Из истории развития сметного нормирования в России

Введение

Типовая технологическая схема производства земляных работ при строительстве зданий промышленно-гражданского назначения.

Планировка территории, срезка растительного грунта и обратная засыпка грунта выполняются бульдозером мощностью 80-130 л. с. Перемещение грунта производится на расстояние в соответствии с ПОС.

Разработка грунта в котлованах и траншеях производится одноковшовым экскаватором с различным сменным оборудованием и разной емкостью ковша. Для выполнения небольших объемов земляных работ (малоэтажное строительство, прокладка инженерных сетей) используются экскаваторы с емкостью ковша 0,15-0,4м .

Определение размеров котлованов и траншей.

Часть I

Чтобы определить объемы земляных работ при разработке котло­ванов и траншей, необходимо знать их основные размеры: глубину (Н), ширину (В) и длину (L).

Глубина разработки котлованов и траншей принимается по проектным данным: от «черной» отметки поверхности земли до отметки заложения основания под фундаменты или подстилающего слоя под полы и уменьшается натолщину срезки растительного грунта, если объем среза подсчитывается отдельно.

Часть II

Размеры траншей определяются в зависимости от размеров фундаментов, диаметра прокладываемых труб, способа производства работ. Расстояния между конструкциями и стенками траншей понизу принимаются в том же порядке, что и для котлованов.

Свайные работы

Объем работ для исчисления стоимости по погружению свай подсчитывается по проектным данным в следующем порядке:

а) железобетонных сплошных - по проектным размерам свай в м3;

б) железобетонных полых - по наружным размерам без вычета
пустот в м3;

в) металлических - по массе свай в т, указанных в проектных
спецификациях.

Фундаменты.

Для подсчета объемов работ необходимы:

· рабочие чертежи;

· план и сечения фундаментов;

· спецификации сборных элементов и арматуры;

· пояснения на чертежах (марки бетона и раствора, устройство гидроизоляции и оснований под фундаменты и т. п.).

Стены и перегородки.

Объем стен и перегородок определяют за вычетом проемов по на­ружному обводу коробок в м3. При подсчете стен указывают массу ар­матуры по классам, закладных деталей и класс бетона.

Каркасы зданий.

Каркасом называются конструкции, несущие нагрузку от перекрытий здания и ограждающих конструкций (стеновых панелей и покрытия), - это колонны, ригели, балки, фермы и связи.

Здания, в которых нагрузка от перекрытий распределяется на стены (из кирпича или блоков), называются бескаркасными. При этом раздел «Каркас» в сметах отсутствует.

Сметная стоимость ригелей балок, ферм и связей в таких случаях включается в разделы «Перекрытия» и «Покрытия», а отдельно стоящих колонн - в раздел «Стены».

Перекрытия и покрытия.

Объем монолитных железобетонных плит перекрытия определяют с учетом опорных частей, входящих в стены. При наличии в безбалочных перекрытиях вутов объем их включается в объем плит.

Объем ребристых перекрытий определяют по суммарному объему балок и плит, а безбалочных перекрытий - по объему плит и капителей.

Кровли.

В этом разделе, кроме работ по устройству кровли, подсчитывают объемы работ по устройству стропил, слуховых окон, деревянных карнизов, обделки на фасадах, желобов, ограждения кровли и колпаков над шахтами.

Огрунтовку бетонных оснований и цементных стяжек под ру­лонные и мастичные кровельные покрытия учитывают дополнительно.

Заполнение проемов.

Площадь оконных проемов определяется по наружным размерам коробок.

Витражи, оконные блоки и витрины металлические.

Витрина - светопрозрачное ограждение устанавливаемое в первых этажах с целью выставки товаров и рекламы.

Витраж -стеновая светопрозрачная ограждающая конструкция.

Стеновые переплеты - металлическая светопрозрачная конструкция для заполнения оконных проемов зданий или переплеты, объединенные в ленточные горизонтальные полосы.

Объем конструкций застекленных тамбуров входов в здание подсчитывается отдельно, так как в смете они нормируются как стеновые переплеты, а не как витражи.

Полы.

Комплексный (укрупненный) подсчет объемов работ по устройству полов с подстилающим слоем и гидроизоляцией может применяться, когда конструктивная характеристика полов, принятая в нормах и единичных расценках, совпадает с характеристикой в рабочих чертежах. Во всех остальных случаях подсчитывается объем работ по элементам: подстилающие слои, все виды изоляции и покрытия отдельно.

Лоджии, балконы и козырьки.

При устройстве в здании лоджий и балконов из сборных железо­бетонных плит подсчитывают объемы работ:

• укладка плит в шт.;

• устройство изоляции и покрытия плит в м2;

• установка решеток в м;

• установка разделительных стенок, экранов, ограждений в шт.

Отделочные работы.

Объем работ по облицовке поверхности природным камнем и же­лезобетонными офактуренными плитами и деталями должен

исчисляться по площади поверхности облицовки.

Размеры стен и колонн принимать с учетом переломов в плане по

наружному обводу, т. е. по сечениям, включающим облицовочные

плиты;

Разные работы.

Отмостка устраивается вокруг всего здания. Основание отмостки делается из бетона или щебня, покрытие бывает асфальтовое, асфальтобетонное или цементное. Основания подсчитываются в м3, покрытия в м2. В необходимых случаях предусматривает устройство корыта в м2 или м3.

Календарный план строительства представляет собой проектный документ, в котором в соответствии с характером и объемом строительно-монтажных работ устанавливают целесообразную последовательность работ и сроки строительства. Календарный план устанавливает сроки проведения подготовительных и общеплощадочных работ, распределение объема капитальных вложений и объемы строительно-монтажных работ по этапам и срокам строительства. Сроки строительства должны учитывать нормы продолжительности строительства. Календарный план объекта должен охватывать весь комплекс работ по возведению здания, начиная с подготовительного периода и кончая пуско-наладочными работами и благоустройством.

Все работы, за исключением: устройство фундаментов нулевого цикла, устройство кирпичной кладки внутренних и наружных стен, устройство щебеночной под полы бетонные, выполняются в одну смену. Срок строительства по календарному плану составляет 4 месяца.

По календарному плану строительство ведется в течении 124 рабочих дней. Среднее число работающих на строительстве жилого дома составляет:

786,32:124 = 6,34 человек.

где 786,32 – трудовые затраты на все строительство жилого дома в человеко-днях.

Максимальное число рабочих в день по календарному плану составляет 9 человек.

Коэффициент неравномерности движения рабочих, получаемый путем деления максимального количества рабочих на среднесписочный состав, составляет: = Rmax:Rср

= 9:6,34=1,42

Раздел 2. Ценообразование и сметное дело.

Реконструкция

При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

- расширение отдельных зданий и сооружении основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;

- строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;

- строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

Капитальный ремонт

К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Введение

Из истории развития сметного нормирования в России

Становление и развитие сметного нормирования обусловлено необходимостью регулирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющими их подрядчиками.

В России первый опыт производственного нормирования в строительстве относится к 1811-1812 гг., когда были разработаны Уроч­ные реестры по части гражданского строительства и по военным работам. Эти документы содержали нормы расхода рабочей силы, транспортных средств и материалов. Впоследствии для уточнения Урочных реестров проводились нормативные наблюдения и на основе их результатов, а также статистических данных в 1832 г. был издан общий нормативный сборник «Урочное положение на все общие работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях».

«Урочное положение» неоднократно пересматривалось с целью его уточнения, а главным образом, снижения норм. В 1869 г. оно было утверждено правительством. Нормативного документа такого уровня, регулирующего организацию и экономику строительного производства, на тот момент не имела ни одна страна мира.

После Октябрьской революции в 20-х годах прошлого века было сделано несколько попыток приспособить «Урочное положение» к новым условиям, а затем проведен коренной его пересмотр и издан новый по форме и содержанию нормативный сборник - «Свод производственных строительных норм» (1927-1930 гг.)

Значительные изменения в области сметного нормирования произошли в 1955-56 гг., когда в состав Строительных норм и правил (СНиП) вошли сметные нормы и правила (СНиП IV). В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы (ЭСН) на строительные конструкции и работы. Разрабатывались они с использованием принципов укрупнения и усреднения. Тогда же были введены среднерайонные сметные цены на эксплуатацию строительных машин, на строительные материалы и конструкции, на перевозки грузов. На основе элементных сметных норм и цен на ресурсы были составлены сборники единых районных единичных расценок на строительные работы (ЕРЕР). Для определения стоимости монтажных работ были разработаны ценники на монтаж оборудования. Таким образом, была сформирована государственная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. В конце 50-х- начале 60-х годов на основе ЭСН и ЕРЕР приступили к разработке укрупненных сметных нормативов: укрупненных сметных норм (УСН), укрупненных расценок (УР), а затем прейскурантных цен на здания и сооружения (ПРЗС).

СНиП неоднократно пересматривались, совершенствовались и в наиболее системном виде правила определения сметной стоимости строительства были представлены в СНиП IV-84. В 16 главах были объединены все существовавшие ранее самостоятельно сметные нормативы, в том числе элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН-84), сметные цены на ресурсы, единые районные единичные расценки на строительные работы (ЕРЕР-84), расценки на монтаж оборудования (РМО-84), нормы лимитированных затрат, укрупненные сметные нормы и др.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм и цен) сметно-нормативная база в составе СНиП IV-84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специалистов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересы строительных организаций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ. Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат: на заработную плату рабочих, на эксплуатацию строительных машин, нормы плановых накоплений и др.

В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым подходом к определению стоимости строительства. Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и системы сметных нормативов.

Начиная с 1992г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов. Новые подходы к ценообразованию в строительстве получили отражение в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94. Он явился основополагающим методическим документом по ценообразованию в строительстве, определяющим его (ценообразования) цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.

В 2004 г. Свод правил и Методические указания были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Методика включила в себя как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.

Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др.

Если в «переходные» 90-е годы XX в. развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей в ценах 1991 г., востребованных ввиду распространенности ресурсного метода составления смет, то к концу десятилетия в связи с достижением относительной стабилизации цен в строительстве сложились предпосылки к переходу на новую сметно-нормативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определены Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве.

Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой форми­рования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.) и прочих затрат. На базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР-2001). При необходимости могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР).

Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района- Московской области в ценах на 01.01.2000 г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновлением ежемесячно или раз в квартал).

После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции перешли к Министерству регионального развития Российской Феде­рации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

Наши рекомендации