Особенности организации строительного производства

1) не­подвижность и территориальная закрепленность продукции - объек­тов строительства(зданий и сооружений) и подвижность орудий и средств производства(рабочих, машин и др.), постоянно перемещаю­щихся от объекта к объекту. Для сравнения: на предприятиях промыш­ленности в условиях стационара неподвижны орудия и средства труда и мобильна продукция. Эта особенность оказывает существенное влияние на стабильность производственного процесса и создает большие трудно­сти в обеспечении непрерывности и ритмичности производства.

2) - зависимость от при­родно-климатических воздействий окружающей среды.Продукция строительства непосредственно связана с землей, сложной геологической и гидрогеологической системой, изменяющейся под влиянием воды, температу­ры, сейсмики, сезонных колебаний и т. д. Строительные работы выпол­няются на открытом воздухе, и люди подвергаются воздействию клима­тических факторов: атмосферным явлениям; сменам времен года (сезон­ные колебания) и суток (температура и освещенность). Несмотря на круглогодичность строительства, сезонные условия оказывают свое влияние на методы строительства. Все это сказывается на технологии и организации и создает множественность решений в зависимости от места и времени производства работ. В результате ненормализованности тех­нологии отсутствуют типовые ППР на различные объекты, учитываю­щие разнообразие условий, в которых будет практически осуществляться их сооружение. Отсюда сложность управления системой, подвергающей­ся непрерывным, недостаточно предсказуемым возмущающим воздейст­виям многочисленных внешних факторов. Рассредоточенность объектов на значительной территории предопределяет вынужденную автономию руководителей подразделений, усложняет обмен информацией, огра­ничивает возможности оперативного взаимодействия и управления.

Трудные условия работы предъявляют особые требования не только к технике, но и к человеческому фактору, накладывая свой отпе­чаток на организационные формы и стиль работы.

3) большая ма­териалоемкость.Транспорт связывает завод (склад) и объект в единый технологический процесс. На погрузо-разгрузочные работы и перевозку затрачивается много труда и транспортных средств. Проблема материа­лоемкости и веса зданий решается внедрением прогрессивных объемно-планировочных и конструктивных решений и эффективных материалов. Большая материалоемкость строительства затрудняет создание гаран­тийных запасов материалов, подобно тому, как это происходит в про­мышленности. К тому же часть материалов (например, товарные раство­ры) не могут складироваться и должны идти в дело в течение 1...2 ч по­сле их выпуска, что еще в большей степени увеличивает зависимость стройки от транспорта.

Эти закономерности являются основными, одинаково присущими всем этапам развития строительства, вне зависимости от экономических систем.

4) тенденция переноса производственных процессов со строительной площадки в условия стационарного заводского производства,и тем самым, ослабление действия вышеназванных негативных факторов. Основным направлением развития строительного производства является совершенствование инду­стриальных методов, при которых строительство становится монтажно-сборочной площадкой, куда должны поступать с заводов укрупненные сборные элементы максимальной готовности. Индустриализация строи­тельства предполагает создание и совершенствование отрасли строитель­ной индустрии (заводы ЖБИ, металлоконструкций и др.), что способству­ет росту производительности труда, но одновременно создает значительные специфические трудности управления. Единое по своей конечной продукции строительное производство оказывается рассредоточенным в различных отраслях (промышленность - транспорт - стройка), руково­дство которым осуществляется из трех центров управления.

Необходимость синхронизации трех основных и множества других участников строительного конвейера - одна из основных и наиболее сложных функций организации производства.

5) длительность производствен­ного цикла и высокая стоимость строительной продукции.Стоимость объектов строительства достигает десятков миллиардов рублей. Объекты стоимостью в сотни тысяч и несколько миллионов рублей - рядовое явле­ние. Продолжительность строительства может составлять несколько лет. В этот период исключаются из оборота (омертвляются) крупные финан­совые средства и материальные ценности. В общей продолжительности строительства значительное время занимает подготовительный цикл, в течение которого производят изыскания, проектирование и работы подго­товительного периода. Длительный цикл сооружения объектов влияет на характер планирования и управления, затрудняет функционирование эко­номических рычагов управления.

Определенные мероприятия, направленные на уменьшение про­должительности строительства и всего инвестиционного цикла, ускоряют окупаемость капитальных вложений и выгодны в конечном счете заказ­чикам, строителям и обществу в целом.

6) преимущественно бригадные формы орга­низации труда,характерные только для отечественного опыта организа­ции строительства. Имеется ввиду не вообще применение бригад (звень­ев) на строительстве, существующее повсеместно, а особенности бри­гадной организации труда в бывшем СССР и ныне в России, сохранив­шие характерные черты дореволюционных артелей - большие по чис­ленности, с артельным - "котловым" заработком и распределением, со значительным разрывом в оплате труда между членами коллектива. Эта форма характерна для объединения рабочих низкой квалификации на массовых неквалифицированных работах, что не соответствует совре­менному уровню производства и общества в целом.

7) особая форма специализации с отчуждением основных орудий труда от исполнителей.Только в строи­тельстве управляют основными машинами (монтажными кранами и др.) рабочие одной организации (УМ и т. п.), а бригада строителей, работа ко­торой целиком зависит от этой машины, находится в другой. Для сопос­тавления: нельзя представить себе, чтобы в цехе завода мостовым краном или каким-либо агрегатом или станком управлял рабочий другого завода, соответственно подчиненный другому руководителю.

8) специфические формы кооперации.В строительном производстве применяется только ему присущая форма кооперации. В промышленности она ограничивается в основном взаимо­отношениями завод - заказчик (потребитель) - поставщик. Соисполнитель в производстве какой-либо, машины независим в технологии и организа­ции выпуска своей продукции и выступает только в роли поставщика со­ответствующей детали или узла машины.

Наши рекомендации