Мобильные строительные организации
Мобильность строительного производства - это способность трудовых коллективов и производственных мощностей к перебазированию в короткие сроки на новые места дислокации для обеспечения строительства удалённых от базы объектов. Таким образом, в определение введена цель мобильности - интенсификация строительства и ориентация его на конечный результат .
К мобильным относятся организации, выполняющие работы на объектах, удаленных от постоянного места жительства работников, когда транспортные условия не позволяют им ежедневно возвращаться к месту проживания.
Под мобильностью строительного предприятия автором понимается способность предприятия или его отдельных подразделений оперативно перемещаться на заданные территории (зоны деятельности), концентрироваться на этих территориях в виде производственных мощностей и трудовых ресурсов для эффективного функционирования с целью производства строительной продукции при оптимальном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Мобильность заложена в сущность строительного производства посредством постоянной подвижности трудовых ресурсов, перебазирования с объекта на объект строительных машин и механизмов, доставки конструкций и материалов, применения мобильных зданий и сооружений. Каждый возводимый объект содержит мобильные элементы, обеспечивающие необходимые производственные и социальные условия для работающих, а каждая строительная организация имеет обширную номенклатуру таких элементов в виде комплектов машин и механизмов, наборов мобильных зданий и сооружений.
Роль мобильных организаций в экономике состоит в следующем:
1. Увеличение строительства в определенных районах
2. Производство работ на линейно-протяженных объектах;
3. Рост объема специализированных работ, требующих высококвалифицированных кадров;
4. Освоение новых районов и площадок
Свойство мобильности, прежде всего, сопряжено с территориальной подвижностью строительного производства. Строительное производство подвижно по своей природе, требует перемещения техники и людей по зонам деятельности предприятий или между ними в пределах дислокации организации. Такого рода перемещения не вызывают принципиальных трудностей, поскольку производство выработало адекватные им технологии и методы организации работ.
Основные виды мобильности
Мобильность строительного предприятия можно подразделить на два вида - демографическую и производственную.
Область применения мобильных организаций и их роль в экономике страны состоит в следующем:
увеличение строительства в определённыхрайонах;
производство работ на линейно-протяжённых объектах;
ростобъёма специализированных работ, требующихвысококвалифицированных кадров; пионерное освоение новых районов и площадок; снятие пиковых нагрузок.
Для обеспечения мобильности необходимо выполнение следующих условий:
• проектные решения, позволяющие сооружать объекты с минимальными затратами труда непосредственно на строительной площадке;
• развитая стационарная опорно-тыловая база, снабжающая необходимыми ресурсами мобильные формирования;
• повышение мобильности строительных машин и создание передвижных баз стройиндустрии;
• развитие мобильной социальной инфраструктуры;
• специальные организационные формы, обеспечивающие учёт названных выше факторов в условиях территориально разобщённого и автономно действующего производства;
• стимулирование подвижности трудовых ресурсов на основе вахтового и экспедиционно-вахтового метода.
Специфике мобильного строительства соответствуют такие формы организации труда, как экспедиционный, вахтовый, экспедиционно-вахтовый способы производства. Эти методы отличаются между собой по ряду элементов: структуре управления, режиму труда и отдыха, организации социальной инфраструктуры и др.
Экспедиционный способпредполагает перемещение трудовых коллективов без семей на значительные расстояния от мест проживания на срок до завершения работ или на время, ограниченное возможностями человека с размещением в экспедиционных мобильных поселках (или населенных пунктах), максимально приближенных к месту производства работ. По окончании работ поселок перебазируется на новое место, а работники возвращаются к месту семейного проживания. Циклы выездов к месту работы и возвращений домой повторяются в запланированной очередности. Способ характерен неразвитой инфраструктурой на месте производства работ и связанной с этим необходимостью обеспечить условия жизнедеятельности работников в обстановке автономности.
Вахтовый способисходит из того, что при значительном удалении объектов от мест дислокации строительных организаций и постоянного жительства строителей работа на них осуществляется вахтовым (сменным) персоналом, проживающим без семьи в специальных вахтовых поселках и периодически возвращающихся домой для отдыха. Регулярное чередование периодов труда и отдыха в местах проживания -характерный признак этого метода, применяемого при освоении новых территорий, при рассредоточении объектов, например, в сельском строительстве.
Экспедиционно-вахтовый способявляется комбинацией предыдущих методов и предполагает перемещение на значительное расстояние работников без членов их семей в базовые поселки или города на врем экспедиции с дальнейшей их деятельностью по вахтовой схеме.
Экспедиционное и вахтовое строительство характерно особым режимом труда и отдыха, основанным на суммированном учете рабочег времени, накоплении переработки (сверх 8-часового рабочего дня) и систематическим возвращением на место постоянного проживания. При на значении конкретного режима труда и отдыха учитываются климатические и сезонные влияния, удаленность от базы и условия доставки.
Важным элементом социальной подготовки мобильного строительства является развитая инфраструктура, включающая полевые городки (вахтовые поселки), состоящие из жилой, складской и вспомогательных зон. Жилая зона включает в себя жилые дома и здания социально-бытового и культурного обслуживания.