Стадийность проектирования магистральных трубопроводов
Проектирование магистральных трубопроводов ведется в несколько стадий:
· Технико-экономическое обоснование (ТЭО); · технический проект; · рабочие чертежи. При составлении ТЭО: 1) выполняется анализ ресурсов нефти (нефтепродуктов, газа), предназначенных для транспортировки по данному трубопроводу; 2) составляется баланс грузопотоков в динамике по годам; 3) выбирается генеральное направление трассы трубопровода; 4) определяется производительность трубопровода при полном развитии и по очередям строительства; 5) находится оптимальный диаметр и ориентировочное число перекачивающих станций; 6) устанавливается очередность строительства и ввода мощностей; 7) определяется стоимость строительства на основании укрупненных нормативов капиталовложений. На стадииТЭО все расчеты производятся укрупненно. Полученные результаты определяют экономическую эффективность будущего объекта, но не дают основания для его строительства. Они используются при разработке ведомственных и общегосударственных планов развития сети трубопроводов. В конце ТЭО помещается проект задания на проектирование, которое утверждается одновременно с утверждением ТЭО. Задание на проектирование содержит следующую информацию: · начальная, конечная и промежуточные точки трубопровода; · производительность трубопровода для первой очереди и при полном развитии; · диаметр и протяженность магистрали; · тип перекачивающих агрегатов; · способ перекачки (обычная, последовательная, «горячая» и т.д.) · намечаемые сроки строительства, порядок его осуществления и ввод мощностей по очередям; · наименование генеральной проектной организации и строительной организации - генподрядчика и т.д. Задание на проектирование является основным исходным документом для разработки технического проекта и рабочих чертежей. Технический проект на строительство трубопроводаявляется основной и наиболее ответственной стадией проектирования. Целью технического проекта является однозначное и окончательное определение стоимости строительства. Исходя из этого в техническом проекте решаются следующие вопросы: · уточнение баланса грузопотоков нефти (нефтепродукта, газа), намеченных на стадии ТЭО; производительности трубопровода; начальной, конечной и промежуточных пунктов; · выбор оптимальной трассы трубопровода; · определение оптимального диаметра по уточненной производительности; · проведение основных технологических расчетов по определению режима работы, расстановке перекачивающих станций, выбору основного оборудования; · определение сметной стоимости строительства; · расчет себестоимости транспортировки нефти (нефтепродукта, газа) и экономической эффективности строительства. После рассмотрения и утверждения технического проекта соответствующей экспертной комиссией проектная организация приступает к составлению рабочих чертежей. Заказчик учреждает дирекцию строящегося трубопровода, которая размещает заказы на оборудование и материалы, заключает договоры со строительными организациями на производство работ. Составление рабочих чертежейявляется завершающей стадией проектирования и основной формой документации, по которой ведется конкретное строительство. Рабочие чертежи составляются в строгом соответствии с утвержденным техническим проектом. В них уточняются и детализируются решения, принятые в техническом проекте, в такой степени, чтобы по чертежам можно было выполнять соответствующие строительные и монтажные работы. Незначительные отступления от технического проекта допускаются только в случае, если они направлены на улучшение отдельных его решений (уточнение трассы на некоторых участках, замена устаревшего оборудования новым и т.п.). Состав и форма рабочих чертежей определяются действующими эталонами, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и указаниями, действующими в отрасли. Трубопроводы малой производительности и протяженности допускается проектировать без предварительного ТЭО, а при небольшом числе перекачивающих станций в одну стадию - технорабочий проект. |
Плановая фактическая сметная себестоимость (смотри вопрос 13)
18. Базисно-индексный метод (+/-)
Базисно-индексный (индексный) метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне, т.е. стоимость работ и затрат в базисном уровне цен умножается на индексы (коэффициенты пересчета).
Возможны несколько вариантов назначения коэффициентов пересчета:
•На смету в целом. В этом случае после составления сметы и суммирования прямых затрат по всем расценкам сумма прямых затрат умножается на коэффициент пересчета.
•На отдельные разделы сметы. Если смета состоит из нескольких разделов (например, "Кладка стен", "Монтаж электрооборудования", "Внутренняя отделка"), то возможно применение различных коэффициентов пересчета к каждому из разделов сметы.
•К каждой расценке. Прямые затраты к каждой из расценок сметы считаются сразу с учетом коэффициента пересчета.
•К элементам расценки (к элементам прямых затрат). Коэффициенты пересчета применяется отдельно к каждой из составляющих расценки - к ЗП, ЭММ и М, с последующим суммированием составляющих для определения прямых затрат.
Базисно-индексный метод, позволяет с достаточной степенью точности определять стоимость строительства в текущем уровне цен. Пользуясь указанным методом, получили возможность определять стоимость строительства по средним текущим ценам на любой момент времени и достаточно быстро. Фактически этот процесс занимает несколько минут машинного времени. Таким образом, хотя большинство специалистов полагает, что наиболее перспективным является ресурсный метод, базисно-индексная методика тоже пользуется определенным успехом. Ресурсный метод предпочтительнее для частных заказчиков, которые стремятся получить максимально точный расчет смет на строительство. В то же время для государственных организаций-заказчиков, которые оперируют более значительными бюджетными средствами, несомненно, выгоднее иметь расчеты на основе базисно-индексного метода. |