкий лаз), а куда-то ещё в совершенно новую полость".
С 1710 по 1714 годы на самарских серных копях работали пленные шведы. Они построили целый подземный городок — протяжённость подземных выработок не менее 500 метров, высота — от 0,8 до 1,5, ширина — 3-8 метров. Городок заброшен в 1764 году.
В отличие от официальной версии голландский путешественник указывает размещение "Серного городка" на левом берегу Волги: "Работают здесь... более четырёх тысяч человек". Так что же тогда было на правом берегу? (62)
В окрестностях Серной горы — много удивительных следов некой непонятной деятельности. Например, можно обнаружить остатки каменных стен и фундаментов. В один из безымянных распадков ведёт старая мощёная дорога, заброшенная уже в начале XX века.
Остатком сложнейшей работы является некий "желоб" шириной около 5 м и глубиной — 3-4 м. Он начинается примерно на высоте 20-30 м от подножия горы, и, не взирая на все препятствия и перепады высот, поднимается на её вершину. Периодически вдоль "желоба" можно и сегодня встретить вырубленные в скале ровные площадки. Там пробиты квадратные ямы глубиной — 3-8 м. На вершине этой горы, в густом кустарнике можно встретить странные небольшие "пирамиды", сложенные из необработанных камней. Их назначение совершенно непонятно.
Французский исследователь конца XIX века Луи Жаколио указывал, что в Самарской губернии и степях Оренбуржья активно действуют "Пожиратели Огня" — российское отделение тайного технократического общества "Девяти Неизвестных" (63). Это Общество строило всевозможные подземные сооружения, а их основной центр находился в тайном храме, высеченном под руслом реки Ганг. Существует версия, что сегодня основной центр "Девяти Неизвестных" располагается в пещерном комплексе труднодоступных гор Уганды.
Некоторые исследователи видят в мифе о "Девяти Неизвестных" отражение судьбы потомков Девяти Царей окраинных земель Атлантиды. Другие склоняются к версии, что возникновение легенды о "Девяти Неизвестных" — анонимных хранителях древней мудрости и знаний — восходит к традиции Древней Индии и тайной деятельности императора Ашоки (64).
С деятельностью Неизвестных преданья Поволжья связывают ряд пещер на востоке от Сокольих гор. Возможно, в одной из них до настоящего времени находится одна из загадочных "летающих бочек". (Это хорошо перекликается с легендами о "Летающей лодке" Степана Разина, укрытой в одном из холмов, потайном подземелье или рукотворном кургане).
В реальности в 1968 году в этих местах была найдена спелеологами так называемая "Золотая Пещера". Провал глубиной 7-8 м. Внизу этот колодец перекрывался большим острым камнем. Нужно было мастерски протиснуться в узкую щель, остававшуюся между камнем и стенами. Далее открывался путь в наклонный ход. По примерным оценкам его длина составляла метров 150-200. Дышать здесь было трудно. Весь ход был наполнен взвесью белой пыли, поднимавшейся в воздух от малейшего прикосновения. Отдельные участки ходов в ней были прямые, "словно проведённые по линейке". Другие — представляли собой хаотическое нагромождение глыб, застрявших в мягкой гипсовой породе. Кое-где пол пещеры был покрыт засохшей глиной, запечатлевшей следы каких-то животных.
Название пещере было дано из-за наличия в породе минерала золотистого цвета — халькопирита, или медного колчедана. Ходы вели к подземному озеру, где была груда некоего железа. Возможно, это были останки "летающей бочки"...
В газете "Самарские губернские ведомости", № 39 за 1999 год, сообщается о 53-метровой "Золотой Пещере" в Кинельском районе, о которой сказано в одной из местных легенд, что, мол, она соединяется потайным подземным ходом с озером неопределённой глубины, находящемся в центре ближайшего села. В этом озере, питаемом подземной рекой, в конце XIX века всплывали обломки бортовой обшивки некоего таинственного корабля... По оценкам местных жителей вода в озере значительно мягче, чем в питающей его речке Падовке (65).
Существует несколько версий происхождения "Золотой пещеры".
*Первая*. Её вырыли и там живут, что-то сторожат загадочные звери (почти оборотни) Айуры (или ай-нуры). (Айнуры — внешне напоминают больших мохнатых собак с огромной головой и непропорционально вытянутыми передними лапами. В склонах холмов и оврагов они роют длинные ходы-норы.) Они служат "Хозяину" — некоему волшебному существу.
*Вторая*. "Золотую пещеру" выкопали "старые разбойники". Там лежит их клад и даже "летающая бочка".
*Третья*. "Золотые пещеры" — старые штольни, где укрыты некие ценности.
По литературе в указываемом месте нахождения пещеры (Игонев Дол?) имеются не только сильно развитые поверхностные карстовые явления, но и подземные. В этих местах ещё в 1968 году одна из открытых (тогда) пещер получила название "Золотой". Это название пещере было дано из-за наличия в формообразующей породе минералов золотистого цвета — халькопирита). Потом сделанное открытие было забыто? Правда, существует быличка, что где-то в середине 70-х некие туристы спускались в эту (?) пещеру (называемую "Золотой") и даже дошли до подземного озера, где видели "кучу ржавого железа" (обломки "летающей бочки"?).
Авторы побывали в этих местах в самом начале 90-х годов. Местные жители рассказали нам, что настоящая "Золотая" сегодня не доступна. "Якобы ещё в конце 70-х годов сюда приезжали какие то люди на машинах, что то долго вымеряли и под предлогом, что здесь могут пострадать дети, пещеры взорвали..." Необходимо отметить, что авторы каких либо следов взрывов в этих местах не обнаружили. История о взрывах пещер — представляется довольно сомнительной. В ходе экспедиции 1999 года авторам удалось найти и осмотреть несколько непроходимых узких щелей забитые глиной и камнями, несколько куч ржавого железа в оврагах и одну пещеру полевого типа — предположительно "Золотую пещеру", примерно соответствующую описанию 1968 года. Но была ли это легендарная "Золотая Пещера"? Уверенности в этом нет.
На приведённых примерах можно видеть, сколь перспективно для спелеологов изучение и учёт мифо-информации о легендарном подземном мире Поволжья.
Сохранилась легенда и о некой пещере с поэтическим названием Речка. Она находится, в отрогах Сокольих гор. Вход в неё расположен в конце глухой долины на высоте 75 метров над уровнем моря и представляет собой чечевицеобразное поглощающее отверстие размером 0,3 х 0,5 метра. Согласно современным легендам в этих местах ещё сравнительно недавно брала своё начало полноводная речка, впадавшая затем в реку Сок. Затем появились "неизвестные" и пещеру взорвали. Речка иссякла. Сегодня доступная (пройденная) часть пещеры имеет длину около 40 м и глубину 6 м. По данным наблюдений 1970-1971 годов, пещера представляет собой современный поглотитель ручья, текущего по долине в период таяния снега.
Активно поработали "неизвестные" и в устье Коптевого оврага — выровняли вершины холмов, укрепили склоны подпорными стенами, порубили лес и построили сеть дорог. Были это какие-то иностранцы, что говорили по-немецки, но не немцы. Под их началом трудились и русские рабочие, которые жили в землянках и бараках. Рассказывают, что в этих местах неизвестные проложили от реки, в вверх по оврагу целую монорельсовую дорогу, пробили в склонах штольни. Ещё долго потом можно было видеть здесь тёмные входы, обрамлённые аккуратными арками, сложенными из неотёсанных каменных глыб. В таинственные недра горы уходили проржавевшие рельсы. Рядом можно было увидеть колёса и кузова вагонеток, обрезки труб и обрывки ржавого троса — немое свидетельство проводившихся работ.
Потом всё это строительство забросили и "забыли" до 1927 года (66).
Рассказывают, что в начале XX века в районе села Аскулы стали один за другим пересыхать колодцы, высох и главный "господский пруд". Его несколько раз пытались наполнить водой. Барин даже каких-то "немцев" из Москвы выписывал. Но и те оказались бессильны что-либо сделать, а потом и вовсе куда-то исчезли. А вода, говорят, уходит здесь в какие-то подземные пустоты. А что за пустоты, того точно никто не знает.
Возникает множество вопросов. Например, что это были за "пропавшие немцы" и что они делали в окрестностях Аскул?
Возможно, копали сохранившиеся и по ныне в этих местах, загадочные бутовые ямы?
Легенды о подземной деятельности "неизвестных" довольно часто встречаются в Поволжье.
В Высоком Заволжье сохранилась легенда о Матросском Угле. Рассказывают, что появился перед войной над селом большой самолёт. Пролетел над домами, освещая улицы мощным прожектором, и сел в лесу за "седьмым оврагом". Прошло некоторое время, и стали приходить в село какие-то неизвестные люди — "матросы американские". Почему американские? По-русски говорили плохо, а немцами быть не могли — те врагами были. Почему матросы? Так выправка и форма у них была вроде как матросская...
Любопытные жители наши не раз ходили в тот Матросский Угол смотреть, что там делается. Самолёт их с пригорка видели, его болото затягивало. Трактор там у них был особый. Они им пещеры копали... Вдоль оврага "проволока" была, голубыми огнями мерцала... (Рассказ о "проволоке", мерцающей голубыми огнями некогда окружавшей периметр загадочного "Матросского Угла", невольно "всплывает" в памяти, когда уже сегодня видишь на фасадах некоторых магазинов, киосков и ларьков "мерцающие" голубые гирлянды огней. Специальные устройства создают из этих огней эффект "бегущей волны". Получается очень красиво. Могло ли быть что-то подобное в районе "Матросского Угла" более чем полвека тому назад? Весьма сомнительно. Даже при возможной внешней схожести представляется весьма значительное функциональное различие этих систем.)
Как война закончилась, "матросы" опять в свой "самолёт" забрались и улетели. Любопытные опять ходили смотреть, может что в их лагере или в копанных пещерах полезного осталось. До "проволоки" дошли, а дальше не смогли. Страшно стало. На то место и сегодня никто не ходит.
Что за "матросы"? Что за "копаные пещеры"? По просьбе авторов, летом 2002 года район предполагаемого нахождения "Матросского Угла" был подвергнут фотографированию с воздуха. Среди многих фотографий особый интерес вызывает одна запечатлевшая в лесу старую площадку правильной Г-образной формы. По оценке некоторых специалистов — данная площадка может быть скрытым грунтовым аэродромом времён Второй мировой войны. Подобные аэродромы широко применялись для организации снабжения партизанских отрядов в лесах Белоруссии. Возможно, что в этом районе находился один из учебно-тренировочных центров, предназначенный для подготовки лётного состава для проведения спецопераций. Отсюда и берёт своё начало легенда о "Матросском Угле". Наземный осмотр местности и выявленного объекта не производился...
Сегодня на севере области пещеры и другие подземные объекты достоверно известны лишь в окрестностях посёлка Сергеевск, где, как рассказывают, в 1947 вскрылась глубокая старая шахта. Затем она стала обваливаться. К лету 1955 года на её месте была уже только большая воронка около 20 м в диаметре и 15 м глубиной. Местные жители рассказывали, что во время войны в этих местах трагически погибла группа нефтяников. Провалилась в подземную полость целая буровая установка. Иногда, здесь говорят, можно увидеть скорбную процессию "людей", одетых в чёрные бушлаты (спецодежду того времени). "Они идут никого не замечают, ни на что не реагируют и, к счастью, никого не трогают. Но подходить к ним не рекомендуется..." (Необходимо отметить, что довольно схожая история о "процессии мёртвых Биофизиков" есть в сборнике "Сибирская Жуть", N 1).
При работе в этих местах нефтяники часто теряют буровой инструмент. Бур проваливается в полость на глубинах от 50 до 80 м. Скважины поглощают невероятное количество укрепляющего глинистого раствора. Всё это свидетельствует о наличии обширных подземных пустот в этих местах.
В местных легендах упоминаются "Снежные пещеры" Нефтяного оврага, на речке Шунгут (приток реки Сок). Снег и лёд в них сохраняется даже самым жарким летом.
В 1703 году на "Казачьем холме", в районе современного посёлка Сергиевск, была заложена русская сторожевая крепость. В этом холме было накопано множество ходов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Например, ещё в 2001 году на вершине холма можно было увидеть оплывший шурф метровой глубины. Из этой ямы торчало толстенное бревно, уже основательно истлевшее. В глубине колодца в двух его боковых стенах можно было различить какие-то пустоты. Пробовали спускаться, но неудачно — стенки шурфа осыпались.
Ещё в середине 70-х годов самарские спелеологи зафиксировали информацию:
"По словам местного краеведа Голяшина, подземные ходы Сергиевской крепости соединяются с пещерой (Серноводской), минуя металлическую дверь. Не было случая, что бы люди выходили из пещеры "Серные воды" в подземные ходы крепости".
К настоящему времени в этих местах самарским спелеологам известна лишь одна большая пещера — Серноводская. Она находится на склоне возвышенности, служащей водоразделом рек Сок и Шунгут. Эта пещера исследовалась в 1960-1970 годах. Её входом является русло периодического потока. В ней четыре зала и 427 м узких (закарстованные трещины) ходов. Спелеологами отмечена люминесценция гипса (зелёное свечение, затухающее в течение 15-20 секунд после "накачки" фотовспышкой 40 дж). Наблюдение за дымом сигареты и запахом горящего "сухого спирта" показали, что существует устойчивый ток воздуха от входа внутрь и по трещинам наружу. По заверениям местных жителей ещё в 1965 году можно было из большого зала (свадебный зал) через "четвёртый ход" спуститься вниз к подземному источнику. Вода там имела запах сероводорода (сведения Е.Н.Дичинского). Рядом находятся ещё несколько карстовых колодцев глубиной 1-2 метра и диаметром менее метра. Некоторые из них заросли высокой травой и густым кустарником.
Легенды Высокого Заволжья сохранили память о загадочной "железной беседке". Она то поднималась из-под земли, то снова туда опускалась. В "беседке" были небольшие "комнаты", где даже в самые сильные морозы было тепло как летом. В давние времена иногда охотники, застигнутые сильным бураном, ночевали в этой "беседке". Её построили "добрые люди".
Этот рассказ напоминает якутские легенды о Вилюйской "Долине Смерти". "Там есть выступающие из земли арки, под которыми находится множество металлических комнат, где даже в самые сильные морозы тепло как летом... И ещё там есть зарытый в землю гладкий металлический котёл красного цвета с очень ровным краем. Он выступает из мерзлоты так, что в него можно въехать верхом на олене... В глубине "тёплых металлических нор" на полу лежат странные мертвецы — "шибко худые, чёрные одноглазые люди в железных одеждах..." Некоторые свидетели отмечают постепенное погружение "котлов" в землю.
Ещё в 1933 году якуты говорили, что 5-10 лет тому назад "котлы" выступали из земли выше роста человека и выглядели как новые. А позже многие из них были расколоты и разбросаны, ушли в землю" (67).
По слухам, "Железную Беседку" (а также загадочные подземелья, где она укрывалась) ликвидировал спецотряд ОГПУ в 1926 году. Загрузили динамитом и потом всё взорвали.
Образ "подземной беседки" встречается и в уже упоминавшихся преданиях Вавилова Дола.
"Уже после войны, мы на ночь в Вавиловом Долу вдвоём остались. На горе (гора там была) спать устроились. И вдруг ночью видим — под горой будочка из-под земли начала выходить. Похожая на сторожку, какие в садах бывают. Крыша только у неё не покатая, а совсем плоская была. Постояла-постояла, и опять тихонько под землю ушла". (Тайна Вавилова Дола).
Другое подобное подземное сооружение, воздвигнутое "добрыми людьми" (иногда их называют "старыми людьми") по непроверенной информации было ликвидировано в 1942 году силами НКВД в лесу на северо-западе от Самары. Это довольно большое сооружение долгое время использовалось как "подземная церковь". Внутри имелось множество металлических конструкций: решёток, лесенок, "кованых котлов". При ликвидации там было обнаружено большое количество церковного имущества: иконы, лампады, свечи, колокола, книги и множество других предметов невыясненного назначения.
"Неизвестные" действовали и на северо-востоке Самарской области. Так, в окрестностях города Отрадного нам рассказывали про Сарбайские пещеры: — Только вы туда не ходите. — Почему? — Неужели не знаете... Там же Бомбу атомную взорвали. С тех пор — проклятое место. Мы туда не ходим. Раньше ходили. Кто пойдёт — труба. Ни один не вернулся. — Да когда испытывали и кто... — Говорят лет сорок назад. А кто, мы не знаем. Бомбу в пещеры опустили, там и взорвали. Страшное теперь то место. Придёт теперь человек в те холмы — вроде ничего. А как переступит через какую-то границу — и нет его. В пепел обращается, как в крематории... (Возможно, здесь мы имеем дело с какими-то отголосками реальных событий испытания атомной бомбы в районе горы Каланчёвой в соседней Оренбургской области в 1954 году.)
По непроверенной информации в окрестностях Отрадного в конце 70-х — начале 80-х годов XX века "было проведено шесть подземных ядерных взрывов в целях интенсификации нефтедобычи. До недавнего времени сведения о них были закрытыми, и даже сейчас экологи ещё не располагают всей нужной информацией об этих испытаниях" (68).
28 ноября 2001 года по каналу ОРТ в одной из передач цикла "Как это было", прозвучала информация по ранее секретному проекту "Глобус", о проведении серии подземных атомных взрывов в интересах народного хозяйства. Один из них был осуществлён 9 сентября 1971 года в самом центре России — в районе деревни Галкино Ивановской области. Тогда даже не все местные жители знали о произошедшем. Возможно, в проекте "Глобус" была задействована и Самара.
Подземный Ирий
Лежит в одинокой могиле Правитель,
И берег реки стережёт его прах...
Нострадамус
Большой материал, собранный самарским краеведом В.И.Степановым, указывает, что Подземный Мир Жигулей мог быть местом рождения древнеславянских богов и хранения священной Звёздной Книги. Здесь же некоторые из этих величайших правителей прошлого нашли своё успокоение. Хотя сегодня этот сюжет едва намечен, он всё же существует и связывает древнейшие верования с подземным миром Жигулей.
В.И.Степанов предполагает, что "Золотая книга Коляды" повествует о легендарной истории Жигулей:
"Сошёл Семаргл (огнебог) к пещере глубокой, где укрылась Златогорка, и по горе ударил... Всю гору озолотил".
Волшебным образом спустилась в эти пещеры Книга Великая. Эти пещеры ведут в глубь земли, до самого Пекла, откуда в Конце Времён выйдет Чёрный Змей. В пещерах Ирия идёт борьба бога Коляды с грозным Индрой. (Символ — Лев, сражающийся с Единорогом).
Победит Индрик-зверь, будет на земле вечная Зима. Одержит победу Коляда, вернётся солнце и в свой черёд наступит Весна. Вернётся жизнь и цветение на Землю (69).
Могучие помощники у Индрика-зверя — сам Змей-Хаос выступает на его стороне... Но и Коляда не обделён помощью... Помнит, помнит "Золотая Книга" имя старшего брата Коляды, имя защитника! А в ту пору в Ирии приспело Златогорке время — Коляду рождать и Овсеня.
Потрудилась Златогорка... Коляда и Таусень!
Потрудилась, потужиласъ — и родила Таусеня.
Таусеня — то Овсеня! А с Овсенем — Коляду!
То не ясен сокол в поле увивается — это
Братец Коляды рождается: Овсень — Таусень!
Пришёл в мир защитник! Защитник-избавитель!
Овсень-Таусень-Усень — Авсень — это различные имена нашего древнего солнечного божества.
Самарская группа "Авеста" готовит большой материал посвящённый: Авсеню, его деяниям, месту рождения (например, самарский краевед В.И.Степанов, предполагает, что Авсень мог "родиться" в наших Жигулёвских горах).
В эпоху христианизации Руси образ Авсеня-Усеня сливается с образом христианского святого Георгия, победителя змея-дракона. Авсень — могучий бог, но противостоит ему страшный противник Змей-Хаос.
Существует мнение, что Авсень укрылся до срока сужденого в знаменитом Царёвом Кургане. "Там спит он, погружённый в волшебный, колдовской сон".
Подобные идеи можно найти в сказаниях:
"Утёсы над Волгой" или сказке "Как превращались боги-богатыри в утёсы". В марийская легенде "Живой камень" рассказывается о живущих внутри горы богатырях (70). Всё это напоминает греческие мифы о боге Кроносе. "Он и сегодня спит в глубокой пещере, расположенной в некой скале на северо-востоке. И многие демоны, что его слуги и последователи, также лежат вокруг него во сне", — сообщает нам Плутарх в своём труде "Безмолвие оракула".
Цapёв Курган
Песчаный холм возносится один в степи пустой. Орда кипела здесь. Теперь тут всё молчит. Момаон в нём лежит. Когда семи державам Законы он давал... Рутению себе хотел он покорить войной. Теперь безмолвно здесь. Стоит курган степной. А хан забыт...
Пауль Флеминг. Сонет
Во многих легендах Поволжья говорится об огромном, одиноком холме-кургане. Одни считают его творением самой Земли, другие верят, что это место погребения или некий ритуальный мост между мирами. В Среднем Поволжье он носит имя Царёв Курган.
Это важный картографический объект с координатами 53 град. 26 мин. сев. широты и 50 град. 7 мин. вост. долготы.
Считается, что до начала XVI века курган носил название "Сары-Олы-Тау" — "большая жёлтая гора". Его вершина была облицована огромными каменными белыми плитами. Позднее их сняли, а затем использовали для облицовки опор Сызранского железнодорожного моста, сооружённого над Волгой в 1876 году (71).
Сохранились смутные предания, что сравнительно недавно Царёв Курган располагался на острове и со всех сторон был окружён текучей водой. Но есть и другие версии. Например, что Царёв Курган — это название одной из центральных вершин Жигулёвских гор.
Действительно, по преданиям Царёв Курган известен как мифогенный объект, рукотворная гробница могущественного Властелина, погребённого с несметными сокровищами. Сохранились различные версии этой легенды: — Курган возводит татарский царь Мамон (свидетельство Адама Олеария, 1634): Иван Грозный, Степан Разин, или кости погибшей орды образуют курган. Вероятно необычная куполообразная форма этого удивительного памятника природы, закрепила в народе легенду о его рукотворности.
Существует несколько разноречивых описаний того, как выглядел Царёв Курган в прошлом. Например, на одном из рисунков Т.Г.Шевченко (1857) этот курган изображён в виде фигуры "спящего льва", укрывшего свою голову между передними лапами.
Легенда о рукотворности кургана тесно переплелась с тайным верованием о "Спящем Властелине" (например, предание о Чёрном Царе, отмечаемое В.В.Налимовым (72)), заточённом в одном из курганов на Волге.
Спящий Властелин — это широко распространённый мотив. Так, по одной из народных легенд, Британский король Артур не умер, а лишь уснул. Считается, что место его отдохновения находится под Эйлдоскими холмами. В Эльсиноре — замке легендарных героев, спит Хальгер Датчанин (742-814). Он восстанет в час самых трудных испытаний, чтобы защитить свою родину. Скалистый остров Мон-Сен-Мишель на юго-западном побережье Нормандии — волшебная Могильная гора Кельтов. Там покоится в золотом гробу сам Цезарь.
Как мифогенный объект Царёв Курган является "братом близнецом" другого объекта — так называемой "Могилы Христианки" (К'бур Румия). Он расположен в Северной Африке, в Алжире. Это куполообразное сооружение или природный холм примерно тех же размеров, что имел и Царёв Курган. Легенды утверждают, что в этой "гробнице" хранятся великие сокровища. Историки теряются в догадках о природе и назначении этого сооружения.
По преданиям К'бур Румия подобно Царёву Кургану является гробницей. Ещё легенды говорят о том, что гробница эта раскроется только при помощи тайного заговора. Покой её обитательницы, некой принцессы, стережёт огромная змея Агерра. А ещё говорят, что и в "Могилу Христианки" и в Царёв Курган ведёт потайной подземный ход. Но преодолеть его не сумеет тот, кто не знает тайны этой гробницы.
Подобные легенды окружают более близкую к нам Азов гору, что на Урале. "В нутро Азов-горы никто попасть не может. Ход в пещеру и теперь знают, только он осыпался. Пойдёт кто, осыпь зашумит, и страшно станет... Так впусте гора и стоит. Мохом заросла. Внутри там — пещера огромная. И лежит в той пещере умерший человек, а рядом девица неописанной красоты ждёт" (73).
По легенде — сокровища Властелина неоднократно пытались достать. Кладоискатели били штольни и шурфы. Некоторые самарские старожилы сообщают, что пока Царёв Курган ещё не был "обломан добычей" камня — он имел пирамидальную форму. Его протяжённость с севера на юг достигала — 400 м, а с запада на восток — 200 м, высота — 80 м. По другим источникам его высота была 170 м, а сейчас не более 40 м. Курган имел блюдцеобразное углубление на вершине и узкую трещину, с изгибом, ведущую в глубь горы. Вероятно, этой трещиной пользовались наши предки, "забывшие" в кургане довольно много предметов эпохи бронзы. А.Соболев писал:
"В недрах Царёва Кургана были обнаружены окаменелые остатки морских организмов, некогда населявших море периода юры, бытовые предметы людей эпохи бронзы, Волжской Булгарии, свидетельствующие о долгой жизни кургана".
При раскопках на Царёвом Кургане были обнаружены фрагменты уникальной керамики, практически не имеющей аналогов в мире.
Народная молва предполагает, что ещё в конце ХIХ века некие кладоискатели, прикрываясь добычей камня для строительства железнодорожного моста в районе Сызрани, промышленным способом вскрывали Курган. Но сокровищ так и не достигли. (Некоторые исследователи отмечают, что на Царёвом Кургане имеется множество заброшенных штолен и карьеров (74)).
В этом плане Царёв Курган подобен Кургану Синеуса.
Курган Синеуса — легендарное место захоронения древнего царя Варяга на Белоозере Вологодской области. Как и волжский курган, Курган Синеуса был основательно срыт в строительных целях. Потом внутри него пытались устроить самое крупное картофелехранилище в округе. Но картофель быстренько загнил.
Сруб обрушился в пузырящееся месиво. И на месте кургана образовалась яма. Так что сегодня о Кургане Синеуса мало кто знает (75).
Новая попытка добычи сокровища на Царёвом Кургане была предпринята в начале 60-х годов и была "прикрыта" разработкой камня для строительства Куйбышевской ГЭС. В ходе работ Курган был "выгрызен" на одну треть. По легенде в образовавшиеся после извлечения камня пустоты и для предотвращения несанкционированного доступа к "потайному подземелью" были захоронены радиоактивные отходы.
Литература к главе 2
1. Иванин М.И. О состоянии военного искусства у среднеазиатских народов при Тамерлане (СПб. 1875). // Тамерлан. Эпоха, личность, деяние. Сборник. Гурат, 1992.
2. Елшин А.Г. Самарская хронология. Выпуск 1, по 1750 г. Самара, 1918.
3. Соболев А. Жигулёвская Кругосветка. Куйбышев, 1969.
4. Мезенцев В. Энциклопедия чудес. М., 1982.
5. Книга Большому Чертежу. М.: АН СССР, 1950.
6. Путешествие в Прошлое. Сборник. Самара, 1992.
7. Россия XVIII века глазами иностранцев. Сборник. Л., 1989.
8. Рыбаков Б.А. Русские карты Московии 15-16 вв. М.: Наука. 1974.
9. Смирнов Ю.Н. Оренбургская экспедиция и присоединение Заволжья к России в 30-40-е годы XVIII века. Самарский университет, 1997.
10. Самарская топонимика. Самарский университет, 1996.
11. Локтева М.Н. По следам академика Палласа// Самара и Губерния. N 2. 1999.
12. Булатов А.Б. Среднее Поволжье на трёх картах мира // История и культура Чувашской АССР. Чебоксары, 1972.
13. Емельянов М.А. Жигулёвская Кругосветка". Куйбышев, 1938.
14. Труды Московского Археологического общества. Том 14. М. 1890.
15. Бадер О.Н. Самарская Лука в древности // Краеведческие Записки. Выпуск З. Куйбышев, 1975.
16. Самарская область. Сборник. Самара, 1996.
17. Буровский А.П. Сибирская Жуть. Сборник. N 3. Красноярск, 2001.
18. Смирнов Ю.Н., Дубман Э.Л. Самарская Лука в XVI — начале XX века. Самара, 1996.
19. Гумилёв Л.Н. Этногенез и Биосфера Земли. Л., 1990.
20. Сатаров С.А. Откуда дует ветер? // Новый Водолей. 1994. N 22.
21. Соболев А. Жигулёвская Кругосветка. Куйбышев, 1969.
22. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды. М., 1985.
23. Дёмин В.Н. Загадки Урала и Сибири. М.: Вече, 2000.
24. Асов А. Урал сокровенный // Наука и Религия. 1966. N 7.
25. Криничной Н.А. Легенды, предания, бывальщина. М.: Современник, 1989.
26. Серебренитский К.И. Йубедэ... // Новый Водолей. 1996. N 9.
27. Серебренитский К.И. Дэрдэ...// Новый Водолей. NN 117, 118.
28. Серебренитский К.И. Йубедэ... // Новый Водолей. 1966. N 9.
29. Забытая тайна Йубедэ-Тяуле // Новый Водолей. N 163.
30. Авиакатастрофа в Сызрани // Ведомости Самарской Губернии. 09.08.1997.
31. Серебренитский К.И. Йубедэ... // Новый Водолей. 1996. N 9.
32. Ведомости Самарской Губернии. 1999. N 47.
33. Дмитриев В.Д. Чувашские предания о Степане Разине // История и культура Чувашской АССР. Чебоксары, 1997.
34. Ютен С. Тайны подземных цивилизаций (Электронная публикация 2001).
35. Жемчужины Жигулей. Сборник. Куйбышев, 1974.
36. Памятники природы Куйбышевской области. Сборник. Куйбышев, 1986.
37. Лучше гор могут быть только... пещеры // АиФ. 1999. N 14.
38. Емельянов М.А. Жигулёвская Кругосветка. Куйбышев, 1938.
39. Жемчужины Жигулей. Сборник. Куйбышев, 1974.
40. Комзин И.В. Я верю в мечту. М.: Политиздат, 1973.
41. Тополь Э. Как я спасал Горбачёва // Независимая газета. 24.09.1991.
42. Жемчужины Жигулей. Сборник. Куйбышев, 1974.
43. Валишевский К. Первые Романовы ...
44. Там же.
45. Тайна кладов // Инженер. 1998. N 6.
46. Цыбин В. Завещание Степана Разина // Оракул. 1994. N 7.
47. Буровский А. Сибирская Жуть. М. 2001. N 3.
48. Федерация. 1993. N 55.
49. Жемчужины Жигулей. Сборник. Куйбышев. 1974.
50. Серебренитский К.И. Предания о пещерных старцах на Самарской Луке // Самарская область. Этнос и Культура. 1996. N 1.
51. Емельянов М.А. Жигулёвская Кругосветка. Куйбышев, 1938.
52. Мельников П.И. Из раскольничьего быта. М., 1951.
53. Чеглов А. Кругом Жигулей на лодке. Самара, 1910.
54. Лучше гор могут быть только... пещеры // АиФ. 1999. N 14.
55. Ляпицкая С. В Жигулях. Куйбышев, 1962.
56. Там же.
57. Лучше гор могут быть только... пещеры // АиФ. 1999. N 14.
58. Тайна Вавилова Дола // Духовная Литература. Самара, 1999.
59. Карасёв В. Тайна срубной культуры // Самара и Губерния. 2002. N 2.
60. Кукушкин В. Химеры урочища X. М.: Новация, 1997.
61. Аномалия. 1999. N 1.
62. Путешествие в Прошлое. Сборник. Самара, 1992.
6З. Луи Жаколио. Пожиратели Огня. М., 1998.
64. Бержье Ж. Утро магов. Киев: София, 1994.
65. Самарские губернские ведомости. 1999. N 39.
66. Карасёв В. Управа // Самара и Губерния. 2001, N 4.
67. Варсегов Н. Штурмовать Долину смерти... // Комсомольская правда. 14.09.2000.
68. Игнатов В. Ждать ли самарского Чернобыля? // Алекс-Информ. 1996. N 44-45.
69. Асов А. Золотая книга Коляды.
70. Жемчужины Жигулей. Сборник. Куйбышев, 1974.
71. Царёв Курган. Самара: Государственный педагогический университет, 1999.
72. Налимов В.В. Канатоходец. М.: Прогресс, 1994.
73. Бажов П.П. Уральские Сказы. Свердловск, 1974.
74. Ноинский М. Самарская Лука. Геологические исследования. Казань, 1913.
75. Чернобров В.А. Энциклопедия Загадочных мест Земли // М.: Вече, 2000.
Глава 3. Подземелья Самары
Если это крепость — они могут всё. Здесь, по легенде, живут либо остатки гарнизона, либо... Ну, это чепуха, бабьи сказки...
А. и Б. Стругацкие. "Обитаемый Остров"
Сохранилась в Поволжье сказка о некой опустошительной войне, что в незапамятной древности вели люди с могучим безымянным врагом, повелителем змеев крылатых. В самом конце войны, терпя сокрушительное поражение, жители покинули эти места. Ушли, а чтобы враг не смог последовать за ними, самые искусные мастера воздвигли неприступную крепость. И остался при ней гарнизон.
Прошли несчётные годы. Окаменели, стали горными кручами летучие змеи, обратились в утёсы могучие богатыри. Новые народы пришли и заселили опустевшие земли. Позабылась былая война. Древняя неприступная крепость ушла под землю. Затянули её песок и глина. Забылось даже место, где некогда стояла твердыня, и каждый рассказчик называет его по-своему. И некоторые говорят, что укрыта крепость на Овечьем холме, в месте, где впадает в Великую Волгу река Самара. Так ли это — не знаем. Но едины сказители в одном — крепость цела. И всё так же исправно несёт свою службу древний гарнизон.
Данная сказка хорошо перекликается с загадочным теософским преданием, что в конце ледникового периода остались на Земле две разумные расы: люди и змеелюди. Последние построили в различных зонах Земли некие "башни-усыпальницы" с огромными подземельями. Одна из них была в Поволжье. (Любопытно отметить, что даже само название Самара в переводе с халдейского SamrasiN — переводится, как "сторожевая башня"). Эти "башни" управляют погодой, вызывают появление новых видов живых существ, влияют на поведение народов, живущих на "контролируемой" территории.
Согласно теософским преданиям их главные Башни находились на полюсах планеты. Одна — в заснеженной Арктике, другая — в ледяной Антарктиде.
Вся эта информация носит откровенно сомнительный характер, так как вероятно не существует ни одного исторического документ, которым она могла бы быть подтверждена.
Другое дело, что практически нет и каких-либо иных документов освещающих начальную историю города Самары и её окрестностей.
А документы, что неким чудом сохранились, скорее, противоречат современным сведениям.
Так, например, в 1987 году во время проведения земляных работ на углу улиц Ставропольской и проспекта Кирова была найдена ритуаль<