Арматура для железобетонных конструкций
Арматура устанавливается в основном для восприятия растягивающих усилий и для усиления сжатой зоны бетона конструкций.
Арматура, устанавливаемая по расчету, называется рабочей.
Арматура устанавливается из конструктивных и технологических требований – монтажная или конструктивная: она обеспечивает проектное положение рабочей арматуры, распределяет равномерно усилия от усадки и температурные, возможные непроектные механические воздействия.
Рабочая и монтажная арматура объединяется в каркасы и сетки.
Арматуру разделяют по следующим признакам:
1.По технологии изготовления – стержневая, проволочная и канаты.
Стержневая – Æ 6-40мм.
2.По способу поставки - при d ≤ 10 – бухтах, d ³ 10 – прутки.
3.По способу упрочнения горячекатаная разделяется: на термически упрочненную;
упрочненная холодным деформированием - вытяжкой или волочением.
4.По форме поверхности - периодического профиля или гладкая.
5.По способу применения - напрягаемая и ненапрягаемая.
6.Жесткая арматура из металлопрофилей – двутавры, швеллера и уголки.
Механические свойства арматурных сталей. Прочностные и деформационные характеристики сталей устанавливают по диаграмме s - e, получаемой при испытании на растяжение.
Горячекатаная мягкая сталь обладает площадкой текучести и характеризуется: sy - пределом текучести; su - временным сопротивлением и значительным удлинением после разрыва – 25%.
Высоколегированные стали и термически упрочненные не имеют площадку текучести, для них установлен условный предел текучести s0,2 , условный предел упругости s0,02.
Пластические свойства арматуры характеризуются остаточным удлинением после разрыва – это характеризует возможность работы арматуры в конструкции (разрыв или плавный характер разрушения, возможность изготавливать арматурные изделия - механизация работ).
Наряду с прочностными и деформационными характеристиками часто требуется учитывать и ряд других свойств: свариваемость, хладноломкость.
Для армирования железобетонных конструкций с предварительным напряжением и без предварительного напряжения применяются следующие виды арматуры:
-горячекатанная гладкая (А240) или периодического профиля индекс (А300);
-термомеханически упрочненная периодического профиля;
-холоднодеформированная периодического профиля Æ3-12мм, индекс В (Вр);
-арматурные канаты диаметром 6-15мм, индекс К.
Дополнительные индексы буква «с» указывает на свариваемость, «к» - на повышенную коррозионную стойкость.
Модуль упругости для всех видов арматуры кроме канатной принимается 200000МПа; для канатной - 180000МПа.
Для ненапрягаемых конструкций используется А240 – А500.
В качестве продольной А300 – А400.
Поперечная и монтажная А240 – А240.
Сетки изготавливают В500.
Для напрягаемых конструкций – А500 и выше, все виды Вр и К.
Ненапрягаемую арматуру изготавливают в виде сварных (иногда вязаных) каркасов (плоских или пространственных) и сеток.
Стержни обычно по углам соединяются контактной или дуговой сваркой.
Плоские сварные каркасы изготавливают из двух или более продольных стержней с привариваемых к ним поперечной арматурой. Соотношение диаметров продольной и поперечной арматуры должен быть не менее 1/3 – ¼.
Расстояние между стержнями регламентируется нормами и зависит от диаметров стержней и размеров фракций заполнителя.
Арматурные проволочные изделия - к ним относятся арматурные канаты и пучки.
Канаты и пучки используются в предварительно напряженных длинномерных конструкциях
Железобетон
Одним из основных факторов, обеспечивающих совместную работу бетона и стальной арматуры, является сцепление материалов. Прочность сцепления арматуры с бетоном оценивают по результатам испытаний на выдергивание или вдавливания арматурного стержня, заанкеренного в бетоне.
Прочность сцепления зависит от следующих факторов:
-зацепления за выступы на поверхности арматуры -75% ;
-сил трения по контакту поверхности арматуры и бетона ;
-склеивания арматуры с бетоном.
С увеличением прочности бетона сцепление возрастает.
Анкеровка арматуры это закрепление концов арматуры для передачи усилий с арматуры на бетон за рассматриваемое расчетное сечение. Анкеровка осуществляется за счет сил сцепления, а также с помощью специальных устройств.
Анкеровка ненапрягаемой арматуры осуществляют следующим образом:
-ввиде прямого окончания стержня;
-устройством на концах загибов или крюков;
-приваркой или установкой поперечных стержней;
-установка специальных анкерных устройств.
Анкеровка напрягаемой арматуры осуществляют следующим образом:
-ввиде прямого окончания стержня;
-установка специальных анкерных устройств.
Базовая длина анкеровки необходимая для передачи усилия в арматуре с полным расчетным сопротивлением RS на бетон определяется по формуле
где AS и uS –соответственно площадь поперечного сечения стержня и периметр его сечения;
- расчетное сопротивление сцепления арматуры (при равномерном распеределении напряжений сцепления по длине анкеровки);
h1 – коэффициент учитывающий влияние поверхности арматуры;
1,5-гладкая; 2-холоднодеформированная периодического профиля; 2.5-горячекатанная и термомеханически обработанная периодического профиля; 2.2- для арматурных канатов и т.д.
h2 – коэффициент учитывающий величину диаметра арматуры (1 при d<32мм, и 0,9 при d=36-40мм).
Расчетная длина анкеровки с учетом конструктивного решения зоны анкеровки
где AS,cal и AS,ef – требуемая по расчету и фактическая площадь арматуры; a-коэффициент учитывающий напряженное состояние арматуры и бетона и конструктивное решение зоны анкеровки (1- при прямой анкеровке периодического профиля и гладкой с крюками для растянутых стержней; 0,75 – для сжатых).
По конструктивным требованиям длину анкеровки принимают не менее
lan>0,3 l0,an ; 15d и 200мм.
Усадка и ползучесть железобетона.В железобетонных конструкциях арматура препятствует развитию усадки. Усадка приводит к появлению в бетоне растягивающих напряжений, а в арматуре сжимающих.
Напряжения в бетоне могут превышать сопротивление бетона растяжению. В этом случае образуются усадочные трещины.
Чем больше размеры железобетонных элементов, тем больше влияние усадки. Для исключения этого устраивают усадочные швы.
Ползучесть железобетона является следствием ползучести бетона. Стесненная ползучесть в железобетонном элементе приводит к перераспределению усилий между арматурой и бетоном.
Влияние ползучести:
-в коротких сжатых элементах – позволяет полностью использовать прочностные свойства арматуры и бетона;
-в длинных сжатых и в изгибаемых элементах – увеличивает эксцентриситет и прогиб соответственно;
-в предварительно-напряженных конструкциях – к потере предварительного напряжения.
Релаксация напряжений в бетоне – снижение напряжений при постоянных продольных деформациях.
Ползучесть и усадка протекают практически одновременно и совместно влияют на работу железобетонного элемента.
Коррозионная стойкость бетона зависит от его плотности и от агрессивности среды.
Коррозия арматуры протекает одновременно с бетоном. Коррозия происходит в результате химического и электролитического воздействия окружающей среды. Продукты коррозии имеют больший объем и разрывают бетон.
Защитный слой бетона
Это расстояние от поверхности арматуры до грани бетона.
Защитный слой бетона необходим для:
-обеспечения совместной работы арматуры и бетона;
-защиты от внешних воздействий - температуры, влаги, агрессивной среды.
Толщина защитного слоя зависит от видов и диаметра арматуры, размера сечений, вида и класса бетона, условий эксплуатации.