Городского поселения ступино

Территория городского поселения Ступино, занимающая южную часть Ступинского муниципального района, была заселена еще в глубокой древности. Свидетельством этого являются археологические памятники разных эпох.

Наиболее ранние из известных в настоящее время археологических памятников на территории городского поселения Ступино относятся к эпохе неолита. Археологические памятники эпохи неолита (5-3 тысячи лет до новой эры), здесь представлены поселениями и стоянками и одним из ярчайших памятников этого периода - грунтовым могильником, расположенным между деревней Малюшина Дача городского поселения Ступино и деревней Прилуки Серпуховского района. На территории городского поселения Ступино известно несколько памятников эпохи раннего железного века, расположенных у населённых пунктов: Лужники (селища Лужники-2 и Лужники-3), Соколова Пустынь (поселение Лесосплав, селище Соколова Пустынь), Суково (селище).

Начало славянской колонизации территории Волго-Окского междуречья относится к концу 8-9 веков. С этого этапа принято рассматривать средневековую археологическую эпоху в лесном регионе. В этот период началось масштабное освоение территории современного Ступинского района и его южной части, составляющей городское поселение Ступино.

Из известных в Ступинском районе 33 памятников археологии древнерусской эпохи на территории городского поселения Ступино находятся 8: городище Старая Кашира, 4 селища и 3 курганных могильника. Памятники археологии этого периода расположены по течению реки Оки и ее притоков Каширка и Киреевка (Головлинка).

Недалеко от города Каширы в конце 15 века появляется мужской Троицкий Белопесоцкий монастырь. Троицкий монастырь «на песках» впервые упоминается в 1498 году в грамоте каширского наместника Магмет-Аминя. К этому времени уже существовали недалеко от Оки селения Кремична (Кремиченка) и Образцово.

В 16 веке Троицкий Белопесоцкий монастырь был сильно укреплен и являлся, по сути, крепостью-форпостом Каширы. Каменное строительство было начато в 1564 году закладкой Троицкого собора. Затем последовало строительство каменной церкви Сергия Радонежского с трапезной.

Деревня Ступино и другие монастырские селения вошли в состав Белопесоцкой экономической волости. В деревне в то время числилось «23 двора, в которых 235 человек… Крестьяне на оброке», местоположение ее, согласно «Экономическим примечаниям», указано «по обе стороны московской дороги и на левой стороне Кремиченского оврага».

В 1897 году именным царским указом было разрешено Обществу Рязано-Уральской железной дороги провести ширококолейный путь от станции Павелец до города Москвы через города Михайлов и Каширу с ветвью на город Венёв. Участок дороги Павелец-Бирюлево был открыт 19 января 1900 года.

В 1903 году отмечен полустанок Ступино Рязано-Уральской железной дороги. Это было небольшое деревянное здание вокзала с палисадником. Перрон тоже был деревянным. А в 1905 году в его окрестностях стояли казачьи части, предназначенные для разгона московского восстания.

В конце 19 века несколько окружающих Ступино селений (Вихорна, Матвейково, Белопесоцкая слобода и др.) были связаны с врачебной деятельностью Антона Павловича Чехова. Он боролся здесь с эпидемией холеры 1893-1895 годов вместе со своим другом, ставшим впоследствии крупным ученым-демографом, доктором П.И.Куркиным.

В 1931 году руководством страны, ввиду предстоящей электрификации железнодорожного транспорта и необходимости его обеспечения электровозами, было принято решение о строительстве электровозостроительного завода. Место строительства было утверждено северо-западнее города Каширы, на левом берегу Оки, в 5 км от станции Ступино. Территория эта представляла собой мелколесье, болотные очаги, сенокосные угодья и пахотные участки близлежащего колхоза.

В 1934 годустройке был придан статус «рабочего поселка завода электровозов». В черту поселка включались: территория строительства завода электровозов с имеющимся на ней рабочим посёлком, селения Кремиченка и Ступино с их землями, территория гослесфонда и полосы отчуждения Павелецкой линии Московско-Курской железной дороги. Численность населения в образовавшемся посёлке составляла 6000 человек.

В 1935 году началось строительство главного корпуса завода «Электровозстрой». К концу 1935 года «Электровозстрой» и другие аналогичные новостройки были свернуты. В феврале 1936 года «Электровозстрой» посетил А.Н.Туполев и подробно осмотрел все объекты строящегося завода и поселок. На базе существующей стройплощадки предстояло развернуть строительство нового авиационного комбината, в первую очередь винтов переменного шага и организовать производство мелких паровых турбин и позднее учебно-тренировочных самолетов.

В марте 1938 года перед предприятием была поставлена новая задача – в сжатый срок, на территории уже действующего завода создать современный металлургический комбинат, а производство самолетов передать другому заводу.

В 1938 годурабочий поселок Электровозстроя был преобразован в город, названный Ступино, с подчинением его Каширскому райисполкому. 14 сентября 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город был передан в областное подчинение. В 1939 году население города составляло 18980 человек.

Ввод в действие комбината ускорил темпы развития города. За 1939-1941 годы в городе построили и сдали в эксплуатацию около 40000 кв. м жилой площади, две четырёхэтажные средние школы, несколько детских садов и яслей. Перед войной в городе работали ремесленное училище (ФЗУ), вечерний техникум, вечерний институт. В 1940 году ввели в эксплуатацию Зимний клуб (после 1985 года – кинотеатр «Металлург»). Городская больница строилась отдельными корпусами и здания вводились в строй по мере готовности. К концу 1940 года были выстроены новый хлебозавод и железнодорожный вокзал, новое пожарное депо и городская котельная, закончено строительство водопроводной сети из реки Оки и водоочистных сооружений. Был заложен будущий Дворец культуры металлургов, начато строительство Ступинской ТЭЦ. Все основные улицы покрыли булыжником и асфальтом, на них появилось электрическое освещение.

В послевоенные годы развитие города Ступино пошло по пути постепенного превращения города в многоотраслевой промышленный центр, где, помимо машиностроения, стало появляться производство стройматериалов, химической, электротехнической, бумажной промышленности.

Большое значение для предприятий и населения города имело возобновление в 1947 году строительства Ступинской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), в мае 1950 года она дала первый промышленный ток.

С 1949 года начинается выделение государственных средств на жилищное строительство. Наряду с развернувшимся жилищным строительством в 1951 году вводятся в строй новые объекты социального и культурного назначения. В центре города был устроен сквер с фонтаном. Начала официально формироваться зеленая зона вокруг города.

В конце 1952 года через Ступино пошли автобусы из Каширы в Москву. Городские маршруты Ступино-Вокзал-Ступино, Ступино-Москва, Ступино-Кашира открыты в 1953 году.

В 1960 году и сам город существенно расширился – в его городскую черту постановлением исполкома Мособлсовета от 01.04.1960 № 383/9 были включены «населённые пункты Крутышки, Среднее, Белопесоцкая слобода, Левая пойма и Коммунстрой, территории лесопарка, кладбища, второго подъема очистных сооружений, заводов ячеистого бетона, картонной фабрики и завода стеклопластиков». Крутышкинский сельсовет был расформирован Мособлсоветом ещё в 1959 году, и составлявшие его деревни и поселки (перечисленные выше) слиты с городом.

Параллельно старой каширской дороге близ западной границы города Ступино прошла автомобильная дорога на Волгоград, на которой в 1965 году открыт автомобильный мост через Оку. До этого, чтобы переправиться через Оку, приходилось пользоваться наплавным мостом около Белопесоцкого монастыря или совершать большой объезд. Протяженность моста 618 м, его высота над Окой – 30 м.

В мае 1993 года вновь открылся Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. В октябре фирма «Константин Чернов», изготовляющая колокола, подарила монастырю 12 колоколов весом от 4 до 640 кг.

В настоящее время в границах городского поселения Ступино расположены город Ступино и 44 населённых пункта бывших Городищенского, Лужниковского, Ситне-Щелкановского и Староситненского сельских округов.

Планировочная структура городского поселения Ступино базируется на сложившейся и планируемой сети основных транспортных магистралей (автомобильных и железных дорог), сочетании природных планировочных осей вдоль рек Оки, Песочни, Каширки и крупных лесных массивов

В меридиональном направлении планировочную структуру формируют федеральная трасса М-4 «Дон», региональные автомобильные дороги «Каширское шоссе», «Ступино – Малино», Павелецкое направление Московской железной дороги, долины рек Песочни, Каширки, Северки; в широтном направлении – региональная автомобильная дорога «Ступино – Городище – Озёры», планируемая трасса скоростной региональной автомобильной дороги «Ступино – Коломна – Егорьевск – Деревнищи», долинный комплекс р. Оки. В зонах влияния этих структурно-планировочных направлений и природных осей сосредоточены крупные жилые образования – город Ступино, сёла Ситне-Щелканово, Старая Ситня, Лужники, основные зоны мест приложения труда, объекты общественного и рекреационного назначения.

Граница городского поселения Ступино утверждена Законом Московской области от 28.02.2005 № 68/2005-ОЗ «О статусе и границах Ступинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».

Картографическое описание границы городского поселения Ступино приводится в Приложении к указанному Закону Московской области.

Городское поселение Ступино граничит со следующими муниципальными образованиями Московской области:

· на севере – с городским поселением Жилёво и сельским поселением Леонтьевское Ступинского муниципального района;

· на востоке – с Озёрским муниципальным районом;

· на юге – с Тульской областью и Каширским муниципальным районом;

· на западе – с Серпуховским и Чеховским муниципальными районами.

Территория городского поселения Ступино составляет 45017 га.

Общая численность постоянного населения городского поселения Ступино на 01.01.2010 составила 73,8 тыс. человек, в том числе г. Ступино – 65,9 тыс. человек (89,3 %), сельские населённые пункты – 7,9 тыс. человек (11,7 %). Средняя плотность населения – 164 человека на 100 га.

С учётом значительной по площади территории городского поселения, неоднородности её использования, а также уровня развития взаимоувязанных архитектурно-планировочной и транспортной структур в целях решения задач территориального планирования территория городского поселения разделена на 8 планировочных районов:

1. Планировочный район «Ступино – центр».

2. Планировочный район «Ступино – улица Колхозная».

3. Планировочный район «Ступино – Акри – Белопесоцкий – Образцово».

4. Планировочный район «Ситне-Щелканово – Псарёво – Алеево».

5. Планировочный район «Воскресенки – Колюпаново – Старая Ситня».

6. Планировочный район «Песочня – Родоманово – Старое».

7. Планировочный район «Нивки – Суково – Городище».

8. Планировочный район «Вихорна – Соколова Пустынь – Лужники».

В границы планировочного района «Ступино – центр» вошла центральная часть города Ступино (жилые кварталы, расположенные юго-восточнее ул. Пристанционной и промышленно-коммунальная зона, расположенная северо-западнее ул. Пристанционной); западная граница планировочного района проходит вдоль федеральной трассы М-4 «Дон», восточная граница – вдоль полосы отвода Павелецкого направления МЖД.

Границы планировочного района «Ступино – улица Колхозная» проходят: на севере – по охранной зоне ВЛЭП (северной границе города Ступино), на востоке – по абрису крупного лесного массива, на западе – вдоль полосы отвода Павелецкого направления МЖД.

В границы планировочного района «Ступино – Акри – Белопесоцкий – Образцово» вошли территории юго-восточной части города Ступино (северная, восточная и южная границы района проходят по границам г. Ступино).

В границы планировочного района «Ситне-Щелканово – Псарёво – Алеево» вошли территории северо-западной части городского поселения Ступино; южная граница района проходит вдоль трассы магистрального газопровода.

Планировочный район «Воскресенки – Колюпаново – Старая Ситня» на юге граничит с районами «Ступино – центр» и «Ступино – улица Колхозная», северо-западная граница проходит вдоль трассы магистрального газопровода, восточная граница – по абрису крупного лесного массива.

В границы планировочных районов «Песочня – Родоманово – Старое» и «Нивки – Суково – Городище» вошли территории восточной части городского поселения, западная граница районов по границе города Ступино и контуру массива лесного фонда.

Границы планировочного района «Вихорна – Соколова Пустынь – Лужники» проходят: на севере - вдоль трассы магистрального газопровода, на востоке – вдоль федеральной трассы М-4 «Дон», на юге и западе совпадают с границами городского поселения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ развития

Наши рекомендации