Конструктивные схемы многоэтажных промзданий
Для размещения различных производств наиболее рациональной конструктивной схемой является многоэтажный каркас. Каркасные системы открывают широкие возможности для планировки помещений и в большей степени отвечают требованиям по размещению технологии производства. До настоящего времени каркасные промздания в основном возводились из сборного железобетона. Высота промзданий как правило не превышает шести этажей общей высотой до 40м.
Сетка колонн и высота этажа определяется функциональным назначением. Наиболее распространенные сетки колонн – 6х6, 6х9, 6х12, реже 9х9, 9х12 и 12х12. Небольшой шаг обусловлен большими промнагрузками на перекрытия.
Различают:
-каркасы регулярной структуры (рис.15.5,а);
-каркасы с верхним крановым этажом(рис.15.5,б);
-каркасы с межферменными этажами.
Рис.15.5. Каркас многоэтажного промышленного здания: а – с регулярной структурой; б – с мостовым краном на верхнем этаже
Пространственная жесткость каркасной несущей системы обеспечивается вертикальными конструкциями - рамами, диафрагмами жесткости или связевыми панелями, которые объединены дисками перекрытий.
От способа восприятия горизонтальных нагрузок различают рамные, связевые, рамно-связевые и комбинированные каркасы.
Рамные системы - горизонтальная нагрузка воспринимается продольными и поперечными рамами с жесткими узлами сопряжения колонн и ригелей, колонн и перекрытий.
Жесткое сопряжение элементов перекрытия с колоннами в двух направлениях чаще всего встречается в каркасах из монолитного бетона.
Рис.15.6. Жесткие узлы сопряжения сборных ригелей с колоннами
Связевые системы - горизонтальная нагрузка воспринимается вертикальными диафрагмами жесткости. Узлы сопряжения колонн и ригелей принимаются - шарнирными.
Рамно-связевые системы – рамная система в поперечном направлении, в продольном - связевая система.
Комбинированные – рамная система в сочетании со связевой системой в одном направлении.
Наиболее распространенный тип каркасов из сборного железобетона это рамно-связевый – рамный в поперечном направлении и связевый в продольном. Встречаются и комбинированные каркасы и с различными типами сопряжений элементов перекрытий и колонн.
Диафрагмы жесткости могут быть – сплошные плоские, в виде ядер жесткости различного очертания в плане, и в виде связевых панелей из металлических связей.
Диафрагмы жесткости могут устанавливаться и в рамном направлении при недостаточной пространственной жесткости.
По способу возведения:
-из сборного железобетона с системой разрезки
-каркасы из монолитного железобетона;
-сборно-монолитные каркасы – комбинация предыдущих двух.
Несущими элементами сборного каркаса являются: колонны, ригели, плиты перекрытия и покрытия, элементы жесткости, фундаменты и стены.