Особенности зимнего бетонирования.
При выполнении бетонных работ в зимнее время одновременно решаются две взаимосвязанные задачи: технологическая (обеспечение необходимого качества бетона к заданному сроку) и экономическая (обеспечение минимального расхода материальных и энергетических ресурсов).
Технологическую задачу решают путем применения методов выдерживания бетона. Чтобы обеспечить достойное решение экономической задачи производят учет денежных средств.
При бетонировании в зимних условиях применяют специальные способы приготовления, подачи, укладки и выдерживания бетона.
При приготовлении бетонной смеси ее температуру искусственно повышают за счет подогрева заполнителей и воды. Заполнители можно подогревать паровыми регистрами, в установках с продувкой дымовых газов через слой заполнителя, горячей водой.
Общую продолжительность перемешивания смеси увеличивают не менее чем на 25% по сравнению с летними условиями.
Транспортирование бетонной смеси следует осуществлять от места приготовления до места укладки по возможности быстрее, в закрытой утепленной и подогретой таре, без перегрузок. Для дальних перевозок более целесообразным может оказаться доставка на объект сухих бетонных смесей в автобетоносмесителях, затворения их горячей водой и перемешивания перед укладкой в опалубку.
Места погрузки и выгрузки бетонной смеси должны быть защищены от ветра и утеплены. Основание, на которое укладывается смесь, а также способ укладки должны исключить возможность ее промерзания.
Бетонирование следует вести без перерывов, ранее уложенный слой бетонной смеси должен быть перекрыт до того, как его температура окажется ниже предусмотренной ППР.
В практике зимнего бетонирования нашли применение следующие методы выдерживания бетона после укладки:
выдерживание бетона с применением химических добавок, снижающих температуру замерзания воды и ускоряющих твердение бетона;
использование начального теплосодержания смеси и экзотермического тепловыделения цемента, сопровождающего твердение бетона;
внесение в бетон тепла внешними источниками тепловой энергии.
Указанные методы могут применяться комплексно.
Выдерживание в искусственных укрытиях (тепляках). В связи с появлением за рубежом в последнее время новых пленочных покрытий выдерживание бетона в тепляках стало применяться в более широких масштабах, так как за счет «пленочного» эффекта в них создаются комфортные условия для твердения бетона.
Пленочные тепляки могут устраиваться на отдельные конструкции, на этаж и даже полностью на все здание. Эффективность искусственных тепляков может быть повышена при использовании в качестве укрытий пневматических конструкций.
Метод «термоса». Внутренний запас теплоты в бетоне создается за счет подогрева бетонной смеси и теплоты, выделяемой при химической реакции экзотермии цемента до того момента, когда в какой-либо части забетонированной конструкции температура упадет до 0°С. Чтобы сохранить тепло в бетоне на длительный срок, необходимо после укладывания смеси в конструкцию сразу же после уплотнения покрыть все открытые части бетона слоем теплоизоляции.
Продолжительность выдерживания бетона методом «термоса» должна быть достаточной для достижения как минимум критической прочности, т.е. теплота, необходимая для первоначального твердения бетона, должна сохраняться в нем, по крайней мере, 5-7 сут. Поэтому рекомендуется замешивать бетонную смесь на высокомарочных, высокоэкзотермичных и быстротвердеюших цементах, а опалубку тщательно утеплять.
Оптимальные значения параметров при выдерживании бетона методом «термоса» могут быть выбраны с помощью математического моделирования. При этом в качестве критерия оптимальности обычно принимают минимальную себестоимость 1м3 монолитных конструкций.
Метод «термоса» может оказаться достаточно эффективным и для конструкций с модулем поверхности 8... 10, если осуществить ускорение твердения смеси или понижение точки замерзания воды в бетоне за счет введения в смесь противоморозных добавок — ускорителей твердения, а также если существенно повысить первоначальную температуру бетонной смеси в момент ее укладки за счет кратковременного электроразогрева.
Метод «термоса» с противоморозными добавками - ускорителями.Твердение бетона происходит в результате термосного выдерживания в сочетании с продолжительным воздействием химических добавок. Метод является достаточно надежным и экономичным.
В качестве добавок, понижающих температуру замерзания бетонной смеси, используются нитрит натрия (НН) и более сложные по составу соединения, такие как нитрит-нитрат-хлорид кальция (ННХК) и др.
При применении «метода горячего термоса» (рис. 11) доставляемая на объект теплая бетонная смесь разогревается в специальном бункере или непосредственно в кузове автосамосвала до температуры 60...80°С, укладывается в утепленную опалубку, уплотняется, укрывается теплоизоляционным покрытием и выдерживается обычным методом «термоса» или с дополнительным обогревом.
Предварительный разогрев бетонной смеси ведут при напряжении тока 380 и реже 220 В в течение 10... 15 мин, для чего доставленную порцию бетонной смеси включают в электрическую цепь переменного тока в качестве сопротивления.
Разогрев смеси непосредственно в опалубке исключает преждевременную потерю подвижности, а повторное вибрирование сводит к минимуму возможности структурных повреждений, возникающих при форсированном электроразогреве.
Рис. 11. Бетонирование конструкций с предварительным разогревом бетонной смеси:
а — схема бетонирования; б — разогрев смеси в электробадье; в — разогрев смеси в кузове автомашины; I — БРУ; 2 — передвижная бетономешалка; 3 элсктробадьи; 4 — распределительное устройство: 5 кран; 6 — укладка смеси; 7 — электроды; %с — температура бетонной смеси
Электропрогрев бетона. Чаще всего осуществляется при бетонировании средне массивных конструкций, но может также использоваться при выдерживании тонкостенных конструкций. Сущность электропрогрева заключается в повышении температуры уложенного бетона до максимально допустимой и поддерживание ее в течение времени, за которое бетон набирает критическую или заданную прочность. Метод электропрогрева можно разделить на три группы: электродный прогрев, индукционный прогрев и электрообогрев с использованием различных электронагревательных приборов.
Электродный прогрев (рис. 12 а) основан на свойстве свежеуложенной бетонной смеси пропускать электрический ток и, как любой проводник тока, превращать электрическую энергию в тепловую.
Количество теплоты Q, выделяемой в бетонную смесь при прохождении электрического тока, зависит от силы тока t, омического сопротивления бетонной смеси R и времени прогрева Т:
Q = 3,6 t2 RT
Рис. 12. Электропрогрев бетона: а - электродный; б — индукционный; 1 — электроды; 2— прогреваемая конструкция. 3 — арматура; 4 — кабель; ∆ — шаг; h — высота навивки кабеля
Для этих целей может быть использован сетевой ток, но в большинстве случаев применяют переменный ток пониженного напряжения 50... 100 В. Для подведения электрической энергии к бетону используют поверхностные (пластинчатые, полосовые, плавающие) и внутренние (стержневые, струнные) электроды.
Пластинчатые электроды — стальные пластины, примыкающие к бетонной поверхности. В результате токообмена между противоположными пластинами прогревается весь объем конструкции.
Полосовые электроды — стальные полосы шириной 20... 50 мм, нашитые на поверхности опалубки. В зависимости от схемы включения в цепь они могут прогревать весь объем (сквозной прогрев) или только наружные поверхности конструкции (периферийный прогрев).
Плавающие электроды применяют для прогрева верхних поверхностей конструкций. Их втапливают на 2...3 см в свежсуложенный бетон и присоединяют к разноименным фазам электрической сети.
Стержневые электроды диаметром 6... 12 мм устанавливают в тело бетона перпендикулярно открытой поверхности конструкции. После окончания прогрева стержни остаются в теле бетона.
Струнные электроды устанавливают в центре конструкции вдоль продольной оси и подключают к одной фазе, а рабочую арматуру или металлическую опалубку (деревянную с обшивкой сталью) — к другой. Этот вид электродов применяют для прогрева конструкций, длина которых во много раз больше их поперечного сечения (балки, колонны и пр.).
Индукционный прогрев (рис. 12, б) применяют при бетонировании густоармированных конструкций. При этом методе используется теплота, выделяемая в арматуре или стальной опалубке в период нахождения их в электромагнитном поле, создаваемом индукционной катушкой, которая укладывается в виде изолированного провода вокруг бетонируемого изделия по наружной поверхности опалубки.
Проходя по такому проводу, переменный электрический ток создает переменное электромагнитное поле. В находящемся в этом поле металле возникают вихревые индукционные токи, нагревающие арматуру или стальную опалубку'. Последние контактным путем отдают теплоту бетонируемой конструкции.
Индукционный прогрев может быть применен при любой температуре воздуха. Бетонная смесь укладывается после установки индуктора, что позволяет предварительно отогреть арматуру.
В качестве индуктора используются кабели и изолированные провода. Сечение проводов и число витков определяют расчетом.
Обогрев различными электронагревательными приборами в настоящее время используют гораздо чаще, чем электродный или индукционный прогрев. При этом способе теплота контактным путем передается поверхностям конструкции, а затем распространяется в теле бетона за счет его теплопроводности.
Наибольшей популярностью пользуется обогрев с помощью термоактивной жесткой греющей опалубки и гибких покрытий (ТАГП).
Поверхность греющей опалубки (рис. 13, а, б) изготовляется из металлических или фанерных листов. С противоположной стороны палубы устанавливают электрические нагревательные элементы — греющие провода или кабели, сетчатые или углеродные ленточные нагреватели, токопроводящие покрытия и т.п. Наиболее эффективным считается применение нагревательных кабелей, помещенных в термостойкую изоляцию, состоящую из асбестоцементных листов и утеплителя, прикрытых защитным листом.
Полоски металлической сетки в сетчатых нагревателях изолируют прокладками из асбестовых листов и дополнительной теплоизоляцией из минераловатных плит.
Греющую опалубку применяют при возведении тонкостенных и среднемассовых конструкций и при замоноличивании узлов железобетонных элементов в сборном строительстве. Часто в качестве греющей используется обычная инвентарная опалубка с палубой из стали или фанеры после соответствующего переоборудования. В зависимости от конкретных условий строительства потребная удельная мощность, подводимая к греющей опалубке, может колебаться от 0,5 до 2 кВ • А/м2.
Рис. 13. Электрообогрев бетона с помощью: а, б — греющей опалубки с греющими кабелями и сетчатыми нагревателями; в — ТАГП, 1 — греющий кабель; 2 — асбестовый лист; 3 — утеплитель; 4 — зашитный стальной лист; 5 — нагреватели; 6 — защитный лист; 7 — защитный чехол; 8 — алюминиевая фольга; 9 — отверстия для крепления покрытия; 10 — листовая резина; 11 — греющий провод
Термоактивное гибкое покрытие (ТАГП) применяют при обогреве подготовок под полы, покрытий, перекрытий и т.п. Основой такого покрытия (рис. 13, в) является стеклохолст, к которому прикрепляют углеродные ленточные нагреватели или греющие провода. В качестве теплоизоляции используют стекловолокно с экранирующим слоем из фольги, в качестве гидроизоляции — прорезиненную ткань.
С помощью таких покрытий можно обеспечить нагрев бетонной поверхности до 50 9С, располагая гибкие нагревательные элементы на горизонтальных, вертикальных и наклонных поверхностях и скрепляя их друг с другом с помощью зажимов или предусмотренных для этого отверстий для пропуска тесьмы.
Рис. 14. Схемы инфракрасного нагрева:
а — обогрев арматуры плиты; б, в — термообработка бетона плиты (сверху и снизу), г — локальная термообработка бетона при вол веден и и высотных сооружений в скользящей опалубке; д, е — термообработка бетона стен; ж — тепловая защита укладываемой бетонной смеси; 1 — инфракрасная установка; 2 — арматура плиты; 3 — синтетическая пленка; 4 — термообрабатываемый бетон; 5 —теплоизолирующий мат; 6 — укладываемая бетонная смесь
Инфракрасный нагрев. В монолитном строительстве такой нагрев (рис. 14) используют: при отогреве арматуры, промороженных оснований и бетонных поверхностей; тепловой обработке стен высотных сооружений, возводимых в скользящей опалубке; термообработке и тепловой защите бетона стен, перекрытий, плит возводимых в деревянной, металлической или конструктивной опалубке. Инфракрасный нагрев, как правило, применяют в тех случаях, когда применение контактных методов затруднено.
Теплота от источника инфракрасных лучей к нагреваемому телу передается мгновенно, без участия какого-либо переносчика теплоты. Поглощаясь поверхностями облучения, инфракрасные лучи превращаются в тепловую энергию.
Для бетонных работ в качестве генераторов инфракрасного излучения применяют трубчатые излучатели. Для создания направленного лучистого потока излучатели заключают в плоские или параболические рефлекторы.
Задача
Выбрать 3 варианта самоходных стреловых кранов для монтажа стеновых панелей, провести сравнение по коэффициенту грузоподъемности, определить наиболее оптимальный вариант. Подобрать грузозахватные приспособления. Здание – габаритными размерами 66*72м. Изобразить схему производства данной работы с предварительной раскладкой конструкции.
Решение:
1) Вычерчиваем схемы (план, разрез)
2) Выполняем раскладку стеновых панелей
3) Заполняем спецификацию сборных ж/б элементов
№ | наименование | Марка по каталогу | размеры | Масса эл-та, Т | Потр.кол-во | Масса эл-ов | ||
L | H | B | ||||||
Панель стеновая | ПС60.9.3-3т-10 | 1,27 | 50,8 | |||||
Панель стеновая | ПС60.12.3-3т-10 | 1,70 | ||||||
Панель стеновая | ПС60.18.3-2т-10 | 2,56 | 204,8 |
4) Заполняем таблицу строп
№ | Наименование устройства | эскиз | Грузоподъемность, (Т) | Масса Qгр,(Т) | Высота строповки hс, (М) | назначение |
Строп двухветвевой, ГОСТ 19144-73 | 2,5 | 0,01 0,02 | 2,2 | Установка панелей и перегородок длиной 6 метров |
5) Расчет:
Qтр≥(Ркостр+Ргр.пр.)·k=(2,79+0,02)*1,12=3,14
Рконстр – вес конструкции, (Т)
Ргр.пр. – вес грузозахватывающего приспособления, (Т)
k – коэффициент, учитывающий отклонения фактической массы элементов от расчетной (1,08-1,12)
Qтр – грузоподъемность
Высота подъема крюка:
Нкр=h+hз+hэ+hc+hn
Нкр=12.0+0,5+1,785+2,2+1,5=17,985м
h-высота от точки стояния крана до верхней панели , м
hз-запас на высоте, (м)
hэ-высота, толщина элемента в монтажном положении, (м)
hс – высота строповки, (м)
hn – высота полиспаста, минимальное расстояние от крюка до головки стрелы, 1.5 м
Минимальный вылет стрелы крана:
Lстрmin=3,88м– по характеристикам крана
Требуемый вылет стрелы крана:
Lстртр=
Lстртр ≥ Lстрmin
6,33м ≥ 3,88м
6) Из таб.92 4,7 стр 92. Выбираем 3 варианта самоходных стреловых кранов для монтажа стеновых панелей :
1. Автомобильный кран КС-4571
2. Пневмоколесный кран КС – 4362
3. Гусеничный кран СКГ-40/63
7) Эффективность выбора кранов по техническим параметрам оценивают по величине коэффициента использования грузоподъемности кранов:
Кгр=Qср/Qmax≤1
Кгр – коэффициент использования кранов по грузоподъемности;
Qср- средняя масса элемента в группе элементов, подлежащих монтажу, Qmax- наибольшая грузоподъемность крана, Т
Qср=(g1n1+g2n2+…+gnnn)/(n1+n2+nn), где g1g2…gn – масса различных элементов (Т),
n1,n2,nn – количество элементов в соответствующей группе, (м)
Qср = (1,27*40+1,70*120+2,56*80+1,38*8+1,85*24+2,79*16) / /40+120+80+8+24+16=1,94
КС – 4571 kгр=1,94/16=0,12≤1
КС – 4362 kгр=1,94/16=0,12≤1
СКГ –40/63 kгр=1,94/63=0,03≤1
При сравнении по коэффициенту грузоподъемности КС-4571 наиболее оптимальный вариант.
Список литературы
1. Соколов А.Г. «Технология строительного производства» М.; АКАДЕМИЯ; 2005г.
2. Тарантуха Н.А. «Технология и организация строительного производства» М.; АСВ; 2006 .
3. Справочник строителя. Строительная техника, конструкции и технологии. М.; Техносфера; 2007г.
4. СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»